Доклад Председателя Национального Банка Республики Казахстан Акишева Д.Т. на расширенном заседании Правительства с участием Главы государства
(г. Астана, 9 сентября 2016 года)

 

 

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Уважаемые участники заседания!

За относительно короткое время Национальный Банк сумел стабилизировать ситуацию на денежном и валютном рынках. Этому способствовало как улучшение мировой конъюнктуры на сырьевых рынках, так и совместные действия Правительства и Национального Банка по реализации первоочередных антикризисных мер. Золотовалютные резервы Национального Банка на конец августа составили 30,7 млрд. долл. С начала года - рост на 10% или на 2,8 млрд. долл. Валютные активы Нацфонда, несмотря на плановые изъятия гарантированного и целевого трансфертов, также остаются стабильными в размере 64,9 млрд. долл. Общая сумма резервов страны сейчас составляет 95,5 млрд. долл.

Мы миновали кризис ликвидности в банковской секторе; обеспечили адаптацию бизнеса и населения к новым условиях на валютном рынке и объяснили правила игры; выровняли конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, благодаря чему растет импортозамещение как по товарам, так и в сфере услуг; работаем над восстановлением кредитования банками экономики; обеспечили предсказуемость процентных ставок - на прошлой неделе впервые за последние 8 лет мы выпустили тенговые ноты Национального Банка со сроком 1 год со ставкой 12%, спрос превысил предложение в 4 раза.

Но это только начало пути. В условиях, когда экономический рост замедлился и требуется принятие действенных мер по восстановлению экономической активности, считаю одной из приоритетных задач Национального Банка - восстановление позиций банковского сектора!!! Не только как важного элемента обеспечения финансирования экономических потребностей страны, но и, как в прежние годы, одного из ведущих драйверов роста и проводника экономических реформ в реальном секторе экономики.

Мы накопили значительный опыт в антикризисных решениях проблем банковской системы. Но, к сожалению, прогресс в восстановлении сектора в последние годы остается низким. Сохраняется зависимость банков от программ государственной помощи, слабо используются механизмы реального списания плохих долгов, остаются высокая уязвимость к международным оценкам и низкие кредитные рейтинги.

Национальный Банк был вынужден заморозить ранее принятые решения по внедрению стандартов Базель III, в частности требования по повышению собственного капитала банков.

Однако, подобное положение лишь усугубляет ситуацию и отбрасывает банковскую систему на несколько лет назад, что недопустимо на таком конкурентном рынке. Новые цифровые технологии и инновации могут кардинально изменить правила игры и привести к еще большему смещению существующего банковского сектора на периферию международных тенденций. Нам нужно иметь современный и высокотехнологичный национальный банковский сектор, который позволит стране самостоятельно решать свои экономические задачи.

Поэтому мы готовы совместно с Правительством до конца этого года внести предложения по качественному улучшению работы банковского сектора и восстановлению кредитной активности, в том числе, рассмотрев вопросы возможной финансовой поддержки со стороны государства.

Во второй половине 2016 года будет постепенно восстанавливаться кредитование. Уже сейчас наблюдаются позитивные тенденции. Несмотря на то, что общие кредиты экономике выросли всего на 0,5% с начала года, отдельные сектора экономики демонстрируют значительный рост. С начала года кредиты малому предпринимательству выросли на 36%, сельскому хозяйству - на 13%, строительству - на 3%. В структуре всех кредитов экономике 83% составляют кредиты, выданные на срок свыше 1 года.

Для того, чтобы банки могли предоставлять более длинные тенговые кредиты необходимо наличие длинных тенговых депозитов. Однако, сейчас, даже в случае заключения договора депозита на длительный срок, любой вкладчик имеет право изъять свои накопления по первому требованию. Это правильно и такая практика должна сохраняться для большинства вкладчиков.

Однако, для тех вкладчиков, которые готовы размещать новые средства в банк с условием не изымать их досрочно, можно предусмотреть возможность открывать так называемые безотзывные депозиты. Это означает невозможность снятия вкладов до истечения их сроков, но и больший размер вознаграждения за такое ограничение. Это позволит банкам предлагать более широкую линейку депозитных инструментов, одновременно позволяя им иметь устойчивую базу фондирования для кредитования на длинные сроки. Такая практика применяется в США, Италии, Германии и Франции.

Мы готовы совместно с Правительством изучить этот вопрос и внести предложения.

Для обеспечения банков длинными тенговыми ресурсами Национальный Банк предлагает также восстановить систему секьюритизации ипотечных кредитов, которая успешно функционировала в Казахстане в 2000-х годах. Необходимо снова создать компанию, которая будет выпускать ипотечные облигации и выкупать на полученные средства пулы ипотечных кредитов у банков. Национальный Банк включит облигации такой компании в ломбардный список, а также предложит иные меры, обеспечивающие высокий спрос на такие инструменты. Банки получат постоянную ликвидность за счет продажи выданных ипотечных кредитов в такую компанию, что станет необходимым толчком для восстановления ипотечного кредитования. Для примера, Казахстанская ипотечная компания, созданная Национальным Банком в 1999 году, позволила развить ипотечное кредитование в годы, когда платёжеспособный спрос был намного ниже чем сейчас.

Национальный Банк продолжит проведение политики инфляционного таргетирования и режима свободного плавающего обменного курса тенге. Основной целью Национального Банка является достижение уровня инфляции на конец 2016 года в пределах коридора, установленного Правительством и Национальным Банком на 2016 год, то есть 6-8%. Национальный Банк предпримет все усилия в сфере денежно-кредитной политики, чтобы обеспечить достижение таргетируемого уровня. Мы рассчитываем на усиление совместных действий Правительства и местных исполнительных органов по контролю за инфляцией.

Ситуация на внутреннем валютном рынке в 2016 году нормализовалась. Изменение обменного курса тенге по отношению к другим валютам позволяет мгновенно реагировать на изменения внешней среды, что предотвращает накопление дисбалансов, которые происходили при фиксированном курсе.

Свободное плавание обменного курса обеспечивает поддержание конкурентоспособности отечественных производителей и стимулирует импортозамещение как товаров, так и услуг. Мы ожидаем, что это позволит постепенно выправить ситуацию в платежном балансе страны.

Решение о введении свободного обменного курса тенге было неизбежной необходимостью. Предложение иностранной валюты со стороны экспортеров на внутреннем валютном рынке сократилось в 2 раза. Если в 2013 году 100 крупнейших экспортеров Казахстана (они формируют 60% всей экспортной выручки) продали на валютном рынке 30 млрд. долл., то в 2015 году - только 13 млрд. долл., так как полученная ими экспортная выручка сократилась с 33 до 17 млрд. долл.

В нынешних условиях свободного плавания тенге существует возможность как ослабления обменного курса, так и его укрепления. Поэтому мы неоднократно рекомендовали предприятиям и населению не держать все накопления в иностранной валюте, а диверсифицировать их. Более того, ставки по тенговым депозитам для населения сейчас в 7 раз выгоднее, чем ставки по депозитам в иностранной валюте.

Мы видим, что в 2016 году начался активный процесс дедолларизации. С начала года депозиты в тенге выросли на 49% или на 2,4 трлн. тенге, в то время как депозиты в иностранной валюте сократились на 4,5% или на 500 млрд. тенге.

Тем не менее, адаптация общества и бизнеса к переходу на свободно плавающий обменный курс потребует времени. Высокая долларизация активов, «долларизация сознания» и слабое использование национальной валюты как единственно возможного средства измерения благосостояния и накоплений затрудняет этот процесс.

По дедолларизации активов - Национальном Банком реализован ряд мер по повышению привлекательности хранения депозитов в тенге. По «дедолларизации сознания» - также приняты определенные шаги, например, запрещено указание цен в иной валюте кроме тенге на интернет сайтах, в первую очередь по ценам на недвижимость и автомобили.

Нужно продолжить законодательное дестимулирование использования иностранной валюты при указании стоимости товаров и услуг (особенно в рекламе), запретить использование любых эквивалентов в иностранной валюте в выступлениях и информации государственных органов, за исключением показателей, которые не могут измеряться в национальной валюте или необходимы для межстранового сравнения. Пример «долларизации сознания» - указание вознаграждения призерам Олимпиады в иностранной валюте, хотя можно было указать в тенге.

Стремление жить и мыслить в тенге должно стать одним из идейных информационных направлений, которое мы готовы реализовывать совместно с Администрацией Президента и Правительством.

Для того, чтобы обеспечить диверсификацию инструментов инвестирования для сохранения накоплений наших граждан, а сейчас это в основном депозиты и наличные деньги, Национальный Банк планирует запустить для населения Программу популяризации аффинированных золотых слитков, наряду с имеющимися монетами из золота и серебра. Мы хотим предложить населению простой и понятный инструмент сбережений в виде физического золота, что может стать альтернативой иностранной валюте. Национальный Банк совместно с банками обеспечит ликвидность для такого рынка, чтобы у населения была возможность в любой момент как покупать, так и реализовать золото.

Национальный Банк недавно объявил о необходимости перезапуска фондового рынка и создания альтернативной среды, чтобы обеспечить финансирование реального сектора не только за счет кредитования банков, но и с помощью долговых инструментов, выпускаемых на фондовом рынке. Уже сейчас мы видим значительную активизацию предприятий, готовых привлекать деньги на фондовой бирже, и что самое главное инвесторов, которым такие инструменты интересны и нужны.

Также Национальный Банк приложит все усилия по исполнению Ваших поручений по работе Единого накопительного пенсионного фонда, совершенствованию инвестиционного управления Национальным Фондом и развитию Международного финансового центра Астана.

 

Благодарю за внимание!

 

13 сентября 2016, 10:32
Источник, интернет-ресурс: *Национального Банка РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код