Девальвация высшего образования в Казахстане или как ее избежать?

 

Оптимизация высших учебных заведений в стране стала очередным этапом масштабных реформ, инициируемых в рамках Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года. В 2015 году Комитет по контролю в сфере образования и науки организовал проверку 38 вузов, по итогам которой 3 привлечены к административной ответственности, у 2 приостановлено действие лицензии. В отношении 8 вузов в судебные инстанции были направлены соответствующие материалы. Решением суда 4 вуза привлечены к административной ответственности с приостановлением действия лицензии.

Аналогичная ситуация складывается и в области государственной аттестации. По итогам проверки курирующих органов из 25 вузов в 16 выявлены различные нарушения. Если анализировать ситуацию в разрезе последних 13 лет, то в целом, количество высших учебных заведений в стране уменьшилось со 180 до 127. И этот процесс продолжается. По мнению экспертов, не смотря на то, что в Казахстане сокращено уже порядка 30% вузов, с учетом численности населения и ориентиром на зарубежный опыт, их количество необходимо снизить, как минимум втрое.

По данным заместителя генерального прокурора Андрея Кравченко, в настоящее время Казахстан по количеству вузов на душу населения опередил даже общепризнанного лидера в области образования - Великобританию, где на 69 млн. населения приходится всего 89 вузов. Нужно ли нам такое «лидерство», особенно учитывая тот факт, что претендовать на звание вуза могут далеко не все организации, имеющие соответствующую лицензию? По статистике, каждый 3 из 4 проверенных частных вузов не соблюдают ГОСты образования. Как правило, большое количество вузов влияет на снижение качества предоставляемых услуг. Это и есть первый признак девальвации отечественного образования.

Количественный и качественный набор на образовательные программы - был и остается одним из основных критериев жизнеобеспечения высших учебных заведений. Начиная с 2006 года, в стране наблюдается резкий спад количества абитуриентов. Одна из причин - «демографический спад рождаемости населения» 90-х годов.

Доказательством низкой конкурентоспособности услуг на международном образовательном рынке выступает невысокая удельная доля иностранных студентов в казахстанских вузах, в отличие от западных. Например, в 2015 году их количество от общего числа обучающихся в стране составила 2,3% или 10 829 человек.

Немаловажная проблема - техническая оснащенность материальной базы, особенно актуальная для региональных государственных вузов, функционирующих еще с советского периода. Их непосредственная задача заключалась в обеспечении региональных экономик профессиональными кадрами, в первую очередь промышленных предприятий. Вместо этого они сосредоточились на подготовке специалистов юридического, экономического профиля. Вдобавок к этому в данную сверхконкурентную сферу включились и традиционные технические вузы. Для подобной работы нужна определенная материально-техническая база, сильный профессорско-преподавательский состав с большой долей зарубежных преподавателей, возможность вовлечения в учебный процесс представителей субъектов законотворческой деятельности. Однако, как показывает сложившаяся практика, все эти важные факторы отдельными игроками образовательного рынка не учитываются.

На сегодняшний день, в республике из 126 вузов каждый второй готовит юристов. За последние 12 лет подготовлено более 185 тысяч юристов. Это в четыре раза больше, чем 10 лет назад. По мнению заместителя генпрокурора А. Кравченко, не смотря на такое наличие кадров для оказания правовых услуг, нерешенные проблемы остаются, прежде всего, с качеством. «Большинство вузов, которые готовят юристов, не профильные. Юридическое образование для них является побочным видом деятельности, поскольку преследуется не столько подготовка юристов, сколько коммерческий интерес. Как следствие - многие выпускники юридических вузов не подготовлены как надо и, соответственно, не могут быть востребованы на рынке труда». Как следствие, армия «скороиспеченных» юристов и экономистов продолжают уверенно пополнять ряды молодых безработных казахстанцев.

Продолжающийся процесс оптимизации позволит снизить количество вузов, предоставляющих некачественное образование. Кроме того, необходима централизация и комплексное решение вопроса. В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Глава государства Н.А.Назарбаев отмечает «Профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах. Во многом это решит проблему занятости населения». В этом и заключается первостепенная задача для всех вузов.

Сокращение количества абитуриентов приводит к тому, что некоторые вузы начали демпинговать - снижать стоимость обучения для привлечения большего числа абитуриентов, несмотря на запрет Министерства образования и науки РК. Так, согласно п. 8 ст. 62 Закона РК «Об образовании», затраты организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования на одного обучающегося (на платной основе), не могут быть менее размера образовательного гранта или государственного образовательного заказа. В этом году данная сумма составила 346 тысяч тенге.

Во-первых, в действующем законе не предусмотрена четкая ответственность за нарушение данной нормы, тем самым предписание носит больше рекомендательный характер, нежели обязательный. Во-вторых, данную норму легко обойти через внутреннюю систему университетских скидок, когда сумму значительно уменьшают, отсюда и возникает риторический вопрос - насколько качественное образование предоставляют такие «бизнес» - университеты.

Понятно, что практически за каждым вузом стоит влиятельное лобби, которое противостоит закрытию слабых учебных заведений, поэтому очень своевременно было принято решение перейти с 2017 года от государственной аттестации к обязательной международной аккредитации казахстанских вузов. Именно объективная оценка признанных международных агентств будет способствовать признанию казахстанских дипломов, международной интеграции казахстанского образования, и в целом даст точную картину качества по отечественной высшей школе.

Также следует отметить, что абитуриенты, которые поступят в 2017 году, будут получать дипломы не государственного, а собственного, вузовского образца, что будет справедливым. Это послужит предпосылкой тому, что каждый вуз будет вынужден улучшать собственную академическую репутацию на системной основе.

В рамках Плана нации, в Казахстане предусмотрено «поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов, а также трансформация частных вузов в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой». По информации директора Департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Дархана Ахмед-Заки уже со следующего года планируется предоставление базовым вузам, самостоятельности на основе программ развития. С 2021 года данный опыт будет транслироваться на остальные вузы. Эти и другие инициативы позволят продолжить процесс оптимизации, в результате чего отдельным вузам останется либо измениться и стать сильными либо покинуть рынок образовательных услуг.

 

 

 

Мирхат Серикбаев, к.ю.н.

Докторант Бизнес-школы

АО «Университет КАЗГЮУ» 

 

19 сентября 2016, 12:57
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код