Быть достойными звания судьи

 

Инна Еньшина

 

Второй реформой Плана нации «100 конкретных шагов» определено обеспечение верховенства закона. Одним из основных направлений-модернизаций судебной системы Глава государства обозначил формирование качественного судейского корпуса. Центральная роль в этой работе отведена Высшему Судебному Совету РК.

За годы своего существования Совет прошел путь от консультативно-совещательного органа при Президенте до автономного государственного учреждения, ряд членов которого работают на освобожденной основе. О том, каким образом модернизирована деятельность ВСС, как на практике осуществляется кадровый отбор судей, и о первых результатах работы с начала 2016 года наш разговор с председателем Высшего Судебного Совета РК Анатолием Смолиным.

 

- Анатолий Сергеевич, в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» Высший Судебный Совет был кардинально реформирован. Теперь он стал автономным госучреждением со своим аппаратом. Насколько в связи с этим расширены полномочия и состав Совета?

- В рамках реализации 17-го шага Плана нации произошли кардинальные изменения, не только касающиеся правового статуса Совета как независимого государственного органа, но и затрагивающие его состав и полномочия.

Указом Президента РК от 3 февраля 2016 года в состав Совета, наряду с Председателем Верховного Суда, Генеральным Прокурором, председателями профильных комитетов Мажилиса и Сената Парламента, адвокатом, введены Министр юстиции, представитель уполномоченного органа по делам государственной службы, действующие судьи всех уровней и судьи в отставке, а также ученый-юрист. При этом Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор, представители Парламента и министры входят в Совет по должности.

Расширение персонального и качественного состава Совета проведено для обеспечения большей открытости и объективности его работы в соответствии со сложившейся международной практикой.

Ранее на постоянной основе в Совете работал только его Председатель. В настоящее время девять членов Совета работают на освобожденной основе, то есть на период членства, которое составляет три года, они освобождаются от выполнения своих обязанностей по основному месту работы. Такая модель работы Совета позволяет его членам полностью сосредоточиться на решении отнесенных к его компетенции вопросов.

Что касается новых полномочий Совета, то Законом «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан», принятым в декабре 2015 года, Совет в рамках обеспечения гарантий независимости судей наделен правом рассмотрения жалоб судей на решения Судебного жюри.

Также в связи с введением института оценки профессиональной пригодности судей по истечении первого года работы Совет наделен полномочиями по рассмотрению и утверждению результатов работы лиц, впервые назначенных на должность судьи.

Кроме того, к компетенции Высшего Судебного Совета отнесены вопросы формирования совместно с Верховным Судом кадрового резерва на руководящие судейские должности, определения порядка прохождения психологического тестирования кандидатами в судьи, ведения электронного персонального учета судей.

Важной новеллой является расширение перечня судейских должностей, занятие которых осуществляется на конкурсной основе.

Ранее через конкурс назначались только судьи районных и областных судов, а теперь такой порядок назначения введен и для председателей районных судов, и судей Верховного Суда. Это сделано для предупреждения влияния руководства судов на карьерный рост судей и направлено на усиление гарантий их независимости.

 

- Каковы результаты работы Совета с начала 2016 года?

- С начала текущего года практическая деятельность Совета была направлена на формирование качественного судейского корпуса и практическую реализацию 17-го шага Плана нации.

Проведено семь заседаний Совета, на которых сформированы Квалификационная комиссия по приему экзаменов у кандидатов в судьи, Республиканская комиссия по кадровому резерву на руководящие судейские должности, утверждены вопросы квалификационного экзамена на должность судьи, правила формирования и организации работы с кадровым резервом. Рассмотрено несколько жалоб судей на решения комиссий Судебного жюри.

В настоящее время по результатам конкурса на вакантные судейские должности назначено 122 судьи.

Заседания Совета проводятся публично, с участием представителей средств массовой информации и юридической общественности, а информация о принятых Советом решениях размещается на интернет-ресурсе Совета www.vss.gov.kz.

Таким образом, законодательные новеллы нами активно реализуются на практике.

 

- Как повлияло на работу Высшего Судебного Совета расширение состава Квалификационной комиссии, в которую теперь входят, наряду с представителями судейского сообщества республики, судьи в отставке, сотрудники правоохранительных органов, адвокатского сообщества, органов юстиции?

- Расширение качественного состава Квалификационной комиссии и изменение подходов к проведению квалификационного экзамена, ориентированного теперь на проверку умения претендентов применять свои знания на практике, положительно сказалось на отборе кандидатов в судьи.

Статистика показывает, что в 2015 году из 735 кандидатов в судьи успешно сдали экзамен 292 человека, или каждый третий, а в этом году из 150 - 31, или каждый пятый. То есть теперь мы можем говорить о том, что профессиональные качества кандидатов оцениваются на более высоком уровне.

Включение в состав Квалификационной комиссии представителей Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, нотариата и адвокатуры, практикующих юристов, судей в отставке позволяет более полно проверить знания кандидатов в каждой отрасли права, а также способствует их объективной и всесторонней оценке.

 

- В рамках реализации Плана нации существенно модернизирована система кадрового отбора судей. Каким образом изменились квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов в судьи в связи с принятием нового Закона «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» и Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы по вопросам Высшего Судебного Совета, судебной системы и статуса судей»?

- Новым законодательством оптимизирован механизм отбора кандидатов в судьи и значительно повышены требования, предъявляемые к ним. Так, претендент в судьи районного суда теперь должен иметь пятилетний стаж работы, связанной с судопроизводством, или же десять лет юридического стажа. Ранее было достаточно двух лет юридического стажа.

Кандидат в судьи областного суда должен иметь пять лет судейского стажа, а на должность судьи Верховного Суда - десять лет работы судьей, из которых пять лет - в областном суде. В основе такого подхода лежит принцип меритократии.

Помимо усиления требований к кандидатам в судьи, изменен и порядок их подготовки. Для того, чтобы стать судьей, у претендента есть два варианта - либо сдать квалификационный экзамен и пройти стажировку в суде, либо пройти двухгодичный курс обучения в специализированной магистратуре.

Кроме того, по аналогии с правоохранительными органами, для кандидатов, сдавших экзамен, введен институт полиграфологического исследования, предусматривающий проверку человека на «детекторе лжи».

После экзамена кандидат в судьи должен будет еще пройти годичную оплачиваемую стажировку с отрывом от основного места работы. Ранее подобная стажировка проводилась без отрыва от работы, что сказывалось на ее качестве.

При этом с пяти до четырех лет сокращены сроки действия результатов экзамена, в том числе сданного в магистратуре, и результатов стажировки. Это объясняется постоянным развитием общественных правоотношений и модернизацией законодательства, которое должен знать будущий судья.

 

- Что собой представляет система ситуационных тестов, введенная для проверки профессиональных навыков и умений кандидатов в судьи? Каким образом на практике кандидаты в судьи сдают данные тесты и насколько успешно?

- Процедура сдачи квалификационного экзамена кандидатами в судьи включает в себя три этапа, первым из которых является проверка знаний претендента в рамках компьютерного тестирования. Второй этап направлен на проверку способности кандидата применять свои знания на практике и проводится в форме устного собеседования по экзаменационным билетам.

В общей сложности разработано 50 билетов, при этом экзаменационный билет состоит из трех практических заданий, целью которых является определение знаний по уголовному, гражданскому и административному праву, а также процессуальному законодательству, выявляется способность логически правильно и грамотно излагать свое мнение. Типовые вопросы компьютерного и устного экзаменов размещены на интернет-ресурсе Совета.

В текущем году компьютерное тестирование успешно прошли 43 кандидата, из них 31 лицо, или 72 процента сдали, и устный экзамен. То есть каждый третий претендент, имея хорошие теоретические знания и прошедший компьютерный тест, не смог подтвердить свои способности по практическому применению имеющихся знаний, в результате Квалификационная комиссия выставила им отрицательную оценку.

На третьем этапе кандидаты проходят психологическое тестирование и полиграфологическое исследование.

 

- На ваш взгляд, насколько важное значение имеет введение по аналогии с правоохранительными органами полиграфологического исследования для кандидатов в судьи? Есть ли первые результаты применения данного метода кадрового отбора?

- Прежде всего стоит отметить, что правила прохождения полиграфологического исследования кандидатами в судьи утверждены постановлением Правительства от 7 апреля 2016 года. Особенность полиграфологического исследования состоит в том, что кандидаты в судьи вне зависимости от региона проживания проходят его на базе Комитета национальной безопасности РК. С начала 2016 года нами направлен и прошел исследование 31 кандидат в судьи.

Основными задачами исследования являются прежде всего выявление у кандидата противоправных намерений, скрытых расстройств поведения, негативной зависимости, сокрытие и искажение анкетных данных и данных о доходах, совершения ранее коррупционных правонарушений, контактов с преступными и террористическими организациями, а также совершения иных противоправных действий.

Вершить правосудие должны самые достойные и наиболее подготовленные профессионалы с большим жизненным опытом и высокими моральными принципами.

При этом, как показывают результаты полиграфологического исследования, не все кандидаты, успешно сдавшие теоретический и практический экзамены, в перспективе смогут стать судьями, поскольку не были искренними, отвечая на поставленные вопросы.

 

- Насколько изменения, внесенные в систему отбора судей, способствовали ее совершенствованию, и планируется ли в ближайшем будущем еще какие-либо нововведения в системе кадрового отбора?

- Первые результаты практической реализации законодательных новелл уже имеются. Как я отмечал ранее, число лиц, успешно сдавших квалификационный экзамен, значительно сократилось. То есть теперь судьями могут стать только лица, хорошо знающие законодательство и умеющие его применять на практике.

В марте этого года при проведении конкурса на занятие судейских должностей более 150 кандидатов не были допущены к конкурсу в связи с отсутствием у них необходимого стажа. Это свидетельствует о том, что теперь судьями смогут стать только лица, имеющие достаточный профессиональный и жизненный опыт.

Положительно зарекомендовала себя практика обсуждения кандидатов на пленарных заседаниях судов и на Советах по взаимодействию с судами. При подведении итогов конкурса Совет отказал в назначении судьями некоторым лицам, имеющим по документам безупречную репутацию, поскольку в ходе их обсуждения на местах были установлены сведения, отрицательно их характеризующие. Это подтверждает активное участие общественности в подборе судей.

При этом вся информация об участниках конкурса на должность судьи, результатах их обсуждения на местах является абсолютно прозрачной и размещена на интернет-ресурсе Совета.

Но это только первые шаги. Окончательные результаты мы сможем увидеть в перспективе, оценивая качество работы судей, отобранных по новым требованиям, по итогам отправления ими правосудия за конкретный промежуток времени, например, через год.

Я уверен, что результаты реформы и полученный опыт положительно скажутся на достижении поставленных целей. Что касается будущих нововведений, надо понимать, что судебная система является неотъемлемой частью жизни общества. Общество развивается, следовательно, будет развиваться и судебная система, в том числе это касается и кадрового отбора судей.

 

 

21 сентября 2016, 12:07
Источник, интернет-ресурс: Еньшина И.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код