Только по заявлению заказчика

 

Ардак Акетаев,

судья Жамбылского областного суда

 

Одним из приоритетных направлений рассмотрения дел в судах являются правоотношения признания потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

1 января 2016 года введен в действие обновленный Закон РК «О государственных закупках». Согласно п. 4 ст. 12 нового Закона реестр недобросовестных участников госзакупок представляет собой перечень:

- поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которого заключен такой договор;

- потенциальных поставщиков, определенных победителями (потенциальных поставщиков, занявших второе место), уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;

- поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

При этом в судебном порядке разрешаются вопросы признания поставщика недобросовестным участником госзакупок, предусмотренных в пп. 1), 3) данной статьи закона.

 

При наличии опыта работы

 

Субъектами системы госзакупок согласно пп. 19) ст. 2 Закона являются потенциальный поставщик, поставщик, заказчик, организатор госзакупок, единый организатор госзакупок, единый оператор, уполномоченный орган, эксперт.

В ст. 9 Закона предусмотрены требования, предъявляемые к потенциальному поставщику, в старом законе эти требования подразделялись на общие и специальные, в действующем - объединены в одно понятие.

К потенциальным поставщикам предъявляются следующие квалификационные требования:

- правоспособность (для юридических лиц), гражданская дееспособность (для физических лиц);

- платежеспособность, отсутствие налоговой задолженности;

- они не должны подлежать процедуре банкротства либо ликвидации;

- наличие соответствующих материальных и трудовых ресурсов, достаточных для исполнения обязательств по договору о госзакупках товаров, работ, услуг;

- наличие опыта работы.

В этом списке новым требованием является наличие опыта работы, которое устанавливается в соответствии с критериями, определяемыми правилами осуществления госзакупок.

Согласно п. 161 «Правил осуществления государственных закупок», утвержденных приказом Министра финансов РК от 11 декабря 2015 года № 648, при рассмотрении вопроса наличия опыта работы потенциального поставщика, участвующего в конкурсе, конкурсная комиссия рассматривает опыт работы только на рынке поставки товара, выполнения работ и оказания услуг, приобретаемых на данном конкурсе, в том числе по схожим видам товаров, работ, услуг.

Также следует обращать внимание на новые разъяснения, указанные в п. 2 ст. 9 Закона, согласно которым не допускается установление квалификационных требований, указанных в пп. 4) п. 1 настоящей статьи, которые:

- ограничивают и необоснованно усложняют участие потенциальных поставщиков в госзакупках;

- непосредственно не вытекают из необходимости выполнения обязательств по договору о госзакупках товаров, работ, услуг,

В п.6 ст. 9 Закона четко определены предельные объемы работ и услуг, которые могут быть переданы субподрядчикам (соисполнителям) для выполнения работ либо оказания услуг, не должны превышать в совокупности двух третей объема выполняемых работ или оказываемых услуг.

При этом субподрядчикам (соисполнителям) запрещается передавать иным субподрядчикам (соисполнителям) объемы выполнения работ либо оказания услуг, являющихся предметом проводимых госзакупок.

Раньше факт того, что наличие квалификационных требований не распространяется на случаи осуществления госзакупок способом запроса ценовых предложений, устанавливался посредством судебной практики, в п. 7 ст. 9 Закона это уже закреплено законодательно. Более того, эти требования не распространяются на государственные закупки, осуществляемые способом из одного источника и через товарные биржи.

Основания признания потенциального поставщика недобросовестным участником госзакупок, предусмотренные в предыдущем законе, остались неизменными.

 

Не позднее пяти дней

 

Норма, регулирующая последствия предоставления потенциальным поставщиком недостоверной информации (ст. 11 Закона), претерпела существенные изменения. Если в прежней редакции Закона данная норма содержала обтекаемые понятия, то в новом Законе последствия предоставления потенциальным поставщиком недостоверной информации определены четко.

В новом Законе, чтобы признать лицо недобросовестным участником государственных закупок, вследствие предоставления недостоверной информации, он должен быть победителем конкурса и с ним должен быть заключен договор.

Ранее если обязанность по уведомлению заказчика и уполномоченного органа о фактах предоставления потенциальным поставщиком недостоверной информации возлагалась на все уполномоченные лица, установившие подобный факт, то в новом Законе эта норма более конкретизирована.

Согласно п. 3 ст. 11 Закона теперь только уполномоченный орган либо органы государственного аудита и финансового контроля, установившие факт предоставления потенциальным поставщиком недостоверной информации, позволившей ему стать победителем конкурса (аукциона), не позднее пяти рабочих дней со дня установления такого факта письменно уведомляют об этом:

- заказчика, если такой факт установлен после заключения договора о государственных закупках;

- организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, если такой факт установлен до заключения договора о государственных закупках.

При этом, если ранее на лицо, установившее подобный факт, возлагалась обязанность обращения в суд с иском о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок в течение определенного срока, то в новом законе такой обязанности уже нет, она возлагается только на заказчика.

 

Обязательное условие - заключение договора

 

Анализ норм закона позволяет сделать вывод о том, что существенное отличие нового Закона от старого заключается в признании недобросовестным участником государственных закупок в судебном порядке только поставщиков (а не потенциальных поставщиков), признанных победителями и заключивших договор о госзакупках, а также не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

Потенциальные же поставщики признаются недобросовестными участниками госзакупок, определенными победителями, но уклонившимися от заключения договора во внесудебном порядке, т.е. на основании решения уполномоченного органа. Примечательно то, что в новом Законе в этот список включены также потенциальные поставщики, занявшие вторые места.

Согласно пп. 21) ст. 2 Закона уполномоченным органом в сфере государственных закупок является орган, осуществляющий руководство в сфере государственных закупок.

23 сентября 2016, 09:22
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Юридическая газета»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код