Лента новостей
0

Административные правонарушения в сфере таможенного дела (К. Айткалиева, Судья суда г.Астаны)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 23.09.2016 20:31 Фото: zakon.kz

Административные правонарушения в сфере таможенного дела

 

Айткалиева К.

Судья суда г.Астаны

 

Таможенным делом (регулированием) в Республике Казахстан признается регулирование отношений на части таможенной территории Таможенного союза (территории Республики Казахстан), на которой Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей и налогов, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Основными нормативными правовыми актами в данной области являются:

1. Конституция Республики Казахстан.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 года, принятый Договором о Таможенном кодексе Таможенного Союза в г. Минске 27.11.2009 года.

3. Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 30.06.2010 года.

4. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.

5. Постановления Правительства Республики Казахстан, касающиеся таможенной деятельности.

6. Инструкции и Приказы Министерства финансов Республики Казахстан.

7. Решения комиссии Таможенного союза.

8. Технические регламенты Таможенного союза.

Таможенное законодательство - комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной право-отраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенными операциями, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики государства.

Главная особенность таможенных отношений состоит в том, что все они складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей.

Таможенные правоотношения охватывают: организацию таможенного дела; перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств; регулирование таможенных режимов; взимание таможенных платежей; предварительные операции; таможенное оформление; таможенный контроль над товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Казахстан; валютный контроль; совершение правонарушений (административных и уголовных) в сфере таможенного дела; обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц; организацию государственной службы в таможенных органах и выполнение государственными служащими возложенных на таможенные органы задач и функций.

1 июля 2010 года вступил в законную силу Таможенный кодекс Таможенного союза, что ознаменовало собой создание единого таможенного пространства России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана.

При рассмотрении таможенных споров, возникших после введения в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, судам следует иметь ввиду приоритетность законодательства Таможенного союза перед национальным законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, Кодексом РК «О таможенном деле в Республике Казахстан» и другими законодательными актами.

Основной целью принятия нового Кодекса РК «О таможенном деле в Республике Казахстан» явилось приведение национального таможенного законодательства в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза. В рамках реализации нового кодекса приняты постановления Правительства Республики Казахстан, которые детально регулируют вопросы взаимодействия юридических и физических лиц с таможенными органами при осуществлении таможенного администрирования; приказы уполномоченного государственного органа в сфере таможенного дела, направленные на урегулирование внутренних вопросов государственных органов при осуществлении таможенного администрирования.

Анализ существующей судебной практики специализированного межрайонного административного суда г. Астаны показал, что за прошедший период 2016 года рассмотрены дела по статье 541 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП), другие дела в сфере таможенного дела не рассматривались. Если проанализировать состав статьи 541 КоАП, необходимо отметить, что объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения, связанные с осуществлением таможенных операций, предшествующих подаче таможенной декларации.

Под временным хранением товаров в соответствии со статьей 167 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту ТК ТС), статьей 259 Кодекса РК «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее по тексту ТК РК) понимается хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно статьям 170 ТК ТС, 268 ТК РК срок временного хранения товаров составляет два месяца, который исчисляется со дня, следующего за днём регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четырёх месяцев. В отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, срок хранения составляет шесть месяцев. По смыслу части 4 статьи 170, статьи 174 ТК ТС по истечении срока временного хранения товары должны быть помещены под таможенную процедуру, которая начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. До истечения срока временного хранения товары должны быть выпущены в соответствии с определённым таможенным режимом либо оформлены в соответствии с иной таможенной процедурой.

Таким образом, объективная сторона данного правонарушения выражается в непринятии лицом в течение срока временного хранения товаров всех надлежащих мер по выпуску товаров, в результате чего на момент истечения срока временного хранения товары не помещены под таможенную процедуру.

Субъектом данного правонарушения является декларант, поскольку в соответствии с таможенным законодательством именно на него возложена обязанность по принятию мер для обеспечения выпуска товаров и (или) транспортных средств (ст. 188 ТК ТС). При этом физическое лицо, поместившее товар на склад временного хранения, получателем которого является юридическое лицо, не является субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 541 КоАП.

Привлечение к ответственности юридических лиц за нарушение таможенных правил не может обосновываться одним только фактом нарушения таможенных правил. К основаниям ответственности, исходя из общего понятия состава правонарушения, относится и вина. Для правильной квалификации правонарушения необходимо проверить указанные в таможенной декларации сведения о товаре на предмет их соответствия фактически представленному таможенному органу товару. Недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным представителем соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объём товара), т.е. не заявляется весь товар либо его часть.

Проблемные вопросы при рассмотрении дел данной категории не возникали, административные взыскания наложены в пределах санкции статьи, судьи в постановлениях раскрывают квалификацию действий, мотивируют состав административного правонарушения в соответствии с диспозицией статьи 541 КоАП. По делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами по ст. 541 КоАП протоколы об административных правонарушениях согласно ст. 804 КоАП имеют право составлять должностные лица органов государственных доходов.

Согласно части 1 статьи 25 КоАП под административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.

Частью 2 предусмотрено, что административная ответственность за правонарушения, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности.

В части 1статьи 822 КоАП дан исчерпывающий перечень, что должно быть указано в постановлении по делу об административном правонарушении, в частности: 1) должность, фамилия, инициалы судьи, должностного лица, вынесшего постановление; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело: для физических лиц - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер, сведения о регистрации по месту жительства, место работы; для юридических лиц - наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, номер и дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер и банковские реквизиты; 4) язык производства по рассматриваемому делу; 5) статья настоящего Кодекса, предусматривающая ответственность за административное правонарушение; 6) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 7) решение по делу; 8) порядок и сроки обжалования постановления; 9) сроки добровольной уплаты штрафа или исполнения иного вида административного взыскания.

Часть 2. Постановление по делу об административном правонарушении должно быть законным и обоснованным. Согласно части 1 статьи 44 КоАП административный штраф, есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях Особенной части настоящего раздела, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент возбуждения дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 893 КоАП штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати суток со дня вступления постановления в законную силу.

Согласно части 1 статьи 45 КоАП конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении их в собственность государства в установленном законодательством порядке.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, предмета, подлежащего возвращению его собственнику либо изъятого из оборота. Предмет, изъятый из оборота, подлежит обращению в собственность государства или уничтожению.

Часть 2. Конфискации подлежит лишь предмет, являющийся собственностью нарушителя, если иное не предусмотрено Особенной частью настоящего Кодекса.

Часть 4. Конфискация применяется судьей и может налагаться в случаях, когда она предусмотрена соответствующей статьей Особенной части настоящего раздела в качестве административного взыскания.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, находившихся при физическом лице, об изъятых документах и имуществе, принадлежащих юридическому лицу, при этом: 1) предметы, явившиеся орудиями либо предметами совершения административного правонарушения и принадлежащие физическому или юридическому лицу, привлеченному к административной ответственности, в случаях, предусмотренных санкциями норм Особенной части раздела 2 настоящего Кодекса, конфискуются либо передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются, в остальных случаях возвращаются по принадлежности.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении орудия либо предмета совершения правонарушения в собственность государства в установленном законом порядке (часть 1 статьи 45 КоАП). В последующем судьба конфискованного товара решается в порядке исполнительного производства, в частности, действует постановление Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2002 года № 833 «Некоторые вопросы учета, хранения, оценки и дальнейшего использования имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства по отдельным основаниям».

Согласно Методическим рекомендациям по оформлению судебных актов судов Республики Казахстан, утверждённым Председателем Верховного Суда Республики в 2010 году, судебный акт должен иметь четкую структуру, быть стилистически и грамматически правильным. Поэтому, при принятии решения судьи обязаны не только выполнять требования процессуального законодательства о законности, обоснованности и мотивированности судебных актов, но и ответственно относиться к их изложению и оформлению, поскольку грамотное изложение и оформление судебных актов являются показателями высокого уровня профессиональной культуры судьи, проявления уважения к участникам судебного разбирательства и другим лицам.

С учетом изложенного, в целях устранения и предотвращения в деятельности судей нарушений законодательства при привлечении к административной ответственности и наложении административных взысканий за административные правонарушения, необходимо соблюдать требования административного законодательства.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: