Ко Дню казахстанского Дня труда

 

Развитие HR-менеджмента в Казахстане - настало время перемен

 

В этом году День труда казахстанцы отмечают в третий раз. Отрадно, что развитию человеческого капитала в последние годы в нашей стране уделяется все более пристальное внимание, как со стороны общественности, так и непосредственных руководителей отечественных компаний. Первостепенная роль в формировании квалифицированного, правильно мотивированного и успешного коллектива любой организации отводится кадровым службам. Учитывая стратегически важные задачи, поставленные сегодня перед HR-менеджерами, им предъявляются соответствующие требования, продиктованные современными тенденциями в области управления персоналом в Казахстане. Эксперты отмечают - среди ключевых факторов достижения успеха в профессиональной области, наряду с разработкой эффективной маркетинговой стратегии, использованием различных технологий продвижения продукта выступает наличие квалифицированной службы HR-менеджеров. А вот с какими трудностями им приходиться сталкиваться в своей ответственной работе, и какие профессиональные качества, с учетом нынешних реалий развития кадровой отрасли в стране, должны присутствовать в арсенале каждого успешного кадровика? Эти и другие вопросы накануне праздника мы решили адресовать Айдару Абраеву, сертифицированному коучу, бизнес-тренеру Университета КАЗГЮУ, специализирующегося в области повышения квалификации HR-менеджеров в Казахстане.

 

Развитие HR-менеджмента в Казахстане - настало время перемен (Архарова Д., Астана)- Айдар, в начале беседы расскажете вкратце о своем профессиональном развитии и выборе профессии?

- Можно сказать, что мой путь приобретения знаний и профессионального развития неразрывно связан с Университетом КАЗГЮУ. Это мой родной альма-матер, где я завершил обучение в рамках программы бакалавриат. Затем предстояла магистратура в университете Ноттингема, после чего я снова вернулся в КАЗГЮУ, но уже в новом статусе - бизнес-тренера. Сегодня я являюсь сертифицированным тренером Британского совета, обучаю топ-менеджеров ряда отечественных компаний, также имею опыт работы в неправительственном секторе, проходил стажировки в ряде зарубежных стран, в том числе Сингапуре, США, Англии.

 

- Как возникла идея внедрить в процесс повышения квалификации представителей кадровых служб абсолютно новое для нашей страны направление - программу HR-менеджмента?

- Я много где был и учился, и, пребывая в университетах мирового класса, осознал, что в Казахстане необходимо развивать человеческий потенциал. В КАЗГЮУ я начал свою деятельность с реализации проекта профессионального развития и повышения квалификации преподавателей. Успешно проведя несколько курсов, проект вызвал интерес со стороны общественности, руководства вуза и Бизнес-школы. Идея развития направления HR менеджмента нашла свое отражение в сфере высшего образования, где мне оказали поддержку в ее реализации. Впоследствии и была разработана основа концепции программы HR менеджмента в Казахстане.

 

- С какими барьерами в профессиональной деятельности, как правило, сталкиваются HR-специалисты в Казахстане?

- Сегодня многие отечественные компании переходят на корпоративное управление и перенимают стандарты управления персоналом на основе мировой практики. Основная проблема, с которой сталкиваются HR-менеджеры - это отсутствие стандартов в профессиональной деятельности. Здесь будут уместны слова Дейва Ульриха, профессора Бизнес-школы Мичиганского университета, который уверен, что «HR должен научиться думать как бизнесмен. Это означает, что HR-профессионал должен разбираться и в финансах, и в стратегии, и маркетинге. Только тогда он будет понимать инвесторов и клиентов, а руководство, в свою очередь, лучше поймет его. Только после этого начинаются HR-практики».

Как свидетельствует опыт работы многих казахстанских руководителей, зачастую HR-службы воспринимаются как подразделение, функции которого заключаются только в выполнении оформленных руководством решений, иными словами поручений. Многие руководители по-прежнему воспринимают деятельность службы управления персоналом, как службу со вспомогательными и второстепенными функциями. Согласно недавно проведенным исследованиям, о таком непонимании руководителем роли и задач кадровой службы говорит почти каждый второй HR-специалист. Идет восприятие HR в качестве кадровика или представителя кадрового делопроизводства. Далеко за примером ходить не стоит. Довольно распространенная практика наших дней - компании, где нет собственной отдельной службы HR, вопросами кадрового делопроизводства занимается лишь одна штатная единица.

Еще один немаловажный вопрос - отсутствие отдельных бюджетов на проведение HR-мероприятий, на развитие программ, проектов и поддержку новых технологий, которые появляются в сфере HR. Как следствие, мероприятия не финансируются, не внедряются инновационные инструменты HR. Имеет место дефицит информации об инструментах управления человеческими ресурсами. Зачастую сами менеджеры признаются в неготовности к изменениям, отсутствии внутренних коммуникаций в компании.

В современном мире работник HR должен выработать мышление бизнесмена - понимать, что такое бизнес, финансы, стратегии, маркетинг. Зачем? Чтобы уметь общаться на одном языке с инвесторами, потенциальными клиентами и с непосредственным руководством в первую очередь. Только при соблюдении всех этих условий можно говорить о наличии эффективного HR менеджмента в нашей стране.

 

- Айдар, насколько актуальной и востребованной в Казахстане, на Ваш взгляд в качестве опытного эксперта в области менеджмента, является программа развития HR менеджмента, реализуемая Бизнес-школой КАЗГЮУ, и в чем заключаются ее принципиальные преимущества?

- Я считаю, что принятие программы весьма своевременный шаг. Она построена очень гибко, с возможностью обучения без отрыва от производства. Полноценный MBA предусмотрен для тех, кто желает пройти полный курс обучения. Также для HR менеджеров, консультантов, первых руководителей разработана отдельная сертификационная краткосрочная программа, больше практикоориентированная. Новый проект направлен на формирование профессиональных компетенций в самых различных областях HR-менеджмента. Высококвалифицированные отечественные и зарубежные эксперты обучат основам стратегического менеджмента, управлению человеческими ресурсами, маркетингу, анализу бизнес-исследований, бренд-менеджменту и другим актуальным на сегодняшний день направлениям в сфере HR.

В рамках обучения слушатели освоят ораторское искусство, овладеют навыками управления конфликтов, изучат технику ведения сложных переговоров, командообразования, технологию разработки и принятия управленческих решений, тайм-менеджмент, развитие карьеры, коучинг и менторство, этику и психологию делового общения и многое другое.

По завершению курса выпускники программы MBA и HR-менеджмент получат диплом государственного образца, диплом собственного образца КАЗГЮУ и сертификат международного стандарта, разработанного совместно с международной организацией Hill international.

Отдельно хотелось бы отметить, что одна из основных методик обучения - разбор и составление кейсов, проведение нашими слушателями полноценных бизнес-исследований в области HR. На сегодняшний день продолжается формирование групп из числа наших выпускников, потенциальных партнеров, клиентов, которые желают улучшить свои навыки и компетенции в HR менеджменте.

 

- Кто является партнером программы?

- Hill International- один из мировых лидеров в области развития HR менеджмента, консультанты по управлению персоналом и организационному развитию с многолетним опытом. Научно-исследовательский Центр Hill International разрабатывает современные HR методики и инструменты, соответствующие мировым стандартам бизнес психологии. Компания имеет 50 офисов в более чем 30 странах. Доктор Отмар Хилл, основатель Hill International, уверен, что организации могут существовать и развиваться только благодаря своим сотрудникам. Цель компании - раскрытие потенциала людей и организаций. Применение инновационных инструментов Hill International позволят нашим слушателям прикоснуться к передовым практикам, каждый из них получит полный пакет навыков и знаний по современным направлениям HR-менеджмента. Это - повышение эффективности своих сотрудников, уменьшение количества или предупреждение трудовых конфликтов, умение вести переговоры, развитие вовлеченности персонала, и как результат, улучшение эффективности управления персоналом в компании, снижение издержек, связанных с текучестью кадров.

 

Динара АРХАРОВА, Астана

 

 

 

24 сентября 2016, 10:56
Источник, интернет-ресурс: Сетевое издание «Zakon.kz»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код