Лента новостей
0

Накануне VII съезда судей Республики Казахстан (А. Сарсенбаев, Судья Верховного Суда Республики Казахстан)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 27.09.2016 20:51 Фото: zakon.kz

Накануне VII съезда судей Республики Казахстан

 

А. Сарсенбаев,

Судья Верховного Суда

Республики Казахстан

 

На предстоящем VII съезде судей планируется обсуждение проекта Этического кодекса принципов и правил поведения судей (далее - проект), необходимость разработки которого вытекает из осуществления 19 шага Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева». Хотелось бы вкратце рассмотреть историю принятий кодексов судейской этики на протяжении последних двух десятилетий, их нормы, а также остановиться на положениях проекта с учетом заключения Венецианской комиссии, международного опыта.

 

1. Кодекс судейской этики Республики Казахстан: этапы принятия и совершенствования в рамках проведения съездов судей.

Начиная с 1996 года, в Республике Казахстан проведено шесть съездов судей (до 2005 года проводились каждые три года, в последующем каждые четыре), которые были итогом работы судейского сообщества по реализации задач, поставленных на предыдущем съезде, и точкой отсчета для внедрения новых реформ с целью дальнейшего совершенствования судебной системы. На каждом съезде судей в условиях развития законодательства и модернизации институтов, обеспечивающих в государстве верховенство права, поднимались вопросы по реформированию судебной системы, в том числе и морально-этического облика судей.

Первое десятилетие условно охватывает период с 1996 по 2006 годы. Впервые съезд судей состоялся 19 декабря 1996 года, который учредил Республиканское общественное объединение «Союз судей Республики Казахстан» и признал целесообразным принятие Кодекса судейской этики (далее - Кодекс) и Устава Союза судей. Кодекс закрепил основные принципы поведения судей: обязанность судьи к установлению высших стандартов поведения и следовать им для того, чтобы укреплять независимость судейства и уважение к нему; уважать независимость и честь судебной власти, которая является неотъемлемым элементом демократического общества; судья - носитель уважения и престижа судебной власти. Кодекс состоял из семи статей, нормы которого регламентировали должное поведение судьи в профессиональной деятельности и вне службы. Так, согласно статье 1 Кодекса судья должен быть верным своему призванию, неукоснительно следовать законам, уважать их и вести себя в суде так, чтобы оправдывать общественное доверие к суду, выражать спокойствие, вежливость и учтивость к участникам процесса. Вне службы судья должен вести себя так, чтобы возможность конфликта с его судебными обязательствами была минимальной, и поэтому своим поведением судья должен управлять так, чтобы: не было оснований для сомнения в его беспристрастности; не порочило звание судьи; не препятствовало в выполнении своих обязательств соответствующим образом (статья 4 Кодекса).

Редакция первого Кодекса действовала до принятия постановления третьего съезда судей Республики Казахстан от 6 июня 2001 года.

25 января 1999 года состоялся ІІ съезд судей Республики Казахстан, основными темами которого стали деятельность судейского корпуса по соблюдению законности при осуществлении правосудия, повышение престижа и авторитета судебной власти, обеспечение подлинной независимости судей, воспитание кадров судебных работников в духе принципиальности, справедливости и честности; обеспечение профессионального роста судей, безусловное соблюдение каждым из них требований Конституции и законов, исключение фактов недобросовестного отношения к исполнению служебного долга.

ІІІ съезд судей Республики Казахстан, состоявшийся 6 июня 2001 года, ознаменовался внесением изменений и дополнений в Кодекс, в частности его положения были изложены в новой редакции. Так были дополнены принципы поведения судей нормой об избежании судьей компрометирующих его должность обстоятельств в любых формах своей деятельности. Статья 1 Кодекса закрепила положение о том, что судья должен быть верен своей клятве, неукоснительно следовать законам и вести себя так, чтобы не было сомнения в его беспристрастности и честности. Новизной статьи 2 Кодекса была норма о том, что судья должен принимать решение, основываясь только на тщательном установлении фактов, в соответствии с законом и совестью. Из статьи 5 Кодекса исключены положения о том, что судья может публично представлять или иным образом давать консультации законодательным, исполнительным или общественным организациям только касательно юридических проблем, а также что судья может участвовать в коммерческой деятельности в качестве «пассивного» участника (владеть акциями, ценными бумагами и т.д.) при условии, если такая деятельность не будет оказывать негативное влияние на его положение как судьи и не будет нарушать требования закона. Положения статьи 6 Кодекса о том, что судья не может заниматься частной практикой, но может представлять себя и членов своей семьи и готовить юридические документы для них, а также вправе совершать сделки, не носящие постоянных характер, если при их выполнении не были нарушены нормы настоящих правил также были исключены.

3 июня 2005 года прошел IV съезд судей, на котором значительное место в деятельности судейского сообщества занимали вопросы борьбы с коррупцией, дальнейшего развития системы правосудия, повышения правового и социального статуса судей, укрепления реальной независимости судей путем необходимости внесения изменений и дополнений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

Второе десятилетие охватывает период с 2007 года по настоящее время и включает в себя проведение V и VI съездов судей.

V съезд судей Республики Казахстан от 18 ноября 2009 года утвердил своим постановлением новый Кодекс судейской этики, тем самым редакция Кодекса от 1996 года признана утратившей силу. Кодекс состоит из 9 статей, нормы которого являются действующими в настоящее время. Должность судьи непосредственно связана с высокими этическими требованиями, поэтому Кодекс определяет правовые рамки, в которых судья должен строить свое поведение в служебной деятельности и в личной жизни.

Целью VI съезда судей, проведенного 20 ноября 2013 года, являлись подведение итогов реализации задач, обозначенных Главой государства на предыдущем форуме, рассмотрение актуальных вопросов правосудия и выработка мер в рамках Стратегии «Казахстан - 2050» и Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, определение роли судебной системы во вхождении Казахстана в 30 наиболее развитых государств мира. И на этом съезде вопрос повышения нравственного уровня судейских кадров остается актуальным.

Таким образом, можно констатировать, что вопрос этического поведения судьи был предметом обсуждения на каждом съезде судей, первый Кодекс заложил основные принципы поведения судей, последующие изменения и дополнения в его редакцию в основном сохранили преемственность. Между тем, нормы действующего Кодекса, на наш взгляд, носят несколько формальный характер, не учитывают возросшие требования общества к морально-нравственному облику судьи, а не только к его профессиональной деятельности, поэтому требуют пересмотра положений, регламентирующих этическую основу поведения судей в профессиональной деятельности, обществе, семье и быту.

 

2. Проект Этического кодекса принципов и правил поведения судей (далее - проект Кодекса), состоящий из 5 глав и 33 статей, оценен на международном уровне (проект Кодекса был представлен на заседании Европейской Комиссии за демократию через право в Венеции и получил положительные отзывы).

Положения проекта Кодекса основываются на Конституции Республики Казахстан, Конституционном Законе «О судебной системе и статусе судей» и соответствуют международным стандартам («Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Бангалорские принципы поведения судей»), доказательством чего является статья 4: «В тех случаях, когда какие-либо вопросы, связанные с судейской этикой, оказываются не урегулированными данным Кодексом, судья должен следовать общепринятым принципам нравственности и морали, а также международным стандартам в области правосудия и соблюдения судейской этики.».

Структурное разделение на главы и статьи в проекте Кодекса позволяет выстроить тематику контекста, представляется правильным в плане восприятия, как документа, содержащего нормативную регламентацию. Поэтому целесообразным считаем выделение в отдельные главы основных принципов этического поведения судей, этических правил поведения судьи при исполнении профессиональных обязанностей, а также в семье и в быту.

Так, статьи 9-12 проекта Кодекса раскрывают содержание таких принципов как независимости судей и подчинение их только закону, равенства перед судом и законом, честности и неподкупности, уважения чести и достоинства личности.

Положения статей 13-21 проекта Кодекса регламентируют этические правила поведения судьи при исполнении профессиональных обязанностей, в частности статьи 13-15 проекта закрепляют поведение судьи в судебном заседании, где судья должен обеспечить высокую культуру его проведения и стремиться к тому, чтобы граждане, вызванные в суд, прониклись глубоким уважением к правосудию.

Статьи 16, 17, 22 проекта Кодекса основаны на нормах Конституции Республики Казахстан (пункт 1 статьи 76, пункт 4 статьи 79) и детализируют поведение судьи при оформлении судебных актов, которые выносятся от имени Республики Казахстан и должны вызывать уважение граждан и организаций, а также устанавливают запрет на действия судьи, когда его должность несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Кроме этого, судья, как представитель судебной ветви власти, не должен заниматься религиозной деятельностью, то есть входить в руководящие органы религиозных организаций, в составы комиссии по

проведению религиозных мероприятий, обрядов, быть членом религиозных делегаций, организационных комитетов конференций, съездов, а также пропагандой религиозных знаний, консультировать членов религиозных объединений по вопросам, которые могут быть предметом судебного спора. В своем заключении Венецианская комиссия данное положение проекта описала как впечатляющее правило.

При осуществлении своего права на свободу выражения мнения, судья также должен соблюдать ограничения, накладываемые на него его статусом, воздерживаться от публичных заявлений, если они могут причинить ущерб интересам правосудия, не вправе подвергать публичной критике законы и правовую политику государства. Такие суждения он имеет право излагать на научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах и других мероприятиях учебного характера, в связи с чем, считаем опасения Венецианской комиссии о чрезмерном ограничении свободы выражения мнения судей несостоятельными.

Положительный отзыв Венецианской комиссии также получило положение проекта Кодекса о том, что судья не вправе комментировать не вступившие в законную силу судебные акты, вынесенные под его председательством, либо под председательством других судей, отдавая предпочтение комментированию судебных актов пресс-службам судов. Однако хотелось бы отметить, что это не исключает права судьи давать пояснения либо комментарий к принятому им решению, поскольку эффективность судебной деятельности зависит от доверия к ней со стороны общества, от должного понимания обществом правовых мотивов принятых судом решений, при этом считаем, что при комментировании решений своих коллег судья должен проявлять сдержанность и корректность. Кроме этого, полагаем целесообразным с учетом современных реалий, акцентировать внимание судей на более корректное поведение в социальных сетях, интернет ресурсах.

Этические правила поведения судьи в семье и в быту регламентированы главой IV проекта Кодекса. Поведение судьи вне суда, взаимоотношение его с другими участниками процесса должно способствовать поддержанию уверенности общества в объективности и беспристрастности органов правосудия. Судья не должен позволять членам своей семьи, близким родственникам и другим лицам влиять на его действия, связанные с осуществлением правосудия. Судья должен поддерживать здоровый образ жизни, избегать посещения публичных мест (ресторанов, ночных клубов, игорных заведений, баров и т.д.), если это может нанести урон его имиджу. Совершение аморальных поступков, злоупотребление спиртными напитками, увлечение азартными играми вообще не совместимо со статусом служителя Фемиды.

Согласно пункту 1 статьи 18 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. При этом статьей 23 проекта Кодекса предлагается закрепить обязанность судьи информировать председателя суда, орган судейского сообщества об изменении своего семейного статуса, о расторжении брака и его причинах. На наш взгляд, данное положение противоречит нормам Основного закона, а основания несогласия с ним, изложенные в заключении Венецианской комиссии, оправданы.

Также считаем, что в проекте Кодекса требует изучения вопрос защиты чести и достоинства судей, в отношении которых в СМИ или интернет-ресурсах публикуются ошибочные суждения, которые затрагивают честь и достоинство самого судьи. В таком случае кто должен выступать инициатором и реагировать на такие факты: сам судья либо судейское сообщество в лице Союза судей?

 

3. Для сравнения хотелось бы остановиться на основных положениях Кодекса судейской этики в Российской Федерации.

Кодекс судейской этики, принятый 19 декабря 2012 года VIII Всероссийским съездом судей Российской Федерации, является правовой основой нравственных устоев судопроизводства Российской Федерации. Преамбула Кодекса судейской этики построена на трех базовых принципах: правосудие включает следование судьей профессиональной этике; закрепление стандартов поведения судей - основа общественного доверия к судебной власти и качеству правосудия; государственные гарантии и социальное обеспечение направлены на достижение целей правосудия - вынесения законных, обоснованных и справедливых судебных решений.

Действие Кодекса судейской этики распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке. Аналогичное положение содержится в статье 3 проекта Кодекса Республики Казахстан, согласно которой принципы и правила, установленные Кодексом, обязательны для всех судей независимо от занимаемых должностей, а также для судей, пребывающих в отставке.

Кодекс судейской этики Российской Федерации устанавливает обязательные для каждого судьи правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и во внесудебной деятельности, основанные на высоких нравственно-этических требованиях, положениях законодательства Российской Федерации, международных стандартах в сфере правосудия и поведения судей.

Так, судья обязан «следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и навредить его репутации». Судье запрещено «использовать свой статус при обращениях в различные госорганы по личным вопросам, для получения … выгоды для себя, своих родственников, друзей, знакомых». В общении с гражданами судья должен проявлять корректность, с уважением относиться к нравственным обычаям и традициям народов, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп. Судье при исполнении своих обязанностей не допускается демонстрировать свою религиозную принадлежность.

В Кодексе судейской этики Российской Федерации определены условия, при которых судья должен отказаться от рассмотрения дела. Во-первых, при наличии предусмотренных законом оснований для отвода судьи. Во-вторых, при наличии вероятности возникновения конфликта интересов или обстоятельств, ставящих под сомнение судейскую беспристрастность.

На наш взгляд, заслуживают внимания нормы кодекса Российской Федерации, которые четко регламентируют правила общения судей со СМИ. Контакты с журналистами разрешены и даже приветствуются, однако при этом судьям рекомендовано проявлять осмотрительность. Запрещено комментировать существо дел до вынесения окончательного судебного решения (решения, приговора, постановления). Если в публикациях и сюжетах СМИ искажаются слова и решения судьи, он вправе обратиться в правоохранительные органы для защиты чести и достоинства.

Судьи должны контролировать не только легальность получения собственных доходов, но и знать, как зарабатывают члены их семей. Судьям запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, но при этом они могут инвестировать средства и распоряжаться своим имуществом, включая недвижимость, а также извлекать прибыль из других источников. Например, сдавать недвижимость в аренду.

Таким образом, правила поведения судьи в обеих странах содержатся в достаточно сходных формулировках, хотя имеются и определенные различия.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что разработка проекта нового Этического кодекса является закономерным шагом в развитии судебной реформы, в частности нравственно-этических основ казахстанского судопроизводства, соответствует требованиям, предъявляемых обществом сегодня к поведению и моральному облику судьи, что будет способствовать укреплению авторитета судебной власти и судьи в обществе.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: