Ответ на депутатский запрос Министра образования и науки РК от 7 июля 2016 года № 2930-1-6073/11-3

 

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстана

 

Уважаемые депутаты!

 

1. № исх: 2930-1-6073/11-3 от: 07.07.2016

 

2. Относительно пункта «Ввести дополнительно к имеющимся семейную форму обучения и индивидуальный учебный план обучения»

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» учащиеся имеют право обучаться по сокращенным образовательным программам и индивидуальным учебным планам, по решению педагогического совета школы. Также дети, с особыми образовательными потребностями при необходимости обучаются на дому по индивидуальным учебным программам.

С учетом изученного международного опыта семейного образования пересмотр действующего законодательства по вопросам внедрения домашнего образования (семейного образования), полностью заменяющего традиционное среднее образование, не планируется.

Так как, данная форма образования имеет как положительные (возможность учиться в своем темпе, в соответствии со своими интересами и способностями, в определённом месте и с теми, кто нравится, по индивидуальному распорядку дня) так и негативные (недостаточная социализация; неумение решать разного рода конфликты в коллективе; отсутствие опыта многолетней дружбы; сложность в предоставлении ребенку всей палитры необходимых знаний и умений; необходимость поиска учителей, если образования родителей недостаточно; сложность оценки уровня развития ребенка) стороны.

 

3. Относительно вопроса «Обеспечить нормативно - правовую базу инклюзивного образования»

Нормативно-правовая база развития инклюзивного образования в Казахстане основана на главном постулате - обеспечение равных образовательных возможностей для всех обучающихся по месту их проживания на основе педагогического подхода, обеспечивающего адаптацию образовательной среды к индивидуальным особенностям и образовательным потребностям обучающегося.

В статьях Закона РК «Об образовании»: статья 1 (пункт 21-3), статья 3 (пункт 1), статья 8 (пункт 6) раскрыты суть и принципы государственной политики в области образования, предусматривающие равный доступ обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно-педагогическую и социальную поддержку, доступность образования всех уровней детям с ограниченными возможностями.

Реализация инклюзивного образования ориентирована на международные правовые акты: «Конвенция о правах ребенка», «Конвенция о правах инвалидов», «Саламанкская Декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями» и другие.

Законодательство Республики Казахстан предусматривает защиту прав детей, имеющих особые образовательные потребности, и гарантирует выполнение всех положений законодательства, касающихся создания необходимых условий для повышения качества жизни таких детей, получение ими качественных образовательных услуг и создание доступной физической среды.

В целом данная сфера регламентирована следующими законодательными актами: «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», а также нормативными актами: «Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2016-2019 годы», «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков», «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы», «Национальный план по улучшению качества жизни инвалидов», «Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования)», «Типовые правила деятельности видов специальных организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии», Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении стандарта оказания специальных социальных услуг в области образования».

На сегодня вся нормативная правовая база по развитию инклюзивного образования представлена на интернет-ресурсах Министерства и Министерства юстиции Республики Казахстан. Также, подзаконные нормативные правовые акты и методические рекомендации, утвержденные приказами Министра образования и науки Республики Казахстан опубликованы на сайтах Национального научно-практического центра коррекционной педагогики (далее - ННПЦ КП) и Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина.

 

4. Относительно вопроса «Учитывая особенности детей т ограниченными возможностями здоровья в развитии при исполнении ГОСО»

Согласно ст. 56 Закона Республики Казахстан «Об образовании» в Республике Казахстан устанавливаются государственные общеобязательные стандарты образования (далее - ГОСО), которые утверждаются постановлениями Правительства Республики Казахстан. ГОСО соответствующих уровней образования обязательны для всех организаций образования независимо от типов и видов и разрабатываются с учетом инклюзивного образования.

На основе утвержденных ГОСО разработаны специальные типовые учебные планы и специальные образовательные программы.

Согласно п. 2 Правил государственной аттестации организаций образования, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2007 года № 1270, государственная аттестация организаций образования проводится с целью осуществления контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования, требованиям государственного общеобязательного стандарта образования.

Контроль за исполнением ГОСО осуществляется Министерством на всех уровнях.

 

5. Относительно пункта «Обеспечить школ специально -подготовленным преподавательским составом для продвижения инклюзивного образования»

В настоящее время подготовка специалистов-дефектологов в Республике Казахстан осуществляется в 16 вузах. В текущем учебном году Министерством увеличен госзаказ на 24 грантов по специальности «Дефектология» и составил 289 мест.

Высшие учебные заведения в рамках специальности «Дефектология» реализуют следующие образовательные программы: «Тифлопедагогика», «Сурдология», «Олигофренопедагоги», «Психологи» и т.д.

В данных программах предусмотрены следующие темы: «Инклюзивное образование как важное явление социальной и образовательной политики. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования», «Модели, формы и виды инклюзивного образования», «Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования», «Психолого-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями развития и с их семьями», «Взаимодействие со специальными педагогами и психологами в организации инклюзивного образовательного процесса» и т.д.

Ожидаемым результатам указанных программ являются необходимость инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями в логике смены ценностной ориентации общества и государства.

Кроме того, в Государственной программе образования на 2016-2019 годы, предусмотрены отдельные мероприятия по созданию равных условий и без барьерный доступ для студентов с особыми образовательными потребностями(пандусы, подъемники, лифты, обеспечение УМКД, а также обеспечение информационными и библиотечными ресурсами и др.).

Ежегодно ННПЦ КП проводится 14 курсов повышения квалификации об инновационных подходах в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями с охватом слушателей до 320 человек.

Также, совместно с АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» проводится повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию и за первый квартал 2016 года проведено 4 курса по инклюзивному образованию (94 слушателя). За 3 года 2771 педагог прошли курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию. Относительно пункта «Создать систему оценивания достижений учащихся с учетом их возможностей»

В настоящее время Министерством, в связи с обновлением содержания образования внедрена новая система оценивания учебных достижений учащихся по критериальной системе. Разработка и утверждение критериев оценки знаний обучающихся с ограниченными возможностями запланирована на конец 2016 года.

 

6. Относительно пункта «Формировать систему тьюторства для учащихся.

Такой категории сотрудников нет в штатном расписании. Инклюзия детей с нарушениями физического здоровья требует дополнительного тьюторского, педагогического и психологического сопровождения.»

Одним из специальных условий для инклюзивного образования является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.

Министерством в Государственной программе развития образования и науки на 2016-2019 годы предусмотрено обеспечение сопровождения детей с ограниченными возможностями в школьной среде педагогом-ассистентом.

В этой связи предусматривается включение в Типовые штаты работников государственных организаций образования педагога-ассистента для сопровождения детей в школах.

Таким образом, Министерством проводится всесторонняя работа по внедрению инклюзивного образования.

Министр образования и науки Республики Казахстан Сагадиеву Е.К.

 

Депутатский запрос от 16 июня 2016 года № ДЗ-65
«О проблемах инклюзивного образования»

 

Оглашен 16 июня 2016 года

Министру образования и науки

Республики Казахстан

Сагадиеву Е.К.

 

Уважаемый Ерлан Кенжегалиевич!

 

Проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. В Казахстане это явление также не оставлено без внимания. Вместе с тем, данный вопрос требует к себе акцентированного внимания, поскольку количество детей с особыми потребностями, врожденными и приобретенными пороками, растет.

Система образования должна стремиться к включению данной категории детей в обучение в массовых детских садах и школах, колледжах и ВУЗах для уменьшения процесса сегрегации детей и адаптации их к обществу.

Развитие системы инклюзивного образования - одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и Концептуальных подходов к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан.

В республике, по данным 2015г. 138513 детей с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет, что составляет 2,8% всего детского населения. В том числе детей школьного возраста 93740, и дошкольного возраста 44773. Обеспечивают доступ к образованию данной категории детей 39 специальных детских садов, 315 специальных групп дошкольного образования, 106 специальных школ и 1219 специальных классов.

Вместе с тем, родители детей с ограниченными возможностями стремятся, в соответствии с законодательством РК, международными документами в сфере образования, предусматривающими принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями, обеспечить обучение своих детей в школах по месту жительства для получения качественного образования и социализации учащихся в общую среду.

Для обеспечения инклюзивного образования находят разнобразные формы обучения. Такие как, семейное обучение, индивидуальный учебный план и другие. Отсутствие вышеуказанных форм приводит к тому, что дети - граждане РК вынуждены обучаться в России, др. странах по семейным формам обучения или индивидуальному учебному плану. Несколько раз в год они вместе с родителями выезжают для сдачи итоговых контрольных работ к месту учебы.

Организация обучения на дому также проблем на. В реестре заболеваний, дающих право на обучение на дому, нет многих заболеваний, которые определяются у ребенка с особыми потребностями.

Введение форм учебного процесса - семейное образование, индивидуальный учебный план обучения дают учащимся следующие преимущества:

индивидуальный гибкий учебный план, учет потребностей и возможностей ученика, вовлечение детей с ограниченными возможностями в учебный процесс в средней школе, адаптацию детей в обществе, создание активной поведенческой установки на уверенное позиционирование в обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства, расширение социальных навыков, изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями, получение образования.

В этой связи, для реализации прав учащихся на равный доступ к образованию, считаю необходимым решить следующие ключевые вопросы:

Ввести дополнительно к имеющимся семейную форму обучения и индивидуальный учебный план обучения.

Обеспечить нормативно - правовую базу инклюзивного образования.

Учитывать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии при исполнении ГОСО.

Обеспечить школы специально - подготовленным преподавательским составом для продвижения инклюзивного образования.

Создать систему оценивания достижений учащихся с учетом их возможностей.

Формировать систему тьюторства для учащихся. Такой категории сотрудников нет в штатном расписании. Инклюзия детей с нарушениями физического здоровья требует дополнительного тьюторского, педагогического и психологического сопровождения.

Ответ прошу дать письменно в установленный законодательством срок.

 

С уважением,

Депутаты фракции «Народные коммунисты»

И. Смирнова В. Косарев

Ж. Ахметбеков  Г. Баймаханова

А. Конуров Т. Сыздыков М. Магеррамов

 

Депутаты фракции

«Нұр Отан»

К. Каракен Ж. Омарбекова

7 июня 2016, 12:49
Источник, интернет-ресурс: Депутаты, Депутатские группы, Министерство образования и науки РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код