Выступление Министра финансов РК в Мажилисе Парламента РК на презентации Отчета Правительства РК об исполнении республиканского бюджета за 2016 год
(г. Астана, 18 мая 2017 года)

 

 

Уважаемые депутаты!

 

Вашему вниманию представляется презентация отчета Правительства «Об исполнении республиканского бюджета за 2016 год».

В отчете отражен всесторонний анализ доходов и расходов бюджета, также отражены итоги исполнения за отчетный период государственных и правительственных программ, достижение индикаторов стратегических планов государственных органов.

Детальная информация имеется в материалах объемом около тысячи страниц.

Презентация состоит из трех блоков.

Первый - характеристика исполнения республиканского бюджета за прошлый год.

Второй - меры по укреплению доходной части бюджета и повышению эффективности расходов.

Третий - результаты достижения программных документов и стратегических планов.

Результаты исполнения бюджета показывают положительное влияние налогово-бюджетной политики на экономическую ситуацию.

Если рассматривать основные параметры бюджета, поступления исполнены 100,2% и составили 7 трлн. 760 млрд.тенге.

Расходы произведены на 8 трлн. 501 млрд.тенге, или на 98,3 %.

Дефицит составил 741 млрд.тенге. Это ниже показателя плана на 161,5 млрд.тенге.

Таковы основные результаты отчета Правительства.

Остановлюсь на каждом блоке по отдельности.

 

Первый блок отчета. Характеристика исполнения республиканского бюджета за 2016 год.

Одно из основных достижений, характеризующих исполнение бюджета прошлого года - поступление доходов больше, чем в 2015 году на 1 078 млрд.тенге или на 30,8%.

Расходы по сравнению с 2015 годом произведены на 1 338 млрд.тенге больше, или на 18,6%.

Важной характеристикой устойчивости бюджета является размер его дефицита. Его объем к ВВП составил 1,6% при плане 2%. Это меньше на 171 млрд.тенге по сравнению с 2015 годом.

В результате перевыполнения доходов сформировались кассовые остатки в сумме 158,4 млрд.тенге. Эти средства явились основанием для уточнения бюджета в феврале текущего года.

Всего доходов за 2016 год поступило 7 662,2 млрд.тенге. В структуре доходов доля налоговых поступлений увеличилась на 2% по сравнению с 2015 годом и составила 56%.

Доходы республиканского бюджета перевыполнены на 382 млрд.тенге. За счет перевыполнения плана по налогам мы сохранили 370 млрд.тенге гарантированный трансферт из Национального фонда.

Гарантированный трансферт из Национального фонда привлечен в сумме 2 110 млрд.тенге или 27,5% от общего объема доходов (в 2015 году данный показатель составлял 27,7 %).

Основные причины такого исполнения доходов - это улучшение макроэкономических показателей.

Например, рост ВВП составил 1,0 %, что превышает прогнозные параметры на 0,5 %. Вырос объем импорта в тенге на 4,3% к плану и цены на металлы в среднем на 5,2%.

Кроме этого, на перевыполнение доходов повлияли введение прогрессивного размера экспортной таможенной пошлины на нефть и другие факторы.

За счет улучшения налогового администрирования в бюджет поступило сверх плана 46 млрд.тенге.

На такое исполнение плана наибольшее влияние оказали следующие налоги.

Корпоративный подоходный налог - 143 млрд.тенге, плата за пользование природными ресурсами - 82 млрд.тенге, ЭТП на нефть - 52 млрд.тенге и НДС на ТВП - 38 млрд.тенге.

Улучшилась и доля доходов республиканского бюджета в ВВП. Она в сравнении с 2015 годом улучшилась на 1,5%-ных пункта, и составила 10,1%. Доля налогов составила 9,4%, улучшившись по сравнению с предыдущим годом на 1,2 процентных пункта.

Доля всех налогов, в частности корпоративный подоходный налог и налог на добавленную стоимость, в сравнении с 2015 годом увеличилась. Однако, доля экспортной таможенной пошлины на нефть уменьшилась на 0,2% процентных пункта. Это из-за уменьшения ставки экспортной таможенной пошлины.

 

Освоение расходов.

Как ранее было сказано расходы республиканского бюджета исполнены на 98,3%.

Расходы утвержденного бюджета в результате двух уточнений увеличились на 980 млрд.тенге.

Такое увеличение расходов бюджета в первую очередь дало возможность увеличить расходы на социальную сферу. Половина расходов, то есть 4 трлн.тенге, социальные расходы.

С 1 января на 9% увеличены размеры пенсии. На выплату пенсий из бюджета выделено 1 353 млрд.тенге.

На введение новой модели системы оплаты труда гражданских служащих выделено 290,8 млрд.тенге.

Пособия на рождение ребенка выплачены 438,1 тыс. получателям. На их выплату направлено 33 млрд.тенге.

В рамках антикризисных мер на развитие реального сектора экономики направлено 2,1 трлн.тенге. Эти средства дали возможность поддержать приоритетные сектора экономики.

Например, в отрасли транспорта и коммуникаций реконструировано 512 км дорог республиканского значения, для 12-ти вокзалов приобретено досмотровое оборудование, просубсидированы 9 авиамаршрутов.

В 2016 году на сельское хозяйство выделено 340 млрд.тенге. Проведены весенне-полевые и уборочные работы на более 5,3 млн.гектаров посевных площадей. 2 тысячи 241 сельхозтоваропроизводитель получил государственную поддержку.

Жилищно-коммунальному хозяйству выделено 339 млрд.тенге. В результате построено 3 648 квартир. Граждане, состоящие в очереди в акиматах, и молодые семьи обеспечены соответственно 1 796 и 1 047 квартирами.

На оборону, общественный порядок и безопасность направлено 10,5% бюджетных средств, то есть 391 млрд.тенге.

По итогам года мы сберегли 110 млрд.тенге за счет нераспределенного резерва и экономии средств.

Однако, 36 млрд.тенге не освоено. Причины: изменение условий договоров и отставание от графика работ.

Основные суммы неосвоения бюджета приходятся на:

Министерство обороны - 29 млрд.тенге;

МВД - 1,2 млрд.тенге;

МОН - 1 млрд.тенге;

МИД - 920,2 млн.тенге;

МСХ - 870,2 млрд.тенге;

МЮ - 759 млн.тенге.

Сумма неэффективного использования бюджетных средств по сравнению с 2015 годом уменьшилась в 1,7 раз и составила 268 млрд.тенге.

Один из основных вопросов, поднимаемых ежегодно при рассмотрении отчета - это эффективное использование средств выделенных на увеличение уставного капитала.

В 2016 году остатки средств на счетах квазигосударственного сектора составили 14,5 млрд.тенге. Эта сумма в сравнении с 2015 годом уменьшилась в 5 раз.

Государственный долг на конец года составил 11 трлн 437 млрд.тенге. Это ниже уровня 26 % к ВВП. Долговая нагрузка находится в допустимых пределах. Соотношение обслуживания долга к доходам составляет ниже 12%, при пороговом уровне 15%.

Валовый внешний долг составил 163,8 млрд.долларов. Из них 82% - долг частного сектора. Внешний долг квазигосударственного сектора 16,2 млрд. долларов. Это на 2,6 млрд.долларов меньше показателя 2015 года.

В соответствии с поручениями, данными в послании Главы государства, долговые операции холдингов, национальных компаний со стороны Правительства будут взяты на особый контроль.

Для уменьшения долга квазигосударственного сектора предусмотрено принятие следующих мер:

- определение критериев, по которым субъекты будут охвачены мониторингом;

- обязательное согласование и получение разрешения центрального уполномоченного органа по государственному планированию на привлечение внешних займов свыше определенной суммы;

- создание координационного совета по управлению квазигосдолгом.

 

Второй блок отчета. Меры по укреплению доходной части бюджета и повышению эффективности расходов

 

По таможенному администрированию

Созданы выездные оперативные группы на границе. Обеспечен удаленный контроль (видео + документы) за работой территорий «Центр-Пост».

В результате в 8 раз увеличилась эффективность таможенных досмотров. Количество зарегистрированных административных правонарушений снижено на 1,8%. Взыскано 5,6 млрд.тенге, выявлено 975 нарушений, привлечено к ответственности 85 должностных лиц.

 

Повышение качества услуг и проверок

Утверждены стандарты и регламенты услуг. Они были обсуждены на интернет-ресурсах. Разработаны методические рекомендации, устанавливающие общий порядок проведения проверок. Унифицированы налоговые и таможенные процедуры проверок.

В результате взыскано по итогам налоговых и таможенных проверок 65 млрд.тенге, или с ростом на 20% в сравнении с 2015 годом.

Конечно, в этой сфере еще есть недостатки. По улучшению качества налоговых проверок в этом году со стороны Главы государства нам высказана критика. С целью снижения давления на бизнес будут приняты следующие меры.

Во-первых, любой субъект малого бизнеса, применяющий контрольно-кассовые машины с онлайн оповещением, не будет проверяться. Для таких налогоплательщиков количество проверок сократится примерно на 20%, или 13 тысяч проверок.

Во-вторых, экспортеру, применяющему во всех взаиморасчетах электронные счета-фактуры, мы вернем НДС в два раза быстрее (в течение 30 рабочих дней). Это сократит встречные проверки на 65%, т.е. еще минус 23 тысячи проверок.

В-третьих, для улучшения администрирования НДС с бизнесом обсуждается внедрение специального НДС-счета.

 

Меры по борьбе с лжепредпринимательством и экономическими преступлениями

Уточнение целевых групп с использованием объединенных информационных ресурсов наших профильных комитетов по государственным доходам и финансовый мониторинг.

Проведены оперативно розыскные мероприятия. Разработана Карта профилактики лжепредпринимательства.

В результате этих мероприятий: выявлено 1 268 лжепредприятий, снято с учета по НДС 898 налогоплательщиков, арестовано 126 лиц при обналичивании 16 млрд.тенге, обезврежено 26 групп.

В сравнении с 2015 годом (1,3 млрд.тенге) после приговоров суда по лжепредприятиям выставлено на сторнацию 50,0 млрд.тенге. Из них, взыскано 5 млрд.тенге.

Возмещено 70 млрд.тенге ущерба, изъято 3 543 купюры, выявлено 214 подпольных казино.

 

Меры по обеспечению результативности использования расходов бюджета

В 2016 году бюджетные расходы произведены по 247 бюджетным программам. Их количество по сравнению с 2015 годом уменьшилось в 2 раза. Это сокращение осуществлено по принципу «одна стратегическая цель - одна программа».

Цель - предоставление большей самостоятельности государственным органам в ходе освоения средств. Например, администраторам в ходе исполнения бюджетных программ предоставлено право перераспределять средства между бюджетными подпрограммами.

Для улучшения бюджетных процедур приняты следующие меры.

Во-первых, государственным учреждениям разрешено в декабре месяце вносить изменения в планы финансирования 2 раза.

Во-вторых, гражданско-правовые сделки государственных учреждений передаются в Казначейство напрямую из информационной системы «Электронные государственные закупки» в электронном формате.

В-третьих, разрешена оплата аванса в размере не более 50% по проектам отдельных отраслей. В прошлом году такое разрешение было дано космической отрасли.

Введена дисциплинарная ответственность первых руководителей за недостижение конечных результатов бюджетных программ в ходе освоения бюджетных средств.

Для быстрого и эффективного доведения средств до реальной экономики рассматривается дальнейшее уменьшение административных барьеров в бюджетном процессе. Эти меры будут предусмотрены в проекте закона о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс.

 

Уважаемые депутаты!

 

Одна из актуальных проблем ежегодно горячо обсуждаемых - это выполнение рекомендаций Счетного комитета и депутатов.

Поэтому остановлюсь на исполнении этих вопросов.

Ваши замечания, уважаемые депутаты, данные в ходе рассмотрения отчета 2015 года, исполнены. В отчете 2016 года цифра по неэффективному использованию бюджетных средств одинаковая со Счетным комитетом.

Перечень профилей рисков камерального контроля дополнен риском - «Проведение государственных закупок без утвержденной проектно-сметной документации».

Регламентированы сроки перечисления средств резерва администраторами их получателям.

Перевод денег субъектам квазигосударственного сектора, осуществляется только в пределах сумм, предусмотренных на текущий год, согласно финансово-экономическому обоснованию.

Окончательная оплата по научно-исследовательским работам осуществляется после получения заключения Государственной научно-технической экспертизы.

Утверждены нормативы сети и оснащенности учреждений социальной сферы.

Отчет 2016 год содержит дополнительные материалы о достижении стратегических индикаторов. Улучшены показатели бюджетных программ и программных документов.

Органы государственного финансового контроля в 2016 году полностью перешли на государственный аудит.

За отчетный период проведено 664 аудиторских мероприятия. Охвачено 1,7 трлн.тенге бюджетных средств. Устранены нарушения на сумму 27 млрд. тенге.

16 473 процедуры государственных закупок охвачены камеральным контролем на сумму 111,3 млрд.тенге.

Выявленные нарушения на сумму 13,7 млрд.тенге были своевременно исправлены государственными органами и объектами квазигоссектора самостоятельно.

 

Третий блок отчета. Результаты достижения программных документов и стратегических планов прошлого года

 

Во-первых, ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

В отчетном году продолжилась реализация программ индустриально-инновационного развития, развития и функционирования языков, поддержки и развития бизнеса, Агробизнес-2020, «Нұрлы жол» и других. Начался новый этап реализации Государственных программ развития образования и науки и «Денсаулық».

По основным программам были достигнуты следующие результаты.

По программе Дорожная карта занятости.

В отчетном году 5 677 человек получили микрокредиты и открыли свое дело.

Профессиональным обучением охвачено 7 240 человек, в том числе 6 335 человек, или 87,5 % завершили обучение. Из них, 5 431 человек или 85,7 % трудоустроены.

В 2016 году из запланированных 8 индикаторов достигнуты 6. По 2 индикаторам результат ниже плана.

На программу «Денсаулық» в 2016 году использованы 153 млрд.тенге. Предусмотренные 3 целевых индикатора выполнены в полном объеме. Дополнительно открылись 3 инсультных центра, смертность от болезни систем кровообращения снизилась на 10,5 %

По программе развития образования и науки достигнуты все 8 целевых индикаторов, в том числе 1 индикатор перевыполнен. В 2016 году открыто 825 дошкольных организаций на 77 тыс.мест. Из них 582 частных детских сада и 60 мини-центров на 46,5 тысяч мест. Благодаря этому охват детей 3-6 лет вырос с 81,6 % до 85,8 %.

По программе «Развитие регионов» достигнуты все запланированные 4 целевых индикатора.

В отчетном году доступ к централизованному водоснабжению в городских населенных пунктах составил 88 %, в сельских населенных пунктах - 52,3 %.

В 2016 году введено в эксплуатацию 10 512,7 тыс. кв. метров жилья, т. е. годовой план ввода жилья составил 146 %.

На программу «Агробизнес 2020» использованы 259 млрд.тенге. В том числе 123,1 млрд.тенге из республиканского бюджета. Просубсидированная площадь приоритетных сельскохозяйственных культур составила 10,9 млн.гектаров.

Объем валового выпуска продукции (услуг) сельского хозяйства увеличился на 5,5 % и составил 3 615,8 млрд.тенге.

Выделенные 472 млрд.тенге из республиканского бюджет на Госпрограмму «Нұрлы жол» освоены полностью. Общий объем финансирования за счет облигационного займа через национальные холдинги составил 207 млрд. тенге.

На развитие автодорожной отрасли было использовано 151,3 млрд.тенге, или 100% от плана. По итогам года открыто движение по направлениям Астана - Темиртау, Алматы - Капшагай и Астана - Петропавловск. Создано 43 тыс. рабочих мест.

По направлению строительства инженерно-коммуникационной инфраструктуры построено 2 208 км инженерных сетей. Создано 6 тыс. рабочих мест.

 

***

 

Уважаемые депутаты!

 

Ход исполнения программных документов со стороны Правительства всегда находится под строгим контролем. С прошлого года стало традицией обсуждение результатов этих программ с вашим участием.

В марте-апреле текущего года были рассмотрены итоги основных программ. Обсуждались вопросы выполнения каждого индикатора.

К сожалению, имеются недостатки. Они допускаются, и при планировании, и в ходе исполнения. В дальнейшем эти вопросы будут проработаны при дальнейшем совершенствовании системы государственного планирования.

 

Во-вторых - ИТОГИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Ход исполнения Стратегических планов государственных органов отражает как реализацию государственной политики в каждой отрасли, так и насколько эффективно расходованы бюджетные средства.

В 2016 году в стратегических планах 17 государственных органах предусмотрено достижение 479 целевых индикаторов. Из них 430 индикаторов выполнены в открытом режиме по 13 государственным органам. Остальные 49 индикаторов утверждены в режимах «служебного пользования» и «секретно». 83 индикатора являются показателями Глобальной конкуренции Всемирного экономического форума.

340 индикаторов достигнуто. 107 индикаторов не достигнуто. 31 индикатор на исполнении, данные будут опубликованы во 2-м полугодии т.г.

По достигнутым 340 индикаторам улучшены показатели в социальной и экономической сферах.

Например, доля местного содержания работ и услуг в закупках недропользователей при плане 80% составила 90,5%, нехватка врачебных кадров сократилась и число составило 240,75, доля детей в возрасте 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением, составила 85,8%. В Казахстане на имеющихся электростанциях прирост электрической мощности составил 17 500 МВт и другое.

По 20 индикаторам улучшилась позиция страны в международных рейтингах.

По различным причинам не выполнено 107 индикаторов.

Из них, 48% связано с медленным ростом глобальных индексов (например, по индикаторам «бремя Аграрной политики», «качество Дорог» при плане 48 и 106 место, фактически заняли 64 и 108 место соответственно).

Есть и объективные причины невыполнения показателей. Например, по индикатору «Объем экспорта мяса крупного рогатого скота» экспортировано мясо в объеме 6,8 тыс. тонн вместо запланированных 10 тыс. тонн. Причиной этому стала массовая гибель скота в прошлом году в некоторых регионах республики. По индикатору «Налогообложение» позиция составила 60 место (при плане 17 позиция), поскольку изменилась методика определения рейтинга (в связи с добавлением нового показателя «Индекс пострегистрации», на который пришелся основной удельный вес в определении рейтинга).

 

* * *

 

Уважаемые депутаты!

 

Это основные характеристики исполнения республиканского бюджета 2016 года.

В условиях снижения внешнеторгового оборота, падения цен на нефть мы обеспечили увеличение сбора налогов путем улучшения налогового администрирования. Приняли меры по содействию развития экономики через рост расходов. Поступления в бюджет перевыполнены, расходы произведены с высоким уровнем освоения.

По итогам отчета 2015 года для исполнения рекомендаций Счетного комитета и депутатов по повышению эффективности налогового администрирования и эффективности бюджетных расходов был принят План мероприятий.

Решение многих системных вопросов требует корректировки законодательства в области налогов, бюджета и других отраслей. Осенью текущего года на Ваше рассмотрение будут представлены проекты нового Налогового кодекса и закон о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс.

 

Спасибо за внимание!

18 мая 2017, 15:03
Источник, интернет-ресурс: Султанов Б.Т., Министерства финансов РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код