Выступление Министра финансов РК Султанова Б.Т. на Пленарном заседании Мажилиса Парламента об исполнении республиканского бюджета за 2016 год
(г. Астана, 7 июня 2017 года)

 

 

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич!
Уважаемые депутаты!

 

В 2016 году экономика выросла на 1%, несмотря на падение цен на экспортные товары из-за внешних негативных факторов. Это стало одной из главных причин перевыполнения плана по доходам и их росту. В результате доходы составили 7,7 трлн.тенге и перевыполнены на 109,1%. Также это позволило сберечь гарантированный трансферт из Национального фонда в размере 370 млрд.тенге.

Расходов, по сравнению с 2015 годом, произведено на 1 338 млрд. тенге больше. Они освоены на 98,3%. Это достаточно высокий уровень.

Социальная сфера всегда является приоритетом. Ее доля к ВВП в прошлом году достигнув 7,2%, составила половину расходов.

Дефицит бюджета сложился на 18% меньше, чем было запланировано, или 1,7% к ВВП.

В результате перевыполнения доходов и экономии по расходам на казначейском счете сформировались кассовые остатки в сумме 158,4 млрд. тенге.

Теперь, более подробно остановлюсь на вопросах, поднятых во время рассмотрения Отчета.

 

ПЕРВЫЙ БЛОК, ПО ДОХОДАМ

Были подняты вопросы о зависимости доходной части от трансфертов из Национального фонда. Действительно, последние годы увеличилась доля трансфертов. Они помогли поддержать экономику во время кризиса. В ближайшей перспективе их доля постепенно будет сокращаться и составит 2 трлн. тенге в 2020 году.

Также, за счет диверсификации активов Национального фонда планируется повышение доходности фонда. Кроме того, все поступившие средства от приватизации республиканской собственности и от передачи активов холдингов в конкурентную среду будут направлены в Национальный фонд.

В рамках улучшения налогового администрирования мы должны решить два важных вопроса. Это с одной стороны создание благоприятных условий для бизнеса, с другой стороны повышение собираемости доходов государственного бюджета.

Эта работа будет обеспечена за счет снижения доли теневой экономики, оптимизации налоговых льгот, улучшения налогового администрирования.

Отдельные работы уже начаты. Среди них, электронные счет-фактуры, проект казначейского сопровождения государственных закупок и другие.

Проект электронных счет-фактур будем развивать и дальше. Для этот мы объединим информационные системы в налоговой и таможенной сферах. Благодаря чему будет внедрена система учета и виртуального отслеживания товаров начиная с импорта, производства и реализации товаров.

В новом Налоговом кодексе для бизнеса, применяющего электронные счет-фактуры, предусматривается сокращение сроков возврата НДС в общеустановленном порядке до 30 рабочих дней, сокращение встречных проверок и процедур камерального контроля.

В целях избавления экономической сферы от экономических преступлений и их гуманизации разработаны поправки в Уголовный кодекс. Их суть -дать возможность освобождения от уголовной ответственности, если организация впервые уклонившись от уплаты налогов, полностью возместила причиненный ущерб.

В налоговой проверке будем придерживаться принципа невмешательства в деятельность бизнеса.

Надеемся, что все вышеперечисленные меры позволят снизить количество лжепредпринимателей, применяющих в деятельности схемы уклонения от уплаты налога.

 

ВТОРОЙ БЛОК, ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ

Во время рассмотрения отчета обсуждалось неэффективное использование бюджетных средств.

Сумма неэффективного использования бюджетных средств по сравнению с 2015 годом уменьшилась в 2 раза и составила 268 млрд. тенге.

Для снижения этого показателя планируется ряд мероприятий.

Во-первых, снижение остатков на счетах субъектов квазигосударственного сектора. Выработаны разные варианты. Среди них, возврат этих остатков в доход бюджета или дать разрешение использовать их на другие проекты квазигоссектора. Эти вопросы в данное время обсуждается на рабочей группе.

Во-вторых, Ваши предложения о сокращении расходов на пополнение уставного капитала. Для этого предлагаем планировать не всю сумму, указанную в финансово-экономическом обосновании, а выделять поэтапно. Кроме этого, будем расширять применение механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов.

В-третьих, в прошлом году мы в контрольной работе перешли на государственный аудит. Но, все еще имеются нарушения, как бюджетных процедур, так и процедур государственных закупок. Для их снижения будем усиливать превентивные меры контроля при исполнении бюджета.

В-четвертых, в текущем году Счетный комитет впервые будет проводить предварительную оценку проекта бюджета на 2018 год. Это поможет снизить неэффективные расходы бюджета.

В-пятых, совершенствование процедур государственных закупок.

Во исполнение Послания Главы государства мы разработали законопроект. В нем предусмотрено внедрение единой системы госзакупок по принципу централизованной службы, перевод всех закупок квазигоссектора на электронный формат. Комитет внутреннего государственного аудита будет контролировать закупки субъектов квазигоссектора.

В- шестых, уменьшим административные барьеры в бюджетных процедурах для быстрого доведения средств до реальной экономики. Пересмотрим механизм авансирования инвестиционных проектов с целью снижения дебиторской задолженности.

В-седьмых, повышение качества стратегического и бюджетного планирования.

2016 году мы пересмотрели состав бюджетных программ. Они были увязаны со стратегическими целями. Мы думаем, что эта работа даст свои результаты.

В настоящее время в Правительстве рассматривается введение запрета на изменение индикаторов в стратегических планах госорганов. В свою очередь, это позволит привлечь к ответственности руководителей государственных органов за не достижение показателей и повысить качество планирования.

Исполнение бюджета напрямую зависит от планирования. В случае представления бюджетных заявок на следующий год не в соответствии с бюджетным законодательством будем рассматривать ответственность должностных лиц администраторов.

 

ТРЕТИЙ БЛОК, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Бурно обсуждался уровень государственного долга, в том числе рост внешнего долга.

Объем дефицита бюджета к ВВП составил 1,7% при плане 2%. Долговая нагрузка находится в допустимых пределах.

В среднесрочном периоде планируется финансирование дефицита бюджета осуществлять только за счет внутренних источников и довести его уровень до 1% к ВВП.

Внешний долг квазигосударственного сектора уменьшился на 2,6 млрд. долларов и составил 16,2 млрд. долларов.

Операции по внешнему заимствованию холдингов и национальных компаний будут на особом контроле у Правительства. Соответствующий законопроект находится в Сенате.

Вопрос недопущения чрезмерной долговой нагрузки рассматривается ежеквартально на Совете директоров национальных холдингов и компаний.

 

Уважаемые депутаты!

 

Таковы основные характеристики отчета 2016 года и пути решения вопросов, поднятых Вами.

Отчет Правительства обсуждался всесторонне на рабочих группах головного и профильных комитетов.

Во время рассмотрения отчета было высказано около 300 вопросов и предложений. Они касались всех сфер экономики.

На все вопросы ответы были даны в письменной форме своевременно и в полном объеме. Запрашиваемая информация была предоставлена.

Во время работы над отчетом депутаты и члены Счетного комитета обратили внимание на недостатки, допущенные при бюджетном планировании и исполнении бюджета. Раскрыты многие проблемные вопросы.

Решение большинства системных вопросов мы рассмотрим при корректировке бюджетного, налогового законодательства и законодательства о государственных закупках.

 

Уважаемые депутаты!

 

Итоги рассмотрения Отчета истекшего года несомненно окажут влияние на повышение качества исполнения бюджета. Мы обеспечим выполнение рекомендаций депутатов и Счетного комитета и будем на постоянной основе отчитываться по ним.

Прошу поддержать Отчет Правительства.

 

Благодарю за внимание.

 

10 июня 2017, 10:23
Источник, интернет-ресурс: Министерства финансов РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код