Доклад Министра финансов РК на пленарном заседании Сената Парламента РК об исполнении республиканского бюджета за 2016 год
(г. Астана, 15 июня 2017 года)

 

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелович!
Уважаемые депутаты!

 

Главные характеристики исполнения республиканского бюджета за 2016 год - это поддержка социальной сферы и создание условий для экономического роста несмотря на негативные факторы и экономические трудности.

Благодаря реализации Государственной программы «Нұрлы жол» и других программ, оперативных антикризисных мер данная цель достигнута.

В отчетному году доходы выросли и перевыполнены на 109,1%.

Расходы освоены на 98,3%, или исполнены на 8 трлн. 501 млрд. тенге. Половину расходов составили расходы на социальную сферу, или порядка 4 трлн. тенге. Их доля к ВВП достигли 7,2%.

Дефицит бюджета сложился в сумме 741 млрд. тенге, или на 161 млрд. тенге меньше, чем запланировано.

Теперь, доложу более подробно об основных вопросах, поднятых вами.

ПЕРВЫЙ БЛОК, ДОХОДЫ

Были подняты вопросы о зависимости доходной части от трансфертов из Национального фонда. Увеличение доли трансфертов имеет объективный характер. Они помогли поддержать экономику во время кризиса, в том числе реализацию Госпрограммы «Нұрлы жол». В ближайшей перспективе их доля в финансировании расходов постепенно будет сокращаться и составит 2 трлн.тенге в 2020 году.

В рамках улучшения налогового администрирования мы должны решить два важных вопроса. Это с одной стороны создание благоприятных условий для бизнеса, с другой стороны повышение собираемости доходов государственного бюджета.

Для снижения расхождения в таможенной статистике соседними странами также проводится работа.

Один из них - это внедрение маркировки всех видов импортных товаров. Проект нового Соглашения по данному вопросу обсуждается на площадке ЕЭК. При этом Перечень маркируемых товаров будет утверждаться советом ЕЭК.

Кроме этого, в рамках гуманизации разработаны поправки в Уголовный кодекс. Эти изменения направлены на искоренение экономики от преступлений, защищая интересы государства.

В налоговой проверке будем придерживаться принципа невмешательства в деятельность бизнеса.

Надеемся, что все вышеперечисленные меры способствуют росту доходов, снижению теневой экономики и улучшению налогового администрирования.

ВТОРОЙ БЛОК, ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ

Во время рассмотрения отчета обсуждались рост сумм неосвоения, неэффективное использование бюджетных средств.

Сумма неэффективного использования бюджетных средств по сравнению с 2015 годом уменьшилась в 2 раз и составила 268 млрд. тенге.

Поэтому, для повышения эффективности расходов бюджета планируется ряд мероприятий.

Во-первых, взаимоотношение субъектов квазигосударственного сектора с бюджетом.

В последние годы, действительно выросли суммы уставного капитала, перечисляемые этим субъектам. Основные суммы были выделены через три национальных холдинга для диверсификации экономики.

Были высказаны предложения о сокращении средств на пополнение уставного капитала. Для этого изменим методику планирования. В бюджете будем планировать не всю сумму, указанную в финансово-экономическом обосновании, а выделять поэтапно. Кроме этого, будут созданы условия для частных инвесторов при реализации инвестиционных проектов.

Что касается остатков на счетах субъектов квазигосударственного сектора, то они будут возвращены в доход бюджета или дадим им разрешение использовать их на другие проекты. Эти вопросы в данное время обсуждаются на рабочей группе.

Во-вторых, инструмент предупреждения нарушений - это государственный аудит. В прошлом году контрольная деятельность была переведена в государственный аудит. От результативности аудиторских мероприятий напрямую зависит эффективность использования бюджетных средств.

Вместе с тем, еще допускаются нарушения в бюджетных, бухгалтерских процедурах и процедурах государственных закупок. На это вы обратили особое внимание во время обсуждения отчета. Для снижения этих недостатков будем усиливать превентивные меры контроля при исполнении бюджета. Будем повышать квалификацию бухгалтеров государственных учреждений.

В-третьих, в текущем году вводится впервые институт предварительной оценки проекта бюджета. Оценку будет делать Счетный комитет. Эта работа поможет нам снизить неэффективные расходы бюджета.

В-четвертых, повышение качества государственного планирования.

В этом направлении проделана немалая работа. В 2016 году бюджетные программы были увязаны со стратегическими целями. Данная работа дальше продолжится.

При рассмотрении проекта бюджета следующего года совместно с Министерством национальной экономики пересмотрим индикаторы стратегических планов. Обсуждается вопрос о введении запрета на частое изменение индикаторов. Будет рассмотрена ответственность первых руководителей госорганов за неправильное планирование и недостижение индикаторов по результатам оценки итогов 2016 года.

 В-пятых, сократим административные барьеры в бюджетном процессе. Для этого готовятся изменения в бюджетное законодательство. Они будут способствовать быстрому доведению средств до реальной экономики, снижению сумм неосвоения. Пересмотрим механизм авансирования инвестиционных проектов с целью снижения дебиторской задолженности.

ТРЕТЬИЙ БЛОК, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

На рост государственного и квазигосударственного долга, в том числе особое внимание было обращено, на рост внешнего долга.

Объем дефицита бюджета к ВВП составил 1,7% при плане 2%. Долговая нагрузка находится в допустимых пределах.

Есть казахская пословица «Долг со смехом приходит, и со слезами уходит». Поэтому данный вопрос всегда на особом контроле. При этом, в прошлом году мы уже отказались от внешних источников для финансирования 10 автодорожных проектов. Они будут финансированы напрямую из бюджета.

В среднесрочном периоде планируется финансирование дефицита бюджета осуществлять только за счет внутренних источников и довести его уровень до 1% к ВВП.

Внешний долг квазигосударственного сектора составил 16,2 млрд. долларов, или на 2,6 млрд.долларов меньше показателя 2015 года.

Операции по внешнему заимствованию холдингов и национальных компаний будут на особом контроле у Правительства. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Парламенте.

 

Уважаемые депутаты!

Я доложил основные итоги исполнения бюджета 2016 года и о планах на перспективу.

Итоги обсуждения отчета выявили недостатки, допущенные при исполнении бюджета. Надо признать, что многие нарушения бюджетных правил повторяются из года в год.

Достичь поставленной цели невозможно без стремления. Для этого, требуется слаженная работа всех государственных органов, чтобы снизить эти недостатки.

Многие системные вопросы, поднятые при рассмотрении отчета будут учтены при корректировке бюджетного, налогового и законодательства о государственных закупках.

Мы будем на постоянной основе отчитываться по исполнению рекомендаций депутатов и Счетного комитета.

Прошу поддержать Отчет Правительства.

 

Благодарю за внимание!

 

 

16 июня 2017, 15:12
Источник, интернет-ресурс: Министерства финансов РК , Султанов Б.Т.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код