Лента новостей
0

Практические вопросы реализации антикоррупционных реформ в Казахстане

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 23.11.2017 14:53 Фото: zakon.kz

Практические вопросы реализации антикоррупционных реформ в Казахстане

 

На вопросы журналиста Асель Джанабаевой отвечает заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействия коррупции А.Ж.Шпекбаев.

Согласно Положения об Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции, в его миссию входит оценка и контроль за качеством оказания государственных услуг. Сейчас в Парламенте рассматривается проект по внесению изменений в законодательство о СМИ. Будут ли инициироваться Агентством административные штрафы для государственных служащих, «некачественно» выполняющих свои обязанности (например, предоставивших неполную или несвоевременную информацию по запросу журналистов)?

Указанный Вами вопрос регулируется законодательством Республики Казахстан. Согласно пункту 2 статьи 18 Закона «О средствах массовой информации» (далее - Закон) государственные органы обязаны на равных условиях предоставлять информацию в случае обращения представителей средств массовой информации, независимо от их форм собственности и принадлежности, за исключением той, которая составляет государственные секреты Республики Казахстан. В соответствии с пунктом 2-1 статьи 18 Закона запрашиваемую информацию государственные органы и иные организации обязаны представить не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа. На обращение, требующее дополнительного изучения и проверки, ответ должен быть дан в срок не позднее одного месяца со дня его поступления. Пунктом 3 статьи 18 Закона установлено право обжалования представителями средств массовой информации отказа в предоставлении запрашиваемых сведений. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 25 Закона воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста влечет установленную законами Республики Казахстан ответственность.

Считаете ли вы, что разработчику - Министерству информации и коммуникаций - в том же законопроекте следует дать четкое определение вводимым понятиям «семейной» и «личной» тайны, во избежание создания коррупциогенных ситуаций?

Статьей 18 Конституции Республики Казахстан гарантировано право на защиту каждым своей чести и достоинства посредством запрета на несанкционированный доступ к личным тайнам, а также обязанностью государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и СМИ обеспечить возможность человеку ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации. Статьей 144 Гражданского кодекса определено право на охрану тайны личной жизни, которая также предусматривает тайну переписки, телефонных переговоров, дневников, заметок, записок, интимной жизни, усыновления, рождения, врачебной, адвокатской тайны, тайны банковских вкладов. Подпунктом 29) статьи 1 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» дано определение понятию «семья», под которой понимается круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений. Учитывая, что Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» разработан Министерством юстиции, а вопросы регистрации актов гражданского состояния входят в его компетенцию, для более детального уточнения вопроса, Вы можете обратиться в указанный государственный орган.

Где можно ознакомиться с отчетами Казахстана по результатам исполнения рекомендаций экспертов ОЭСР последних раундов Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией? Есть ли они на сайте Агентства?

Результаты мониторинга Четвертого раунда Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией размещены на официальном сайте ОЭСР (ссылка прилагается: https://www.oecd.org/corruption/acn/ACN-Kazakhstan-Round-4-Monitoring-Report-RUS.pdf ).

Как известно из рекомендаций второго раунда, эксперты ОЭСР настойчиво просили «пересмотреть существующее в законодательстве разграничение должностей административных и политических служащих, в частности существенно сократить перечень политических служащих, с целью обеспечения профессиональности и реальной защищенности от политического влияния административных служащих, а также сотрудников правоохранительных органов» и «предусмотреть обязательное опубликование сведений из деклараций высших должностных лиц, политических служащих, судей, а также доступность по запросу всех остальных деклараций публичных служащих». Есть ли в данных вопросах изменения на сегодняшний день?

Приведенные Вами рекомендации были даны в ходе второго раунда мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией 29 сентября 2011 года. В их реализацию в 2013 году создан управленческий корпус «А». Наряду с этим в 8 раз сокращены должности политических служащих. Касательно опубликования сведений деклараций сообщаем, что в соответствии с пунктом 9 статьи 11 Закона «О противодействии коррупции» (далее - Закон) опубликованию в срок не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным календарным годом, подлежат сведения, отраженные в декларациях физических лиц, которые представили следующие лица и их супруги: 1) занимающие политические государственные должности; 2) занимающие административные государственные должности корпуса «А»; 3) депутаты Парламента Республики Казахстан; 4) судьи Республики Казахстан; 5) лица, исполняющие управленческие функции в субъектах квазигосударственного сектора. Перечень сведений, подлежащих опубликованию, определяется уполномоченным органом по противодействию коррупции и размещается службами управления персоналом (кадровыми службами) государственных органов, организаций, Парламента Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан на их официальных интернет-ресурсах. При этом, указанная норма согласно пункту 1 статьи 27 Закона вводится в действие с 1 января 2020 года.

Будет ли декриминализована клевета и вводиться понятие «диффамация» в казахстанском законодательстве?

Вопросы внесения поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы предварительно рассматриваются межведомственной рабочей группой по анализу и обобщению практики применения норм нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. В этой связи, по вопросу декриминализации статьи «Клевета» и введению понятия «диффамация», Вы можете обратиться в указанный орган.

Ввиду частых жалоб на проведение государственных закупок будут ли проводиться онлайн-заседания конкурсных комиссий для повышения уровня доверия к системе госзакупа?

Функция формирования и реализации государственной политики в области государственных закупок закреплена за Министерством финансов Республики Казахстан. В связи с чем, за получением точной информации по указанному вопросу Вы можете обратиться в данный государственный орган. При этом, отмечаем, что Агентством, в рамках своей компетенции, ведется работа по минимизации коррупционных рисков в сфере государственных закупок. К примеру, в текущем году в ходе исполнения Дорожной карты по реализации Соглашения о сотрудничестве между Агентством и Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» проведен анализ коррупционных рисков в 16 наиболее значимых для бизнеса сферах, включая государственные закупки. По итогам этой работы в адрес Министерства финансов внесено 19 рекомендаций по устранению коррупционных рисков. Среди них: - включение рейтинга поставщиков в систему предварительного квалификационного отбора; - перевод всех закупок в электронный формат, автоматизация процессов закупок; - установление единых правил закупок в квазигосударственном секторе; - совершенствование антидемпинговых мер, информационного оповещения о закупках и посттендерного контроля. Вышеуказанные меры, в первую очередь, направлены на снижение административных барьеров и коррупционных рисков, а также обеспечение прозрачности в сфере государственных закупок.

Согласно данных Национального бюро по противодействию коррупции, за 2015-2016 гг. количество привлеченных к уголовной ответственности за коррупционные правонарушения среди представителей судебной ветви власти и сотрудников прокуратуры равно нулю. Можно ли их успешный опыт в борьбе с коррупцией использовать в других государственных органах?

За период 2015 г., 2016 г. и 9 месяцев 2017 г. за совершение коррупционных правонарушений к уголовной ответственности привлечены 2 судьи (2015 г. - 1, 2017 г. - 1) и 4 сотрудника прокуратуры (2016 г. - 2, 2017 г. - 2). Также сообщаем, что ключевым аспектом проведенных реформ в судебной системе и органов прокуратуры, направленных на минимизацию коррупционных проявлений и повышение транспарентности, стало развитие информационной инфраструктуры и автоматизации процессов.

Вопросы и ответы опубликованы на блог-платформе руководителей государственных органов портала «Открытое правительство»

.

 

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: