Доверие народа, как цель и как инструмент реформы судебной системы - составной части Плана нации по реализации пяти институциональных реформ

 

Салий В.В.,

Судья суда города Астаны

 

Известный советский и казахстанский правовед, академик от права и по праву С. Зиманов еще в начале независимости нашей республики высказывался о необходимости завоевания суверенной судебной системой Казахстана доверия народа, считал это конечной целью проводимых реформ старой социалистической судебной машины.

Вероятно, это можно отнести и ко всему государству, всему государственному аппарату.

Процесс и попытки реформирования и модернизации судебной системы, затрагивающие различные стороны этой сферы, с большей или меньшей степенью успешности осуществлялись все эти годы. Точки зрения о средствах и методах достижения этой цели были различные.

Выступая на VI съезде судей, состоявшемся в Астане 20 ноября 2013 года, Президент Казахстана Н.А.Назарбаев сформулировал главную стратегическую цель модернизации судебной системы страны, которая как раз и позволит заслужить доверие народа.

«В ХХI веке важнейший критерий развитости наций - это безупречная и эффективная национальная судебная система. Независимый и справедливый суд - стержень деятельности любого государства. Без этого ни в одной стране мира, тем более в самых развитых государствах, не может быть ни благоприятного инвестиционного климата, ни высокого уровня благосостояния граждан, ни успешного развития общества. Национальная судебная система должна стать надежной гарантией стабильности в обществе, верховенства права, неуклонного соблюдения интересов общества и государства, защиты прав и свобод казахстанцев. В этом состоит главный долг казахстанских судей в сложной работе по реализации «Стратегии-2050», - отметил Глава государства.

На данном форуме Президентом страны были обозначены 5 конкретных направлений работы на ближайшую перспективу.

Таких как,

1. последовательное совершенствование законодательных и процессуальных норм деятельности судов,

2. совершенствование судоустройства,

3. внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов,

4. обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан,

5. повышение профессионализма судейского корпуса Казахстана.

Успешное выполнение этих задач в комплексе обеспечивает вхождение страны в тридцатку передовых стран мира.

Кроме того, Президент дал поручение - разработать и внедрить законодательно обоснованную методологию разграничения случаев, требующих пересмотра судебных решений.

Разработанный главой государства Назарбаевым Н.А. План нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ, отражающий политическую, экономическую и научную необходимость и решимость, по моему мнению, во многом, как раз об этом.

Так в нем обозначены пять основных направлений по реформированию государственного аппарата и всех ветвей власти:

1. формирование современного государственного аппарата;

2. обеспечение верховенства закона;

3. индустриализация и экономический рост;

4. нация единого будущего;

5. транспарантное подотчетное государство.

Государственными органами для проведения вышеуказанных реформ разработан комплекс мер, которые будут достигаться путем реализации 100 четко обозначенных шагов.

По данной теме уже достаточно много состоялось публикаций и выступлений, как в средствах массовой информации, так и на официальных мероприятиях.

В рамках же этой статьи хотелось бы обратить внимание на системность и комплексность Плана нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ.

11 шагов Плана Нации, непосредственно были ориентированы на преобразование национальной судебной системы и в этой части План в настоящее время выполнен.

Произошла оптимизация процессуальных инстанций судебной системы, что позволит упростить судопроизводство и предотвратить умышленное затягивание судебного разбирательства. Судебная власть с 2016 года работает в трехуровневой системе отправления правосудия. Первая инстанция - районные/городские суды; апелляционная инстанция - областные суды и кассационная инстанция - Верховный Суд.

Были ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности.

Произошла передача Института правосудия из структуры Академии государственного управления в Верховный Суд Республики Казахстан, что должно повысить уровень профессионализма судейского корпуса.

Разработан и принят на Седьмом съезде судей новый Этический кодекс судьи.

Произошла реорганизация Судебного жюри, что позволило гражданам напрямую обращаться в данную структуру с жалобой на действия судей. Это введено для последующего контроля за деятельностью судей, в том числе за их поведением вне работы.

Перечисленные 4 меры по повышению уровня профессионализма судейского корпуса полностью соответствуют и являются органичной частью одного из пяти основных направлений по реформированию государственного аппарата и всех ветвей власти по формированию современного государственного аппарата.

При этом, по нашему мнению, они в конечном будут способствовать и второму направлению реформирования - обеспечению верховенства закона, потому что чем квалифицированнее судьи, тем выше гарантии верховенства права и закона.

Для обеспечения усиления защиты конституционных прав и свобод граждан и баланса между обвинением и защитой в судах, была расширена сфера применения суда присяжных.

Был принят новый Уголовно-процессуальный Кодекс, четко обозначивший тенденцию на расширение судебного контроля в уголовном процессе. Все действия, затрагивающие права и свободы человека, как, например, арест или обыск, теперь должны проводиться только с санкции суда. Введено понятие «досудебное расследование», которое исключило доследственную проверку, предъявление обвинения следователем, возвращение дел судами на дополнительное расследование органам следствия и дознания. Введен новый субъект «следственный судья», наделенный определенными полномочия при досудебном расследовании.

Главой государства было указано на важность сокращения числа споров, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, внедрения альтернативных способов их разрешения, развития примирительных процедур и медиации, что позволит придать нашему правосудию восстановительный характер.

Во исполнение поставленной задачи в новом Гражданском процессуальном Кодексе приняты меры по четкому регулированию и стимулированию внесудебного и досудебного порядка урегулирования споров, примирительным процедурам в суде, таких как заключение мирового соглашения, медиация, в том числе судебная медиация и партисипативная процедура. Урегулирование спора между сторонами в порядке медиации будет осуществляться медиатором или судьей по ходатайству сторон.

Партисипативная процедура - это новая форма примирения сторон при которой, урегулирование спора осуществляется при участии сторон и их адвокатов. Для мотивирования сторон к заключению соглашений на ранних стадиях процесса госпошлина возвращается в судах первой и апелляционной инстанций в полном объеме, а в судах кассационной инстанции - в размере 50% от первоначально уплаченной суммы.

По отдельным категориям дел введена обязательность досудебного урегулирования споров, в связи с чем, внесены изменения в некоторые законы. Досудебное урегулирование спора позволит сторонам конфликта разрешить спор в короткие сроки, с минимальными материальными и моральными издержками.

Создание специализированной коллегии в Верховном Суде, Международного арбитражного центра с финансовым судом, Международного совета при Верховном Суде позволили усилить гарантии правовой защиты инвесторов и расширить возможности для имплементации лучших международных стандартов в систему казахстанского правосудия.

Новым Гражданским процессуальным Кодексом введена аудиовидеофиксация всех судебных процессов в обязательном порядке. Судья не должен иметь возможностей для приостановки записи или редактирования материалов аудиовидеофиксации.

Стороны в результате технических новшеств по гражданским делам могут напрямую наблюдать ход фиксации судебного заседания, отображаемый на специальном мониторе, размещенном в зале заседания на видном месте. Предусмотрено одновременное фиксирование всех участников процесса несколькими видеокамерами, кроме того, в момент записи заседания происходит электронное разграничение судебного разбирательства, прений сторон и оглашения судебного акта, тем самым, существенно упрощается процедура ознакомления с аудиовидеопротоколом судебного процесса. Это значительно дисциплинирует участников судебных процессов, обеспечивает принцип открытости и доступности, минимизирует не процессуальные контакты.

Кроме того, в судебной системе функционируют такие современные информационные технологии как система «Төрелік», интернет-ресурс судебной системы, сервис «Судебный кабинет», сервисы «Судебная повестка», «Ознакомление с судебными документами», «SMS-оповещение», интеграция с АО «Казпочта», CALL-центр судебных органов, телефон доверия, дистанционное отправление правосудия посредством видеоконференцсвязи (ВКС).

В виду роста популярности использования гражданами портала электронного правительства, закономерно внедрение онлайн-сервисов на сайтах судебных органов для обеспечения удобства пользования населением.

На сегодняшний день на официальных сайтах для граждан доступны такие модули, как «Списки слушаний дел», «Справочник по судебным делам», «Банк судебных актов». Обеспечен оперативный доступ к документам через сервис «Ознакомление с судебными документами». Пользователь с помощью логина и пароля, которые направляются сторонам судебного процесса в виде SMS на мобильный телефон или на электронную почту, может ознакомиться с любым процессуальным документом по своему делу.

Приведенные меры, ни что иное, как отчетливая демонстрация посильного вклада судебной системы в создание транспарантного подотчетного государства, в данном случае ее судебной ветви власти.

При этом они способствуют самоконтролю судей, судебных аппаратов, да и самих участников судебного процесса, а в итоге, реализации конституционных гарантий граждан и юридических лиц на верховенство закона, квалифицированное разрешение конфликтов и споров, как раз, способствуя формированию современного квалифицированного государственного аппарата.

Как можно увидеть, конкретные меры по реформированию судебной системы органично укладываются и являются составной частью всего Плана Реформ, что позволяет сделать вывод о глубокой системности и взаимосвязи поставленных задач, как перед всем государственным аппаратом, так и перед судейским сообществом, направленных на завоевание в конечном счете доверия всего казахстанского, да и мирового общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

30 ноября 2017, 17:54
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код