Лента новостей
0

Внедрение и развитие в Казахстане медиаобразования. Почему это необходимо? (UNICEF, LPRC, Internews.1 октября 2017 года)

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 14.12.2017 09:47 Zakon.kz

Внедрение и развитие в Казахстане медиаобразования. Почему это необходимо? (UNICEF, LPRC, Internews.1 октября 2017 года), фото - Новости Zakon.kz от 14.12.2017 09:47

Внедрение и развитие в Казахстане медиаобразования. Почему это необходимо? (UNICEF, LPRC, Internews.1 октября 2017 года), фото - Новости Zakon.kz от 14.12.2017 09:47

Внедрение и развитие в Казахстане медиаобразования. Почему это необходимо? (UNICEF, LPRC, Internews.1 октября 2017 года), фото - Новости Zakon.kz от 14.12.2017 09:47

Внедрение и развитие в Казахстане медиаобразования. Почему это необходимо? (UNICEF, LPRC, Internews.1 октября 2017 года), фото - Новости Zakon.kz от 14.12.2017 09:47

 

 

Внедрение и развитие в Казахстане медиаобразования.
Почему это необходимо?

 

Медиаобразование активно развивается в мире с середины прошлого столетия. Под этим термином понимается не столько навыки и умения по подготовке медиа-текстов (тому, чему учат журналистов и репортеров), а навыки критического отношения к получаемой из разнообразных источников информации; разграничения правдивой и объективной информации от недостоверной информации и пропаганды, а также навыки и умения работы с источниками информации, поиска нужной информации и т.д.   

С появлением и распространением интернета задачи медиаобразования существенно расширились. Развитие информационно-коммуникационных технологий потребовало дополнительных усилий по разъяснению аудитории того, как устроен и работает интернет, откуда и каким образом перемещаются информационные потоки, как можно создавать и распространять свою собственную информацию; как работают социальные сети и так далее. В настоящее время, с переводом государственных услуг в онлайн-формат, медиаобразование требуется не только для детей, но и для взрослых (например, в Великобритании OFCOM разделяет деятельность по медиаобразованию для взрослых и для детей)   При этом уже давно и самом высоком политическом уровне признано, что информация может являться угрозой для психического, эмоциального и нравственного здоровья детей, поэтому государства должны принимать меры на законодательном уровне по ограничению опасной и угрожающей для детей информации (содержащей сцены насилия и убийства, жестокого обращения, сексуального насилия и порнографии, какой-либо эксплуатации и дискриминации, пропагандирующей наркотики, их производные, алгоколь и т.д.). Однако другой обязательной стороной ограничительных и запретительных мер является как раз развитие медиаобразования как совместного процесса с участием государства, общества и медиа по обучению населения и повышения уровня их медиаграмотности.   

ООН, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ внесли большой вклад в создании правовых основ медиобразования, были приняты Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка Эл-Риядские руководящие принципы и т.д.  Развитию медиаобразования в мире было положено с момента принятия Грюнвальдской декларации ЮНЕСКО в1982 году[1], в которой рекомендовано принимать следующие меры: 1) инициировать и поддерживать разработку и внедрение всесторонних программ по медиаобразованию различных уровней - от дошкольного до университетского, а также для обучения взрослых с целью распространения знаний, выработки навыков и формирования взглядов, способствующих росту критического сознания и, следовательно, большей компетентности тех, кто пользуется электронными и печатными средствами массовой информации. В идеале такие программы должны включать анализ продукции средств массовой информации; использование СМИ как средств творческого выражения личности; эффективное пользование доступными каналами массовой информации и коммуникации;   2) организовывать курсы переподготовки для преподавателей, как с целью углубления их знаний в области средств массовой информации, так и с целью освоения ими соответствующих методов обучения, учитывающих значительное, но фрагментарное знакомство учащихся со средствами массовой информации;   3) стимулировать исследования в области психологии, социологии, коммуникации, способствующие развитию медиа образования;   4) поддерживать и укреплять действия, предпринимаемые ЮНЕСКО для развития международного сотрудничества в области медиа образования. 25 лет спустя после принятия Грюнвальдской Декларации (1982), проложившей путь медиаобразованию на международном уровне, эксперты, функционеры, определяющие образовательную политику, педагоги, исследователи, представители неправительственных организаций и медиа деятели со всех регионов мира разработали и приняли 12 рекомендаций по медиаобразованию (Парижская программа)[2].   

24 ноября 2008 года Европейский Парламент принял Резолюцию по Докладу о медиаграмотности в цифровом мире[3], что потребовало от государств - членов ЕС уделять систематическое внимание развитию медиаграмотности. На этом настаивала и Европейская комиссия, призывая государства-члены включать в свои учебные программы специальные курсы, цель которых помочь гражданам ЕС стать активными пользователями информации.    Один из самых последних документов по медиаобразованию - это Стратегия Совета Европы в поддержку прав ребенка (2016-2021годы)[4], в котором отдельный раздел посвящен правам ребенка в цифровом мире и обязательствам государств по созданию лучших условий для ребенка в цифровой среде. Страны, в которых медиаобразование развивается активнее всего: Великобритании и Ирландии[5], Австрии[6], Нидерландах[7], Норвегии[8], Германии[9], США[10], Франции, Канаде[11], Израиле[12], Новой Зеландии[13] и Австралии[14] и т.д. В странах Восточной Европы[15] медиаобразование развивается не так давно, примерно с конца прошлого столетия, однако тоже уже стало обыденной практикой и нормой при обучении детей и взрослых в Польше[16], в Болгарии, Венгрии и других странах.   На постсоветском пространстве медиаобразовании развивается в Российской Федерации[17] (уполномоченный государственный орган - Министерство связи и массовых коммуникаций РФ), в Армении, Украине и Молдове[18].    

Требования о возрастной классификации различной информационной продукции - фильмов, программ, печатной продукции и т.д. - есть в законодательстве всех вышеуказанных стран[19]. Нормы о внедрении и развитии программ медиобразования содержатся в законах Великобритании (Communication Act, paragraf 11)[20], Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального Закона РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»)[21], Армении, Молдове и других странах.    

ЮНЕСКО разработала пять критериев законодательного определения MIL - Media and Ibformation Literacy[22].    О необходимости внедрения медиобразования в Казахстане говорила Д.С.Назарбаева в своем выступлении на форуме «Женщины в бизнесе-2009[23]»:   «Только всесторонне образованное общество способно быстрее воспринимать современные прогрессивные идеи и динамично развиваться. Медиаобразование должно стать зоной сотрудничества общества, медиапрофессионалов и власти. Иначе приемлемого результата не достичь», - заключила Д. Назарбаева.   Депутат Парламента РК, член фракции партии «Нур Отан» в парламенте, Г.М.Иксанова также отмечала актуальность развития медиаобразования в РК[24]:    {Молодежь} должна не только потреблять медиаконтент, но и научиться критически его оценивать, стать творческим пользователем медиаинформации. Для этого нужно дать ей соответствующее медиаобразование, и начинать это делать нужно еще в школе. Дети должны уметь эффективно использовать новые технологии для получения данных, извлекать медиаконтент, обмениваться им, и, самое главное, уметь делать оптимальный выбор, распознавать и критически оценивать медиаконтент, который зачастую носит агрессивный или даже опасный характер.   Например, в Великобритании педагогическая стратегия в области медиа-образования состоит в том, что педагоги стремятся развивать, прежде всего, личность учащегося посредством медиа, формировать творческие и коммуникативные способности, а также критическое мышление, умение интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты.   Медиаобразование должно быть встроено в общее образование школьников и студентов, в школах, колледжах, вузах. Его можно преподавать, как вместе с основными дисциплинами, так и автономно, а также дополнительно, в молодежных центрах.   

Об актуальности развития критического мышления говорил глава государства, Н.А.Назарбаев в своем послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»[25]:   Прежде всего, должна измениться роль системы образования. Наша задача - сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации.    

Важным фактором в пользу необходимости внедрения и развития медиаобразования в Казахстане является и необходимость цифровизации экономики страны, отдельных отраслей - в рамках реализации программы «Цифровой Казахстан-2020»[26], и подготовки для этого как профессиональных кадров, так и всего населения. Крайне важным представляется отразить эти требования на законодательном уровне при разработке законопроекта «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».    

Дополнительно необходимо закрепить на законодательном уровне внедрение и развитие медиа образования в Республике Казахстан в качестве одной из функций государственного уполномоченного органа, так как практика имплементации законов такова, что, если какая-то норма отсутствует в законе, уполномоченный орган не будет ее исполнять.   Рекомендации по внедрению и развитию медиаобразования в Республике Казахстан были поддержаны Уполномоченным по правам ребенка Республики Казахстан, депутатом Мажилиса Парламента Республики Казахстан З.Я. Балиевой. По итогам конференции «Казахстан, дружественный к ребенку[27]», которая состоялась 25 мая 2017 года, предложения о внедрении и развитии медиаобразования в Казахстане были включены в список рекомендаций.  

 

Сравнительная таблица изменений и дополнений

к проекту Закона Республики Казахстан

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

 

 

№ п/п

Структурный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование

1.

Подпункт 21) статьи 1

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

 

 

 

отсутствует

Дополнить статью 1 новым подпунктом 21) в следующей редакции:

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

«21) медиаобразование - комплекс правовых, учебных и просветительских мероприятий, направленных на повышение уровня знаний детей об информационной среде, приобретение умений и способности критического отношения к информации, и навыков безопасного создания, получения и распространения информации в СМИ и интернет-ресурсах»

 

В связи с включением в проект закона новой главы «Внедрение и развитие медиаобразования» необходимо дать определение понятию «медиаобразование». В связи с этим предлагается дополнить статью 1 новым подпунктом 21)

2.

Подпункт 22)

статьи 1

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

 

 

 

отсутствует

Дополнить статью 1 новым подпунктом 22) в следующей редакции:

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

22) родительский контроль - совокупность знаний, умений и навыков по контролю и мониторингу за безопасным поведением детей в информационном пространстве и сети Интернет (как вариант - в цифровой среде);

 

В связи с включением в проект закона новой главы «Внедрение и развитие медиаобразования» необходимо дать определение понятию «родительский контроль». В связи с чем предлагается дополнить статью 1 новым подпунктом 22)

3.

Подпункты 5) и 6) статьи 4

 

Статья 4. Принципы государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

 

отсутствуют

Дополнить статью 4 новыми подпунктами 5) и 6) в следующей редакции:

Статья 4. Принципы государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию:

5) внедрения и развития мер по медиаобразованию детей, включая меры по обеспечению прав детей в цифровой среде и при использовании информационно-коммуникационных технологий;

6) поощрения участия родителей, организаций образования, неправительственных и саморегулируемых организаций, средств массовой информации в развитии медиаобразования и родительского контроля.

 

Положения данной статьи в целом соответствуют международным стандартам, в частности, требованию ст. 3 (1) Конвенции о правах ребенка[28] о первоочередности наилучшего обеспечения интересов ребенка. Вместе с тем, было бы желательно отразить в качестве основных образующих принципов также принцип поощрения государством родительской роли в защите и воспитании ребенка (в соответствии с упоминавшимися выше ст. 5 и ст. 18(1) Конвенции о правах ребенка[29].

 

4.

Статья…(новая)

отсутствует

Дополнить проект закона новой статьей… в следующей редакции:

«Статья …Внедрение и развитие медиаобразования в Республике Казахстан

 

1.Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, осуществляется посредством мер, указанных в настоящем Законе, а также посредством внедрения медиаобразования в Республике Казахстан.

 

2.Уполномоченные государственные органы в пределах своей компетенции, организации образования, неправительственные и саморегулируемые организации, средства массовой информации:

1)разрабатывают и внедряют курсы и программы, направленные на повышение уровня медиа и информационной грамотности, безопасного использования информационной продукции в учебные программы школьного, внешкольного и послешкольного образования;

2)содействуют подготовке педагогов в области медиаобразования и росту информированности детей о возможностях, потенциале, риске и угрозах интернет-ресурсов, средства массовой информации;

3)разрабатывают и внедряют программы и материалы по обучению родителей навыкам родительского контроля за поведением и действиями несовершеннолетнего в социальных сетях и интернет-ресурсах;

4)разрабатывают, выпускают и распространяют материалы, рассказывающие об основах медиаобразования для всех групп населения;

5)проводят информационные кампании в средствах массовой информации с целью разъяснения основ и навыков безопасного получения и распространения информации на интернет-ресурсах, включая социальные сети и другие источники информации;

6)проводят замеры уровня медиа и информационной грамотности среди детей;

7)осуществляют иные функции и задачи для внедрения и развития медиаобразования».

 

Новая статья предусматривает меры по осуществлению комплекса мероприятий по развитию медиаобразования среди детей

5.

Статья…(новая)

отсутствует

Дополнить проект закона новой статьей… в следующей редакции:

«Статья…. Участие родителей, учебных заведений, некоммерческих организаций и средств массовой информации в развитии медиаобразования.

 

1.Развитие медиа и информационной грамотности несовершеннолетних осуществляется при непосредственном участии их родителей и (или) опекунов или законных представителей, а также путем реализации соответствующих программ и методик в учебных заведениях.

 

2.Некоммерческие организации и средства массовой информации, а также саморегулируемые организации проводят мероприятия по развитию медиаобразования в рамках государственного социального заказа и государственного информационного заказа».

 

Процесс повышения уровня медиа и информационной грамотности невозможен без участия родителей, учебных заведений, некоммерческих организаций и СМИ.

Родители (опекуны, законные представители) являются ключевым звеном для повышения медиа и информационной грамотности несовершеннолетних потребителей информации. Учебные заведения выполняют свою роль и функции по повышению уровня знаний о цифровой среде и СМИ для школьников и студентов. Роль некоммерческих организаций и СМИ в процессе повышения медиа и информационной грамотности видится в обучении как детей, так и остальных групп населения. Например, граждане должны обучаться основам безопасности, связанным с сохранением как личной, так и конфиденциальной информации. Пожилые люди — основам защиты от мошенничества в сети интернет. В этой связи предлагается дополнить проект закона новой статьей, в которой предусмотреть участие родителей, учебных заведений, НПО и СМИ в процессе повышения медиа и информационной грамотности.

 

6.

Статья… (новая)

отсутствует

Дополнить проект закона новой статьей… в следующей редакции:

«Статья… Осуществление родительского контроля при создании, получении и распространении детьми информации в сети Интернет

1. Родители, опекуны и (или) законные представители детей, а также организации для детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют родительский контроль за действиями ребенка в сети Интернет и при использовании информационно-коммуникационных технологий.

2. При осуществлении родительского контроля применяется доступные технические, аппаратные и иные формы мониторинга и выявления информации, информационной продукции, действий третьих лиц, причиняющих вред здоровью и развитию детей.

 

В целях регламентации функций родителей за контролем и мониторингом процесса создания, получения и распространения детьми информации в сети Интернет или посредством применения современных информационно-коммуникационных технологий.

 

 

1 октября 2017

 

 

[1] Грюнвальдская декларация ЮНЕСКО по медиаобразованию (1982 год). URL: http://www.unesco.org/education/pdf/MEDIA_E.PDF

[2] Парижская программа или 12 рекомендаций по медиаобразованию. URL: http://www.ifap.ru/pr/2007/070625bb.pdf

[3] Резолюция по Докладу о медиаграмотности в цифровом мире. URL: https://parltrack.euwiki.org/dossier/4f3404f0b819f2756a00093f

[18] «Медиобразование в странах Восточной Европы», Москва, 2014 год.

[19] Более подробная информация в научно-практическом комментарии к Федеральному Закону Российской Федерации «О защите» под редакцией И.С. Иванова, Москва, 2012 год.

[27] Более подробная информация доступна по ссылке: http://bala.gov.kz/ru/press-tsentr/novosti/160-provedena-konferentsiya-kazakhstan-druzhestvennyj-k-rebenku

[28] Там же, ст. 3(1) («Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.»).

[29] Там же, ст. 5 («Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.»); ст. 18(1) («Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.»).

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: