Доклад Министра национальной экономики Республики Казахстан Сулейменова Т.М. на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан
(г. Астана, 6 февраля 2018 года)

 

Развитие малого и среднего предпринимательства являющегося основным источником занятости, привлечения инвестиций, фундаментом построения конкурентоспособной экономики является одним из основных приоритетов работы Министерства национальной экономики.

Работа в данном направлении осуществляется по трем системным блокам. Это:

1. совершенствование государственного регулирования и улучшение бизнес климата;

2. повышение доступности финансирования и совершенствование мер поддержки;

3. снятие отраслевых барьеров.

По направлению совершенствования государственного регулирования и улучшения бизнес климата подготовлен соответствующий проект закона, который получился весьма объемным, содержит порядка 1000 поправок, предусматривающих изменения в 100 законов и 13 кодексов.

Проект закона предусматривает реформирование государственного контроля и надзора, снижение обременительной отчетности предпринимателей, сокращение фронтальных издержек бизнеса, исключение исключительных прав субъектов рынка, препятствующих развитию конкуренции, и улучшение позиции Казахстан по рейтингу Всемирного банка «Doing business».

На сегодня депутатами Мажилиса Парламента РК представлены 3 сравнительные таблицы, общим количеством - 141 поправка.

С учетом проработки предлагаемых изменений проект закона планируется вынести 14 февраля текущего года на первое чтение, 28 февраля 2018 года - на второе чтение Мажилиса Парламента.

Следующим важным направлением является повышение повышения доступности финансирования предпринимательской деятельности. Здесь ключевыми инструментами поддержки выступают Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», Программа по развитию продуктивной занятости и массового предпринимательства, а также кредитные линии международных финансовых организаций.

В рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» мерами поддержки по итогам 2017 года было охвачено свыше 192 тыс. предпринимателей и населения с предпринимательской инициативой, что на 10% больше по сравнению с 2016 годом.

По итогам 2017 года объем поддержанного кредитного портфеля за счет субсидирования ставки вознаграждения и гарантирования кредитов составил 286,6 млрд. тенге. Всего было поддержано 3 351 проектов, что на 10% больше по сравнению с 2016 годом. Выдано 276 государственных грантов на сумму 490 млн. тенге, подведена недостающая инфраструктура к 25 проектам предпринимателей на сумму 12,1 млрд. тенге, обучающими программами и сервисными услугами охвачено 74,8 тыс. начинающих и действующих предпринимателей.

По оценочной информации по итогам 2017 года участниками программы произведено продукцию на сумму 3,5 трлн. тенге, создано свыше 17,3 тыс. рабочих мест, выплачено налогов на сумму 217 млрд. тенге. Отмечаем, что в 2017 году на реализацию программы было направлено

48,3 млрд. тенге. В сравнение с этим, объем выплаченных налогов за 2017 год превысил государственные расходы на программу в 4 раза.

В целях повышения доступности инструментов поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, 29 декабря 2017 года (ППРК от 29.12.2017 г № 940) программу были внесены изменения, направленные на внедрение плавающей ставки по кредитам, увеличение срока субсидирования до 5 лет без права пролонгации, предоставление права АО «ФРП «Даму» рассматривать проекты до 180 млн. тенге напрямую без участия Региональных координационных советов, снижение требований к подведению недостающей инфраструктуры (снижены критерии на подведение недостающей инфраструктуры по объему инвестиций с 400 млн. тенге до 200 млн. тенге, стоимости строительства со 100 млн. тенге до 50 млн. тенге), исключение субъектов крупного предпринимательства и снижение стоимости проектов, подлежащих субсидированию и гарантированию до 2,5 млрд. тенге (ранее порог был установлен до 4,5 млрд. тенге).

Полагаем, что принятые изменения позволят значительно ускорить сроки рассмотрения проектов до 180 млн. тенге, охватить мерами государственной поддержки полную инвестиционную фазу бизнес проектов (до 5 лет подлежит субсидированию), сконцентрировать инструменты поддержки исключительно на субъектах малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, существенным дополнением к уже работающим инструментам программы «Дорожная карта бизнеса 2020» стали меры поддержки в рамках Программы по развитию продуктивной занятости и массового предпринимательства, ориентированные на безработное и самозанятое население.

По программе по итогам 2017 года при плане в 10 млрд. тенге, в банках второго уровня было размещено кредитов на сумму 11,8 млрд. тенге, из них по состоянию на 5 января 2018 года было профинансировано, одобрено и находились на рассмотрении проекты на сумму 10,1 млрд. тенге (профинансировано и одобрено 593 заемщиков на сумму 6,6 млрд. тенге, на рассмотрении 289 заемщиков на сумму 3,5 млрд. тенге).

Следует отметить, с учетом дополнительных средств, выделенных местными исполнительными органами портфель микрокредитования уже составил 14,2 млрд. тенге, из них в банках размещены кредиты на сумму 12,9 млрд. тенге (оставшиеся средства будут размещены в установленном порядке до конца текущего месяца).

Прогарантировано 172 проекта бизнеса на сумму

967 млн. тенге и обучено 15 тыс. безработного и самозанятого населения, из них профинансировано свыше 3 300 стартапов.

К мерам государственной поддержки, проявлен интерес у предпринимателей, занятых в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, транспорте и оказывающих услуги по предоставлению проживания и питания.

В целях повышения доступности мер поддержки для населения в программу внесены изменения по сокращению сроков освоениябюджетных средств банками и микрофинансовыми организациями до 6 месяцев (ранее срок освоения составлял 12 месяцев). Это позволит ускорить доведение бюджетных средств до конечных заемщиков.

Вместе с тем, первый год реализации программы выявил ряд ограничений, которые препятствовали форсированной работе инструментов поддержки. Согласно ранее действовавшим условиям программы запрещалось приобретать за счет бюджетных кредитов жилую недвижимость и земельные участки с некоммерческим целевым назначением.

Учитывая, что программа направлена на самозанятое и безработное население и недвижимость с коммерческим целевым назначением по причине высокой стоимости не доступна для такой категории граждан, в рамках программы предоставлено право приобретать жилую недвижимость и земельные участки с некоммерческим целевым назначением с обязательным ее изменением в течение года.

Полагаем, что принятые поправки позволят вовлечь в программу большую часть самозанятого и безработного населения.

Более подробно о программах поддержки доложится АО «НУХ «Байтерек».

Помимо программ государственной поддержки Министерством активно ведется работа по привлечению кредитных линий международных финансовых организаций для последующего кредитования проектов предпринимателей (АБР, ЕБРР).

В рамках этой работы во исполнение поручения Главы государства, озвученного в Послании народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол - путь в будущее», в период 2016-2017 годов было привлечено 186,8 млрд. тенге, из которых 134,8 млрд. тенге средства Азиатского банка развития, 52 млрд. тенге средства Европейского банка реконструкции и развития.

За счет привлеченных средств профинансировано 13,5 тыс. заемщиков на сумму 163,1 млрд. тенге, создано более 4 400 рабочих мест.

Вместе с тем, Министерством совместно с министерствами по инвестициям и развитию, сельского хозяйства, Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» в рамках программы «Цифровой Казахстан» ведется работа по созданию «Единого окна» по мерам государственной поддержки.

В этих целях образована Рабочая группа по вопросам оптимизации и автоматизации мер государственной поддержки для МСБ.

Рабочей группы установлено, что бизнесу в различных программах государственной поддержки всего доступно свыше 50 инструментов поддержки, которыми ежегодно охватывается более 140 тыс. предпринимателей.

При этом, меры государственной поддержки зачастую чрезмерно зарегулированы. Это связано с необходимостью предоставления большого количества требуемых документов, многоэтапностью принятия решений на различных комиссиях и коллегиальных органах, длительными сроками подписания итоговых документов и договоров.

Для решения выявленных проблем предлагается:

- перевести требуемые документы на декларативный вид, то есть отказаться от запрашивания документов в пользу заполнения установленных бланков. (При этом, ответственность за достоверность предоставленной информации остается за субъектами МСБ);

- заменить работу различных экспертных групп и комиссий на автоматизированные процессы, которые позволят исключить практику принятия решений на основании субъективных мнений их членов.

Для реализации предлагаемых решений определен перечень из 52 инструментов поддержки, по каждому из которых Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» будут выработаны предложения по оптимизации и автоматизации с последующим их утверждением на Межведомственной комиссии по отбору государственных услуг, подлежащих оказанию через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» (далее - Межведомственная комиссия).

На сегодня Межведомственной комиссией уже одобрены подходы по оптимизации и автоматизации по 22 инструментам поддержки, оставшиеся 30 инструментов поддержки будут вынесены на ее рассмотрение до конца апреля 2018 года.

На данный момент заинтересованным государственным органам, необходимо ускорить эту работу и обеспечить до конца текущего года автоматизацию курируемых инструментов поддержки в соответствии с решением Межведомственной комиссии.

Для этого, очень важно государственным органам разработать соответствующие дорожные карты по оптимизации и автоматизации инструментов поддержки и заложить необходимые средства при уточнении республиканского бюджета на 2018 год.

Полагаем, что полная автоматизация мер государственной поддержки позволит сделать их доступными, снизить коррупционные риски в этой области, увеличить охват субъектов предпринимательства.

Следующим важным направлением является снятие отраслевых барьеров.

В Министерстве создана Рабочая группа по вопросам предпринимательства, поднятым на расширенном заседании Президиума НПП.

Всего с учетом работы прошлых лет, Министерством совместно с заинтересованными государственными органами рассмотрены 552 проблемных вопроса бизнеса, из них 497 вопросов разрешены. Большая часть вопросов снята в рамках работы по разработке нового Налогово и Таможенного кодексов, проекта закона по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности, программ поддержки бизнеса.

Тем не менее, практика работы в этом направлении свидетельствует, что решения по проблемным вопросам предпринимательства, достигнутые на различных площадках, по разным причинам не реализуются должным образом в законодательстве. По данным НПП таких вопросов накопилось свыше 80 (которые уже зачислены как решенные). В этой связи, государственным органам необходимо обеспечить реализацию проблем предпринимательства, по которым выработаны соответствующие решения.

Без учета этого, по состоянию на 30 января 2017 года нерешенными оставались 64 вопроса, затрагивающие вопросы охраны окружающей среды, земельных отношений, строительства, транспорта и связи и т.п.

По итогам работы Рабочей группы из этой группы проблем 19 вопросов разрешены по согласовании с НПП с учетом результатов совещания в Правительстве РК (под председательством Заместителя Премьер-Министра РК Досаева Е.А. от 30 января 2018 года) и по 45 вопросам подготовлен проект Плана мероприятий по их реализации и разрешению, который направлен на согласование в заинтересованные государственные органы и организации. В связи с этим, проект Плана мероприятий предлагается внести в Канцелярию Премьер-Министра РК для его утверждения.

Вместе с тем, НПП подготовлен блок системных вопросов, предусматривающих дальнейшее совершенствование налогового и таможенного законодательства, контроля и надзора, саморегулирования, здравоохранения, административного и уголовного законодательства, корпоративного управления, денежно-кредитной и бюджетной политики и т.п. (системные вопросы в виде конкретных предложений представлены НПП 30 января 2018 года).

Предлагаемые меры системного характера приняты в работу Рабочей группы, предложения по реализации в законодательстве будут подготовлены до конца текущего квартала.

В целом, следует отметить, что предпринимаемые меры благоприятно отразились на секторе МСБ. По данным Комитета статистики число действующего бизнеса по итогам 2017 года составило 1 145 994 единиц или на 3,6% больше по сравнению с 2016 годом. Занятость в этом сегмента экономики составила 3 118 442 человека, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 2,6% (данные за 9 месяцев 2017 года). При этом, значительно возросло производство продукции МСБ. За 9 месяцев 2017 года выпуск продукции составил на сумму 14,4 трлн. тенге или 28,5% больше по сравнению с 2016 годом (в номинальном выражении).

С учетом проводимой работы по направлениям повышения доступности финансирования, снятия отраслевых барьеров, совершенствования государственного регулирования и улучшения бизнеса климата, мы ожидаем сохранение текущих темпов роста сегмента МСБ в 2018 году.

 

 

7 февраля 2018, 15:00
Источник, интернет-ресурс: Сулейменов Т.М.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript