Доклад Заместителя министра Азимовой Э.А. на расширенное заседание коллегии Министерства
по итогам работы Министерства юстиции и его территориальных органов за 2017 год и приоритетные задачи на 2018 год
(г. Астана, 9 февраля 2018 года)


Уважаемый Марат Бакытжанович!
Уважаемые участники Коллегии!

 

Одной из основных задач Министерства юстиции является правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан.

В 2017 году по предложению Министерства юстиции Казахстан ратифицировал Устав Гаагской конференции по международному частному праву, что позволит участвовать в процессе международного нормотворчества и как следствие обеспечить более эффективную защиту прав наших граждан за рубежом.

Проведение постоянного всестороннего правового мониторинга рекомендаций, принятых Советом и Комитетом ООН по правам человека, является большим вкладом Министерства юстиции в государственное дело в сфере защиты прав человека.

Результаты данного мониторинга вносятся каждые четыре года на рассмотрение Универсального периодического обзора.

Данная работа проводится с участием Представительства ООН в Казахстане, неправительственных организаций и представительств других международных организаций.

В текущем году продолжим данную работу. Для предоставления в указанную организацию в итоговом отчете начнется подготовка национального доклада по защите прав человека в Казахстане.

 

 

II. По экспертизе проектов по международной экономической интеграции

 

Важным направлением правового обеспечения интересов Казахстана на международной арене является участие в формировании права Евразийского экономического союза с учетом обязательств в рамках Всемирной торговой организации.

Об активности процесса свидетельствует тот факт, что только в прошлом году юридическая экспертиза проводилась в отношении более двух тысяч проектов международных договоров, правовых актов органов данной Организации, а также связанных с ними проектов национальных нормативных правовых актов.

Следует отметить рост обращений физических и юридических лиц к вопросам правоприменения заключенных международных актов, особенно решений Евразийской экономической комиссии, подлежащих непосредственному применению на территории Казахстана.

В 2018 году усилим взаимодействие с юридическими службами министерствам, особенно в рамках правового мониторинга.

 

 

III. В сфере государственной регистрации нормативных правовых актов государственных органов

 

Следующей задачей органов юстиции является государственная регистрация нормативных правовых актов государственных органов.

В 2017 году на государственную регистрацию поступило более девяти с половиной тысяч (9 601) ведомственных актов (2016 г. - 10286), из них зарегистрировано - 8142 НПА % (в том числе: МЮ - 1531, ДЮ - 6611).

Однако, в государственной регистрации было отказано по 334 актам, что составляет 3,5 % от общего числа поступивших актов.

В 2016 году этот показатель составлял 5,4 %.

Снижению количества отказов способствовала планомерная работа по повышению квалификации юридических служб центральных и территориальных органов, их методологической поддержке.

Несмотря на принимаемые меры, продолжают иметь место факты несоблюдения госорганами требований законодательства в части принятия, государственной регистрации, применения и опубликования своих ведомственных актов.

Так, в рамках правового мониторинга в отчетный период органами юстиции было проведено 215 проверок, в результате которых выявлено 705 нарушений.

Было выявлено 852 нормативных правовых акта местных госорганов, принятых с нарушениями установленных требований, хотя ранее местными госорганами были представлены отчеты об актуальности и законности принятых ведомственных актов.

По выявленным фактам органами юстиции внесены 349 представлений об устранении нарушений

К дисциплинарной ответственности привлечены 255 виновных должностных лиц госорганов.

Возбуждено 78 административных дел.

Наибольшее количество возбужденных административных дел приходится на департаменты юстицииСеверо-Казахстанской (13), Актюбинской (8), Жамбылской (7) областей.

На сегодня все административные производства завершены.

76 виновных должностных лиц местных госорганов привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа на сумму 2 246 310 тенге.

Фактов обжалования в суд принятых мер не имеется.

Другим критерием оценки эффективности ведомственного нормотворчества являются акты прокурорского надзора в отношении зарегистрированных ведомственных нормативных правовых актов.

В 2017 году, в сравнении с 2016 годом, наблюдается их значительное снижение, на 78%.

В отчетный период удовлетворены 7 актов прокурорского надзора в отношении 7 нормативных правовых актов местных госорганов Алматинской (1/1), Восточно-Казахстанской (1/1), Жамбылской (2/2),Костанайской (2/2) и Южно-Казахстанской (1/1) областей.

Другой негативный фактор - затягивание принятия мер по устранению выявленных нарушений.

Так, обоснованный протест и.о. прокурора Карабалыкского района Костанайской области был вынесен в отношении зарегистрированного решения маслихата Карабалыкского района Костанайской области от 5 мая 2016 года № 21 «О корректировке базовых налоговых ставок», предусматривавшего обратную силу по ставкам земельного налога, несмотря на прямое противоречие статье 387 Налогового кодекса.

Аналогичный протест прокурора Костанайского района Костанайской области был вынесен в отношении зарегистрированного решения маслихата Костанайского района Костанайской области от 1 апреля 2016 года № 18 «О повышении базовых ставок земельного налога на 50 процентов»

Протесты были внесены в декабре 2016 года.

Однако удовлетворены местными госорганами Костанайской области только спустя полгода (в июне 2017 года).

Тогда как согласно Закону «О Прокуратуре» протест прокурора подлежит рассмотрению в течение десяти календарных дней (п.4 ст.24).

Обращаю внимание руководителей территориальных департаментов юстиции на то, что целевой индикатор в виде отмены зарегистрированных нормативных правовых актов по актам прокурорского надзора предусмотрен Стратегическим планом Министерства на 2018 год и не должен превышать 1%.

 

 

Новшества в законодательстве в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов

 

В завершение своего выступления, несколько слов о принятых и планируемых мерах по совершенствованию механизма обеспечения законности ведомственного нормотворчества и государственной регистрации нормативных правовых актов, принимаемых центральными и территориальными государственными органами.

Для обеспечения оперативности введения в действие ведомственных актов и исключения длительного временного разрыва между принятием и государственной регистрацией ведомственных актов стало сокращение срока их государственной регистрации с 30 до 15 календарных дней.

Внесены поправки в законодательство в части сокращения сроков согласования проектов нормативных правовых актов о признании утратившими силу, а также о приостановлении их действия или отдельных норм.

В настоящее время, по согласованию с заинтересованными госорганами и Национальной палатой предпринимателей разработаны предложения по внесению поправок в законодательные акты по оптимизации процедур разработки и принятия ведомственных нормативных правовых актов, предусматривающих установление (отмену) карантина и других ограничительных мероприятий, в том числе в условиях объявления чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Предложения внесены на рассмотрение Правительства и Администрации Президента Республики Казахстан.

Необходимость решения данной проблемы отмечали также депутаты Парламента Республики Казахстан.

Начата работа по двум пилотным проектам по переходу на безбумажный документооборот по вопросам государственной регистрации.

Первый проект будет реализован с участием министерств информации и коммуникации, культуры и спорта, а также местных госорганов Павлодарской области.

Второй проект согласно приказа Министра юстиции от 17 января т.г. № 83 касается передачи в пилотном режиме функций по государственной регистрации с областного уровня на районный уровень. В нем участвуют управления юстиции Актюбинской и Восточно-Казахстанской областей.

Второй пилотный проект реализуется с учетом принятых поправок в Бюджетный кодекс о внедрении самостоятельного 4-го уровня бюджета в административных территориальных единицах с численностью населения свыше двух тысяч человек на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа (с 1 января т.г.).

Оба проекта мы планируем завершить в течение первого полугодия этого года.

С учетом их результатов будут выработаны предложения по внесению изменений в Закон о правовых актах по совершенствованию порядка ведомственного нормотворчества, включая государственную регистрацию, а также механизма правового мониторинга.

 

Благодарю за внимание.

 

12 февраля 2018, 15:40
Источник, интернет-ресурс: *Министерства юстиции РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код