Выступление вице-министра национальной экономики Республики Казахстан А.Н. Жумагулова на брифинге (г. Астана, 12 февраля 2018 года)
Выступление
вице-министра национальной экономики Республики Казахстан А.Н. Жумагулова на
брифинге
(г. Астана, 12 февраля 2018 года)
В рамках 98-го шага Плана нации - 100 конкретных шагов 11 июля 2017 года принят Закон по вопросам развития местного самоуправления (далее - Закон), предусматривающий внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления (далее - МСУ) на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа (далее - сельский округ).
Бюджет и коммунальная собственность МСУ с 1 января 2018 года внедрены в сельских округах с численностью населения свыше 2 тыс. чел., а с 1 января 2020 года будут внедрены повсеместно.
В бюджет сельского округа переданы 7 видов налоговых поступлений и 5 видов неналоговых поступлений.
Направления расходов акима сельского округа определены на уровне действующих в Бюджетном кодексе 19-ти видов.
Главной особенностью бюджета МСУ является обязательное участие граждан в управлении бюджетным процессом и коммунальной собственностью МСУ.
Аппарат акима сельского округа разрабатывает проект бюджета, который в обязательном порядке обсуждается, и согласовывается с собранием местного сообщества.
В связи с отсутствием на уровне сельского округа местных представительных органов, бюджет сельского округа утверждается маслихатом района (города областного значения).
При этом исполнение бюджета возлагается на акима сельского округа и его аппарат.
Также, Законом поэтапно внедряется коммунальная собственность МСУ. Имущество МСУ составляет имущество местной казны и имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами. При этом порядок формирования и управления коммунальной собственностью МСУ осуществляется по аналогии с коммунальной собственностью района. В этой связи, управление коммунальной собственностью МСУ возложено на аппарат акима сельского округа по согласованию с собранием местного сообщества.
В целях качественной реализации 98 шага Плана нации - 100 конкретных шагов, Министерством национальной экономики совместно с заинтересованными государственными органами проведена подготовительная работа по информационно-техническому и методологическому обеспечению планирования и исполнения бюджета IV уровня, а также обучению акимов сельских округов и сотрудников их аппаратов по управлению бюджетным процессом и коммунальной собственностью МСУ.
Местными исполнительными органами в период с апреля по август 2017 года организованы и проведены курсы обучения акимов сельских округов и сотрудников их аппаратов на базе региональных центров обучения с привлечением тренеров, обученных в Академии государственного управления. Данное обучение прошли 2861 сотрудник аппаратов акимов сельских округов, в том числе 916 акимов сельских округов.
Кроме того, совместно с Министерством финансов в период с сентября по ноябрь 2017 года проведены четыре Республиканских форума сельских акимов с участием 1154 акимов сельских округов со всех регионов страны.
В ходе форумов сотрудниками министерств национальной экономики и финансов даны разъяснения по управлению бюджетным процессом и коммунальной собственностью МСУ, а также ответы на актуальные вопросы акимов. Участники форумов были обеспечены настольными книгами и учебными пособиями, разработанные для бухгалтеров.
В целом, работа по обучению акимов сельских округов и сотрудников их аппаратов будет продолжена на системной основе, в филиалах Академии государственного управления.
На этом работа по развитию МСУ не заканчивается. В настоящее время, проводится анализ внедрения нового уровня бюджета и коммунальной собственности в сельских округах. По итогам, будут определены дальнейшие меры по развитию института МСУ, в том числе в части расширения доходной базы МСУ, а также передачи дополнительных полномочий для эффективного и самостоятельного решения вопросов местного значения.