Статистический анализ Закона Республики Казахстан
«Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242

(по состоянию на 1 января 2018 г.)[1]

 

 

Сатбаева А.Б.

научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства

и государственного управления Института законодательства

Республики Казахстан, магистр юридических наук

 

 

Архитектурная, градостроительная и строительная отрасль направлена на создание производственной и социальной инфраструктуры, формирование полноценной среды обитания и деятельности человека, ввода объектов жилищно-коммунального хозяйства, развитие фондов промышленного производства, населенных пунктов и территорий.

В последние годы, законодательство Республики Казахстан в сфере архитектуры, градостроительства и строительства претерпело значительные изменения.

В качестве предмета исследования выступил Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».

Предварительное исследование содержит изложение основных выводов о динамике изменений вышеуказанного закона с описанием ее эффектов, а также анализ стабильности данного законодательного акта.

 

1. Общие показатели стабильности Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»

Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» принят 16 июля 2001 года. Начиная с декабря 2004 года по 1 января 2018 года (158 месяцев) изменения и дополнения в Закон внесены 67 законами (Диаграмма 1).

Наибольшее количество поправок в Закон внесено в период с 2012 по 2016 годы, что было обусловлено необходимостью совершенствования законодательства в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, приумножения повышения качества строительства, повышения эффективности контроля и ответственности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности за допущенные нарушения в процессе реализации проектов строительства.

27 января 2012 года Президент Республики Казахстан - Лидер нации Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана объявил о старте новых грандиозных проектов, определив комплекс задач по десяти направлениям. Одним из таких направлений являются доступное жилье, региональное развитие, индустриально-инновационные проекты, надлежащая реализация которых невозможна без соответствующего информационного сопровождения и мониторинга.

 

Диаграмма 1

 

Статистический анализ Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» от 16 июля 2001 года № 242 (по состоянию на 1 января 2018 г.) (Сатбаева А.Б., научный сотрудник Института законодательства РК, магистр юридических наук)

 

Средний период стабильности данного Закона равен значению 2,4[2], из чего следует, что в среднем в Закон вносятся поправки 1 раз в 72 дня.

Это свидетельствует о недостаточной стабильности законодательства в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Анализ изменений Закона по месяцам 2012-2016 годов, когда было внесено наибольшее количество поправок, показал, что наибольшее количество законов было принято в январе (3 закона) 2012 г., январе (4 закона) 2014 г. и октябре (3 закона) 2015 г. (Таблица 1)

Таблица 1

 

 

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

всего

мес.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

2012

3

1

-

1

-

-

2

2

-

-

-

-

9

2013

-

-

-

-

-

1

2

-

-

-

-

1

4

2014

4

-

-

2

1

-

1

-

1

1

1

1

12

2015

1

-

-

1

-

-

1

-

-

3

2

1

9

2016

2

-

1

2

1

-

-

-

-

1

-

-

7

 

В ходе анализа стабильности Закона установлено следующее.

- принятие законов с разницей в 2 дня (12, 13 апреля 2005 г., 2, 3 июля 2013 г., 13, 14 января 2014 г., 27, 28 октября, 28, 29 октября 2015 г.);

- принятие законов с разницей в 4 дня (9, 12 января 2007 г., 14, 17 января 2014 г.);

- принятие законов с разницей в 5 дней (17, 21 января 2014 г.).

Период стабильности Закона в минимальном значении составляет 0 день, в максимальном - чуть меньше 12 месяцев (Таблица 2).

Значение периода стабильности Закона равное 0, означает, что период времени между принятием двух законов, которые вносят изменения в данный правовой акт, менее 24 часов. То есть в один день двумя или тремя законами были внесены поправки в нормы рассматриваемого Закона. 17 законов было принято в один день, что составляет 25,3%.

Максимальный период стабильности составляет почти 1 год, что означает отсутствие каких-либо изменений и дополнений в Закон в течение 12 месяцев.

 

Таблица 2

 

 

от 1 до

10 дней

от 10 дней до 1 мес.

от 1 до

3 мес.

от 3 до

6 мес.

от 6 до

9 мес.

от 9 до

12 мес.

свыше 12 мес.

Всего

2004

-

-

-

-

-

1

-

1

2005

1

-

-

1

-

-

-

2

2006

-

2

-

2

-

1

-

5

2007

1

1

-

-

1

-

-

3

2008

-

1

-

1

-

-

-

2

2009

1

-

-

-

-

1

-

2

2010

-

-

-

-

1

-

-

1

2011

1

-

2

1

-

1

-

5

2012

3

3

2

1

-

-

-

9

2013

1

1

-

1

-

1

-

4

2014

4

3

5

-

-

-

-

12

2015

3

3

2

1

-

-

-

9

2016

2

1

2

2

 

-

-

7

2017

-

1

3

-

-

-

-

4

2018

-

-

-

1

-

-

-

1

 

17

16

16

11

2

5

 

67

 

2. Статьи анализируемых законов, наиболее часто подвергавшихся изменениям

Анализ законодательных актов, которыми вносились поправки в Закон, показал, что наиболее часто подвергались изменениям статьи Закона, закрепляющие компетенцию Правительства Республики Казахстан, уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства, местных представительных и исполнительных органов. При этом наибольшее количество изменений и дополнений внесено в статью 20, определяющую компетенцию уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства. В нее внесено 24 поправки. За ней следует

статья 19, устанавливающая компетенцию Правительства (18 поправок), статья 24, устанавливающая компетенцию акиматов областей (16 поправок) и статья 25, закрепляющая полномочия акиматов города республиканского значения, столицы и городов областного значения (18 поправок).

 Наиболее частым изменениям также подвергались статьи 1 и 68, определяющие основные понятия, используемые в Законе (22 поправки) и устанавливающие основные требование к процессу строительства (18 поправок).

В целях повышения эффективности контроля и усиления ответственности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в статью 31 (организация архитектурно-строительного контроля и надзора), внесены 12 поправок, статью 33 (государственная архитектурно-строительная инспекция) 12 поправок (Таблица 3).

Таблица 3

 

Статьи Закона

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Всего

Статья 1.

1

1

2

1

-

1

-

2

4

2

3

3

1

1

-

22

Статья 19.

1

1

3

-

-

2

-

3

2

1

3

2

-

-

-

18

Статья 20.

1

1

2

2

-

2

1

3

3

1

4

2

1

1

-

24

Статья 24.

1

-

1

-

-

1

-

3

2

2

4

1

1

-

-

16

Статья 25.

1

-

1

1

-

1

-

3

2

2

4

2

1

-

-

18

Статья 31.

-

1

2

1

-

1

-

2

1

-

3

1

-

-

-

12

Статья 33.

1

-

1

1

-

1

-

3

2

-

2

1

-

-

-

12

Статья 68.

1

-

2

-

1

1

-

3

3

1

3

1

1

1

-

18

 

 Выводы:

1. Как показывает проведенный анализ, в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности преобладает политика внесения изменений и дополнений, что связано с необходимостью совершенствования законодательства в данной отрасли, повышения качества предпроектной документации, эффективности контроля и ответственности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также усиления задач и функций государственных уполномоченных органов.

2. Между тем, частые поправки, вносимые в Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» приводят к его нестабильности, что в свою очередь оказывает влияние на сферу деятельности.

 

 

 


[1] Исследование проведено на основе данных Информационно-правовой системы нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет»

[2] Средний период стабильности - длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения. Среднее значение периода стабильности определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах, на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения.

10 апреля 2018, 11:20
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript