Лента новостей
0

Гуманизация: правовой аспект (Инеш Бержанова)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 25.04.2018 12:44 Фото: zakon.kz

Гуманизация: правовой аспект

 

Инеш Бержанова

 

Модернизация правоохранительной системы - одна из важнейших задач, поставленных в Стратегии «Казахстан-2050». Цель реализации соответствующей программы масштабна - формирование нулевой терпимости к беспорядкам и искоренение коррупции.

 

Казнить нельзя, помиловать

 

О необходимости повышения конкурентоспособности правовой системы страны путем снижения преступной составляющей говорилось еще в 2009 году, когда создавалась Концепция правовой политики на 2010-2020 годы. При этом акцент был сделан на уголовно-процессуальном законодательстве.

Затем внесение изменений и дополнений в УК, УПК и КоАП предполагала Стратегия «Казахстан-2050», в которой, помимо прочего, подчеркивалась необходимость дальнейшей гуманизации уголовного процесса, в том числе путем декриминализации экономических правонарушений. Как отмечал Глава государства в данном программном документе, такой подход «концептуально модернизирует систему уголовного судопроизводства и выведет наше право на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы».

Интересный факт: в начале 90-х годов в СССР из 700 тыс. осужденных каждый 7-й отбывал наказание в колониях Казахстана. А это 100 тыс. человек! В первые же годы независимости мы были в числе лидеров по количеству тюремного населения после США и России. Понятно, что эту статистику нужно было менять. Но как? Выпустить всех уголовников на свободу или не отправлять за решетку новоявленных преступников?

Ответом на этот вопрос стал переход к гуманизации уголовной системы. Но если первоначально речь шла только об амнистии, то потом стали внедряться и новые методы, механизмы по сокращению численности тюремного контингента. В итоге уже к 2012 году тюремный индекс страны снизился до 35-го места. Достигнутые показатели свидетельствовали об улучшении положения дел в пенитенциарной системе страны.

Сокращению числа осужденных, пребывающих в местах лишения свободы, способствовало расширение применения альтернативных методов наказания, тюремный срок все чаще стали использовать только в качестве крайней меры. Правонарушителей начали наказывать штрафами, общественными работами, пробационным контролем...

К слову, последний внедряли у нас постепенно. Но сегодня в республике функционирует полный его цикл. А это значит, что под «присмотром» в стране находятся не только осужденные, находящиеся за пределами исправительных учреждений, но и те, кто только пришел в колонии, а также находится там на протяжении определенного периода.

За себя говорит статистика, в соответствии с которой только в 2017 году более 43 тыс. осужденных получили социально-правовую помощь, в том числе психологическую - 8 тыс. человек, юридическую - более 3 тыс. подучетных пробации.

Этим людям предоставляется социально-правовая поддержка от государственных органов, включая трудоустройство, получение образования и профессии, оказание медицинских услуг, юридической, психологической и иной помощи. Данной работой, к слову, занялись экс-сотрудники исправительных учреждений, ликвидированных из-за сокращения численности тюремного населения в Казахстане.

Показательным можно назвать и тот факт, что в связи со снижением осужденных к реальным срокам наказания в республике было закрыто 8 (!) колоний. При этом экономия составила порядка 12 млрд тенге.

Положительные перемены признаны проектом Европейского союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане» (EUCJ). Для изучения ситуации в нашей стране и выработки соответствующих рекомендаций EUCJ приглашают экспертов международного уровня. И большинство из них в целом дают положительную оценку осуществлению правосудия в Казахстане.

«Я отметил положительную работу руководства страны в создании позитивного настроя на будущее. В этом контексте важно отметить, что реинтеграция осужденных является обязательной и непосредственной задачей не только государственных органов. Залогом успешной ресоциализации и реабилитации граждан, освобожденных из мест лишения свободы, служит эффективное и плодотворное взаимодействие между заинтересованными структурами и неправительственным сектором», - написал в отчетном докладе по изучению вопросов развития пенитенциарной системы в РК Тон Даанс, международный эксперт из Нидерландов.

Решаются вопросы по укреплению справедливого правосудия в нашей стране. Изначально проблема чаще всего сводилась к тому, что люди мало доверяли судам, которые по объективным порой обстоятельствам затягивали рассмотрение дел, а это вызывало негативные отклики со стороны населения.

В связи с этим Главой государства было предложено предусмотреть такой механизм, при котором разрешение споров по незначительным вопросам могло бы проводиться во внесудебном порядке. Закон «О медиации» приняли в январе 2011 года. Но на деле соответствующий институт далеко не сразу обрел свое истинное предназначение в качестве структуры, приводящей стороны к компромиссу.

Сегодня эти функции может выполнять любое независимое, беспристрастное, не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, выбранное по взаимному согласию сторон, включенное в реестр медиаторов и давшее согласие на участие в разрешении спора. Сейчас институт медиации работает действительно эффективно, подтверждением чему - повышение спроса населения на услуги переговорщиков.

 

В защиту бизнеса

 

Немало нововведений принесла модернизация уголовного процесса на стадии следствия. Среди прогрессивных его новелл можно назвать снижение сроков задержания лиц с 72 до 48 часов, сокращение времени на рассмотрение уголовных дел до нескольких дней и другое. В целом весь уголовный процесс был переориентирован на упрощение и ускорение, повышение прозрачности и открытости досудебной проверки.

В этом контексте важно отметить значительное сокращение числа жалоб на сотрудников правоохранительных органов, якобы применяющих пытки и угрозы по отношению к задержанным. И это не случайно - соответствующие вопросы находятся на особом контроле у Генерального прокурора страны. В надзорном органе разработан даже проект «К обществу без пыток», который успешно сейчас претворяется в жизнь.

Оправдало себя в этом плане и создание полноценного рабочего места для дежурного прокурора в ОВД. Присутствие представителя прокуратуры позволяет гражданам чувствовать себя увереннее. Более дисциплинированными становятся сотрудники правоохранительной системы.

Дежурные прокуроры самостоятельно проверяют законность регистрации заявлений, могут принять гражданина, чтобы рассмотреть его жалобу на месте. В их компетенцию входят разъяснение законов, контроль за соблюдением прав человека при доставлении в полицию и задержании, направлении дела в суд.

Нельзя не отметить и работу по разработанным Генеральной прокуратурой проектам, законодательным в том числе, в части защиты интересов предпринимателей Казахстана. Речь идет о декриминализации отдельных преступлений в бизнес-среде, на чем, собственно, и акцентировалось внимание в Стратегии «Казахстан-2050».

С 2015 года все заявления, согласно новому Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексу Казахстана, стали фиксироваться в Едином реестре досудебных расследований. Безусловно, это способствовало открытости и прозрачности всего уголовного процесса. Но, как показало время, введение ЕРДР «сыграло» в чем-то и против бизнеса. Ведь независимо от того, действительно ли виновен предприниматель (могла быть попытка его устранения конкурентами), он выбывал из бизнес-среды как минимум на полгода.

Согласно последним нововведениям, предпринимателя не вовлекают в орбиту уголовного преследования до тех пор, пока его вина не будет доказана. Таким образом, бизнесмен может работать и дальше, не теряя деловых контактов, не останавливая производство и продолжая выплачивать зарплату рабочим.

- Чтобы переломить ситуацию, мы изменили порядок регистрации для экономических преступлений. В частности, было предложено, а теперь уже и введено новое правило, по которому для регистрации в ЕРДР необходимы наличие акта уполномоченного органа и данные о нанесенном ущербе, - говорит заместитель Генерального Прокурора Марат Ахметжанов. - Это позволило исключить необоснованные доносы, клевету в отношении добросовестных бизнесменов, поскольку вину их нужно теперь еще доказать.

В итоге любое заявление по экономическим преступлениям уже не является основанием для начала досудебного расследования.

Особого внимания требовал и вопрос по лжепредпринимательству. Поскольку при обнаружении подобных фирм-однодневок страдали все контрагенты, вне зависимости от их причастности к противоправной деятельности. Во избежание вовлечения невиновных в процесс разбирательства было предложено привлекать к ответственности только тех, кто действительно нарушил закон, но уже согласно проверкам налоговых органов.

Камнем преткновения до последнего времени также считались проверки предпринимателей, многие из которых, как выяснилось, были безосновательны и не имели отношения к осуществляемому бизнесменами виду деятельности. Кстати, помощь им в связи с этим сейчас оказывает «Камкор». Это мобильное приложение, позволяющее получать необходимую информацию о предстоящих проверках.

Здесь же у предпринимателей есть возможность и жалобу написать на контролирующий госорган. Аналогов приложению нет на всем постсоветском пространстве.

 

Достойный кадровый потенциал

 

Внедрение новых информационных технологий в процессы контроля, расследования дел, рассмотрения их в суде - отдельная тема для разговора. Ведь практически все основополагающие документы в сфере правовой политики фокусируются сейчас на современных технологических процессах, которые, безусловно, значительно упрощают процедуры.

На особом контроле этот вопрос находится и в Генеральной прокуратуре, и в Верховном Суде. Причем речь здесь идет в последнее время больше о взаимодополняющих проектах, будь то «Е-уголовное дело», «Төрелік» или «Заңдылық». Очевидно, что их внедрение существенно экономит время, сокращает лишние функции, а главное - ликвидирует фальсификации и подтасовки. Обусловлено же это тем, что теперь держать на контроле можно практически весь процесс - от фиксации правонарушения до вынесения приговора. При этом следить, мониторить, отслеживать ситуацию могут все заинтересованные лица.

Стоит отметить, что все суды Казахстана сегодня на 100% оснащены системами аудиовидеофиксации. В итоге изменить ход процесса, как и отдельных его эпизодов, уже не представляется возможным. Вся информация записывается и сразу направляется в базу данных, куда никто уже не сможет внести коррективы.

Большое значение в практике судопроизводства имеют, помимо прочего, информационные сервисы «Судебный кабинет» и «Ознакомление с судебными документами». Отдельного внимания заслуживает создание Ситуационного центра Верховного Суда. Кстати, официальный старт работе центра дал лично Президент страны 13 сентября 2017 года в ходе республиканского совещания по вопросам цифровизации.

Здесь на специальных мониторах отображается самая оперативная информация в виде многочисленных графиков и диаграмм. На основе этих данных можно проанализировать самые различные ситуации, связанные с судопроизводством, и даже составить социальный портрет казахстанского преступника. В центре отслеживают ход проведения процессов во всех 1 418 судебных залах республики.

Автоматизация и дистанционность имеют еще один плюс. Они способствуют исключению лишних контактов, что, безусловно, минимизирует коррупционные риски. А не это ли главный фактор, сказывающийся на доверии граждан?

Говоря об усилении антикоррупционного контроля, важно напомнить также о проведенной работе по укреплению кадрового состава всех правоохранительных органов, судов и прокуратур. Запомнился в связи с этим уже работающий проект по отбору лучших кадров в ряды прокурорских работников. Тогда, как известно, был пересмотрен весь процесс приема на работу путем конкурсного отбора.

Больше внимания стали теперь уделять психологическому настрою потенциального работника, его личным качествам и наклонностям, которые могут в последующем спровоцировать появление предпосылок для коррупции. В итоге желающему устроиться в ГП сейчас не достаточно просто пройти экзамен, нужно еще и «справиться» с полиграфом, вопросы в котором сводятся к выявлению истинных целей и интересов предполагаемого работника.

Повсеместную аттестацию также прошли работники органов внутренних дел. Надо сказать, что, помимо тестов на знание законодательства, они сдавали экзамен по физической подготовке.

Серьезные преобразования произошли в судебной системе страны, в кадровой ее службе в частности. Они были связаны с повышением требований, предъявляемых к судьям, с тем чтобы исключить как ошибки, так и коррупцию. Так, изменились требования к необходимому для потенциального кандидата стажу работы, связанной с судопроизводством. В основу такого расклада заложен принцип меритократии, который теперь дополняется изменением порядка подготовки кандидатов в судьи.

Важная деталь: прохождение квалификационного экзамена предполагает сейчас три этапа: компьютерное тестирование, в рамках которого проверяется уровень знаний претендентом действующего законодательства, и устный экзамен по билетам, вопросы которого моделируют конкретные ситуации из судебной практики. Третий этап - тестирование, в рамках которого проверяются психологические особенности потенциального судьи, его стрессоустойчивость, способность работать с людьми.

По аналогии с правоохранительными органами для кандидатов, сдавших экзамен, введен институт полиграфологического исследования, предусматривающий проверку человека на «детекторе лжи». При этом после экзамена кандидат в судьи должен пройти еще и годичную оплачиваемую стажировку с отрывом от основного места работы, что положительно сказывается на качестве подготовки будущих судей. Ранее подобная стажировка проводилась без отрыва от производства.

«Такая многоступенчатая система подготовки и отбора кандидатов позволяет формировать достойный судейский корпус, пополнять его наиболее подготовленными и опытными специалистами», - подчеркивают в Высшем Судебном Совете РК.

 

Правопорядок: региональный формат

 

Для вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран нам предстоит усовершенствовать все аспекты развития гражданского общества, а эти процессы, как отметил Глава государства в Стратегии «Казахстан-2050», начинаются «с дисциплины и порядка во всем: комфортного подъезда, аккуратного двора, чистых улиц и приветливых лиц. Мы не должны мириться даже с самыми малыми правонарушениями, хулиганством, бескультурьем, поскольку это нарушает общественный покой, снижает качество жизни».

Как известно, реализацией поставленной задачи стало создание местной полицейской службы (МПС), которая уже сыграла большую роль в укреплении правопорядка в обществе. И прежде всего потому, что она подотчетна населению и акимам районов и областей, которые лучше «знакомы» с проблемами в регионе.

В МПС решено было объединить участковых, дорожный патруль, сотрудников ювенальной, природоохранной полиции и других. Подчинялась служба местным исполнительным органам, хотя в МВД продолжали вести мониторинг деятельности МПС, принимая меры по ее дальнейшему совершенствованию.

Согласно отчетам местных исполнительных органов и органов внутренних дел, после внедрения МПС в республике отмечено улучшение в криминогенной ситуации, наблюдается снижение общего количества зарегистрированных уголовных правонарушений, тяжких преступлений, правонарушений средней, небольшой тяжести, совершенных в общественных местах.

Реально работающим инструментом можно сегодня назвать и Общественные советы (ОС) по вопросам органов внутренних дел, куда входят как популярные общественные деятели и депутаты Парламента, так и представители учебных заведений, СМИ, неправительственных организаций, в том числе международных.

По сведениям ОС, с момента образования ими проведено значительное число мероприятий. Основными направлениями работы этого института являются рассмотрение обращений граждан, проведение общественной экспертизы проектов НПА, разрабатываемых МВД, осуществление общественного мониторинга по отдельным направлениям деятельности ОВД, организация и проведение общественных слушаний по актуальным вопросам, а также заслушивание отчетов руководства ведомства.

В целом, как отмечает Министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, динамика правового развития страны и опыт применения нового законодательства в этой сфере обуславливают благоприятные позиции для дальнейшего совершенствования законотворческой и правоприменительной деятельности. По его словам, «одним из объективных индикаторов качества казахстанского законодательства и правоприменения выступает рейтинговая позиция государства в Индексе верховенства закона (The Rule of Law Index), формируемого на основе глобального исследования правовой среды стран мира, базирующегося на универсальных принципах верховенства закона.

Его показатели свидетельствуют о наличии потенциала совершенствования уголовно-процессуального законодательства по таким индикаторам, как эффективность уголовного расследования, своевременность принятия процессуальных решений, обеспечение прав и интересов подозреваемого, обвиняемого».

И с этим, надо сказать, нельзя сегодня не согласиться. Наша страна добилась международного признания, в том числе благодаря проведенным реформам в правоохранительной сфере, улучшив свои показатели как по отдельным статьям, так и в целом по состоянию судебно-правовой системы. При этом у нас еще есть потенциал для развития, который позволит Казахстану стать более конкурентоспособным и войти в число 30 самых развитых стран мира.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: