Лента новостей
0

Стратегические приоритеты приватизации (Досжан Айту)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 25.04.2018 14:04 Фото: zakon.kz

Стратегические приоритеты приватизации

 

Досжан Айту

 

Два года назад Правительство разработало Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы, по которому планируется передать в рыночную среду 877 объектов государственного и квазигосударственного секторов. О том, какова ситуация в этой сфере сегодня, рассказал в интервью «Казправде» и.о. Председателя Комитета по госимуществу и приватизации Министерства финансов Галымжан Ибраимов.

- Галымжан Уалиханович, вторая волна приватизации, как отмечается на разных уровнях, имеет стратегическое значение для экономики. При этом ее ключевая задача состоит в доведении параметров госучастия в конкурентной среде до уровня стран ОЭСР через оптимизацию и разгосударствление предприятий и организаций. Насколько за годы реализации плана приватизации удалось снизить долю участия государства в экономике?

- Напомним, вторая волна приватизации началась с принятием в марте 2014 года первого Комплексного плана. Действующий ныне документ является его актуализированным и дополненным продолжением. Всего с 2014 по 2017 год в конкурентную среду был передан 601 объект на сумму 251 миллиард тенге.

В нынешнем году мы должны завершить Комплексный план в целом. При этом планируем выставить на продажу 265 объектов, из которых 111 - структуры, перешедшие с 2017-го. Уже выставлено на торги 53 объекта, из них 19 проданы, а 107 находятся на этапе оценки.

В последующие 2 года планируется продать 17 крупнейших компаний фонда «Самрук-Казына», 9 из которых намечено вывести на IPO/SPO. Процесс этот будет поэтапным. В нынешнем году по 3 из таких компаний - «Эйр Астана», «Казатомпром» и «Казахтелеком» - уже ведется подготовка к возможным сделкам IPO.

Таким образом, по нашим прогнозам, с реализацией Комплексного плана доля участия государства в экономике сократится до 15% (до уровня стран ОЭСР) по сравнению с нынешним показателем - 40%.

- Сколько объектов приватизировано частным бизнесом с начала действия Комплексного плана и на какую сумму? Сколько продано в 2017 году?

- С начала реализации Комплексного плана на 2016-2017 годы его исполнение составило 71%. Продано 367 объектов на сумму 164 миллиарда тенге, реорганизовано и ликвидировано, либо находится на этой стадии 255 структур.

В 2017 году планировалось выставить на продажу 463 объекта, но фактически на торги выведено 289 структур, из которых 190 продано на сумму 108 миллиардов тенге. Помимо этого, в течение прошлого года по 162 объектам были приняты решения об их реорганизации и ликвидации.

- Поясните, в каких случаях происходят реорганизация и ликвидация объектов?

- Перечень объектов приватизации формируется с учетом принципов Yellow Pages Rule, обуславливающих ключевое условие, - выход государства из секторов экономики, где есть хотя бы один действующий конкурент из числа субъектов бизнеса.

Реорганизация или ликвидация объекта являются одним из способов выхода государства из той или иной сферы деятельности. Согласно условиям, предусмотренным Комплексным планом, местные исполнительные органы, национальные управляющие холдинги и компании могут при необходимости и в целях экономической целесообразности реорганизовать или ликвидировать без проведения торгов соответствующие организации.

К примеру, по 159 объектам коммунальной собственности и активам нацхолдингов и нацкомпаний (из 255) принято решение по их ликвидации ввиду того, что функции соответствующих структур переданы другим подведомственным организациям. То есть продавать их уже нет смысла.

В настоящее время на стадии реорганизации находятся 57 объектов коммунальной собственности и национальных холдингов, еще 13 структур реализованы в рамках «пакетной» продажи в составе материнских компаний. Кроме того, согласно норме Закона «О государственном имуществе», объекты, нереализованные по результатам 3 проведенных торгов, подлежат ликвидации. Так, за от четный период трижды выставлялись на торги и не были проданы 26 объектов, из которых 2 - республиканской и 24 - коммунальной собственности. Сейчас они тоже находятся на стадии ликвидации.

- В какой мере приватизация повлияла на пополняемость госбюджета?

- Общая сумма поступлений от приватизации объектов госсобственности за 2016-2017 годы составила 18,4 миллиарда тенге, или 0,1% в составе общего дохода государственного бюджета. Из них в республиканский бюджет поступило порядка 4,7 миллиарда тенге, в местные бюджеты (от приватизации объектов коммунальной собственности) - 13,7 миллиарда тенге.

Кроме того, средства от приватизации объектов республиканской собственности с 2017 года направляются в Национальный фонд. На сегодня эта сумма составила 7,4 миллиарда тенге.

В целом за 2 года общая сумма бюджетных поступлений от приватизации объектов республиканской собственности сложилась в объеме 12,1 миллиарда тенге. При этом расходы на подготовку и проведение приватизации не превысили 0,4 миллиарда тенге, или 3% от общей суммы данных поступлений. Средства от продажи активов нацхолдингов и компаний поступают в доход самих компаний.

- Как Вы считаете, насколько резонно передавать в частные руки социальные объекты, в частности организации здравоохранения и образования? Намерено ли Правительство как-то контролировать их деятельность после приватизации?

- Отмечу, что социальных объектов, передаваемых в конкурентную среду, не так уж и много. Все они сохранят свое социальное назначение. К ним будут применяться либо коммерческие тендеры, либо их будут передавать в доверительное управление. При этом одним из важных условий здесь может быть требование по сохранению штата сотрудников.

У частного бизнеса появится возможность сочетать обслуживание по госзаказу с рыночной практикой - привлечением клиентов на частной основе. Это вынудит владельцев данных объектов конкурировать на рынке и, соответственно, повлечет за собой рост конкурентоспособности, улучшение показателей хозяйственной деятельности.

- На недавнем правительственном часе в Мажилисе депутаты поднимали вопросы, касающиеся эффективности второй волны приватизации. Они, в частности, интересовались: насколько прозрачны эти процессы, какова экономическая отдача от них и будет ли осуществляться постприватизационный контроль социально значимы х объектов? Что Вы скажете более конкретно по этому поводу?

- С 2015 года именно в целях обеспечения гласности и прозрачности процесса приватизации приняты законодательные нововведения. Так, предусмотрены продажа объектов по их справедливой рыночной стоимости, оценка крупных объектов по международным стандартам, принудительная ликвидация после 3 неудачных торгов.

Сокращены и сроки публикации объявлений, отменены дополнительные условия при продаже объектов, не относящихся к крупным организациям. Единственным условием в данном случае определено сохранение профиля деятельности. Также была введена норма о проведении торгов в электронном формате на веб-портале реестра государственного имущества.

- И какой же эффект от всего этого?

- Проведение торгов в электронной форме по принципу «одного окна» для продавцов и покупателей позволяет создать условия для участия в торгах вне зависимости от географического расположения участника, обеспечивает их прозрачность и гласность. Кроме того, это минимизирует время, создает удобство для пользователей и полностью исключает влияние человеческого фактора.

Единая торговая площадка общедоступна, и любой желающий, а не только сам участник, может ознакомиться с перечнем объектов приватизации, посмотреть итоги торгов, цены, предстоящие планы, характеристики и отчетности продаваемых объектов. Также действуют мобильные приложения на Аndroid и IOS, функционирует call-центр.

- А что Вы можете сказать насчет экономической отдачи от приватизируемых объектов, или же об этом пока рано судить, точно так же, как считать цыплят принято по осени?

- Ни быструю продажу, ни максимальную финансовую выгоду нельзя отнести к конечным целям приватизации. Приватизация должна придать новый стимул развитию экономической конкуренции и предпринимательства страны. Частный бизнес, заинтересованный в максимизации прибыли, будет расширять спектр услуг и повышать их качество.

Передача в частный сектор объектов, требующих значительных расходов на их содержание, снизит нагрузку на госбюджет.

Общеизвестно, что бизнес является более эффективным менеджером по сравнению с государством. Частный сектор способен быстрее адаптироваться к новым условиям и вызовам, активнее внедрять новые разработки и технологии. В целом бизнес и граждане нашей страны должны стать конкурентоспособными. Мировой опыт показывает, что приватизация приводит к снижению издержек, повышению качества управления.

Таким образом, Вы совершенно правы в том, что для оценки эффективности приватизации и отдачи от приватизируемых объектов требуется некоторое время, по истечении которого можно объективно рассматривать и анализировать данные показатели. При этом, безусловно, по тем объектам республиканской собственности, которые реализуются на условиях сохранения профиля деятельности и выполнения других обязательств, мы осуществляем постприватизационный контроль. Эти меры предусматривают ежегодные проверки и анализ выполнения покупателями условий договора купли-продажи.

В настоящее время в таком режиме работают 19 приватизированных объектов республиканской собственности - с условием сохранения профиля деятельности от 1 до 7 лет. Они успешно функционируют. При этом их вид деятельности, штатная численность работников и прежние объемы оказываемых услуг сохранены, имущество используется по назначению.

По некоторым объектам наблюдаются улучшение показателей хозяйственной деятельности, расширение спектра оказываемых услуг. Взять для примера АО «Племенное хозяйство «Астана-құс». Если на момент приватизации деятельность предприятия была практически приостановлена, то сегодня количество произведенной и реализованной продукции возросло в 7 раз. Средняя численность работников с 33 человек в 2014 году возросла до 52, среднемесячная зарплата увеличилась на 5%. Убыточное в 2014 году предприятие только по итогам 5 месяцев 2017 года получило прибыль в объеме порядка 35 миллионов тенге.

Другой пример - РГП «Высшая школа общественного здравоохранения». Сегодня там почти вдвое увеличена штатная численность работников, доходность учреждения за счет увеличения педагогического и профессорского состава и привлечения дополнительных слушателей с последующей их аттестацией на платной основе выросла в 1,5 раза.

В учреждении проведен капитальный и текущий ремонт, благоустроена территория, организованы 27 кафедр клинического профиля, 4 интегрированные кафедры общественного здравоохранения и менеджмента. Клиническими базами педагогической и профессиональной практики Высшей школы являются 33 медучреждения и 50 НИИ в Алматы.

Аналогичный контроль проданных объектов коммунальной собственности осуществляется акиматами областей, а также городов Астаны и Алматы. В целом, как мы видим, приватизация положительно отразилась на деятельности проданных организаций, поскольку теперь они свободны от госрегулирования, и у них нет каких-либо законодательных или других ограничений по участию в конкурентной среде.

 

 

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: