Доклад Министра национальной экономики РК Сулейменова Т.М. на тему: «О вопросах экспортной политики и мерах поддержки экспортеров»
(г. Астана, 2 мая 2018 года)

 

В рамках своей компетенции, Министерством прорабатываются следующие системные вопросы поддержки экспорта.

I. Создание благоприятных торговых режимов для продвижения казахстанского экспорта.

Как уже было отмечено, На сегодня ключевыми рынками для сбыта отечественной продукции являются государства-члены ЕАЭС.

Так, с момента функционирования данного интеграционного объединения объем взаимной торговли Казахстана со странами-членами ЕАЭС впервые вышел на положительную динамику.

Экспорт Казахстана в страны ЕАЭС в 2017 году составил 5,1 млрд. долл. США, из них 61,6% занимает несырьевой экспорт или 3,2 млрд. долл. США. При этом удельный вес несырьевого экспорта по сравнению с 2015 годом (55,0%) вырос на 6,6 процентных пункта.

Следующими приоритетными для нас экспортными направлениями являются традиционные рынки стран СНГ. Потенциал развития торговли с данными странами обусловлен географической близостью, налаженной транспортной инфраструктурой, а также наличием режима свободной торговли между Республикой Казахстан и странами СНГ.

Так, подписанный в 2011 году Договор о зоне свободной торговли между странами СНГ обеспечивает беспошлинную торговлю между нашими странами, неприменение нетарифных ограничений, предусматривает соблюдение санитарных, фитосанитарных мер, технических стандартов, свободу транзита, что способствует увеличению товарооборота.

Товарооборот между Казахстаном и странами СНГ (без ЕвразЭС) за 2017 год составил 4,6 млрд. долл. США, что на 19,2% выше, чем за аналогичный период предыдущего года (3,9 млрд. долл. США).

При этом экспорт несырьевых товаров в страны СНГ в 2017 году составил 1,27 млрд. долл. США и увеличился на 32,6% по сравнению с 2016 годом.

Кроме того, в настоящее время государства-участники СНГ проводят переговоры по заключению соглашения о свободной торговле услугами, что в свою очередь позволит в будущем нарастить экспорт отечественных услуг на рынок СНГ по благоприятным условиям.

Кроме того, формирование зон свободной торговли с третьими странами позволяет существенно улучшать условия доступа на рынки третьих стран для казахстанских товаров.

Данную работу на сегодня мы проводим совместно со странами ЕАЭС.

Ярким примером стимулирования экспорта посредством заключения таких соглашений можно назвать Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, которое подписано в 2015 году.

Так, за 2 года действия соглашения товарооборот между Казахстаном и Вьетнамом увеличился в 2,6 раза.

Объем взаимной торговли за 2017 год составил 542,7 млн. долл. США увеличившись по сравнению с 2016 годом 48,2% или 176,4 млн.долл. США. При этом, несырьевой экспорт во Вьетнам в 2015 году составил 9,5 млн. долл. США, в 2017 году увеличился до 272,3 млн. долл. США (в 27 раз).

17 мая т.г. в Астане на площадке ежегодного Астанинского экономического форума планируется подписание временного (сроком на 3 года) Соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли, с Ираном.

Следует отметить, что в целом по товарам, представляющим экспортный интерес для Казахстана - емкость рынка Ирана составляет более 8 млрд. долл. США, Таким образом, получая более льготные условия, казахстанские производители имеют возможность нарастить экспорт более чем в 30 раз.

Кроме того, в настоящее время проводятся переговоры по заключению соглашений о свободной торговле с Индией, Египтом, Израилем, Сингапуром.

Кроме того, 17 мая 2018 года на площадке Астанинского экономического форума запланировано подписание еще одного документа - Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем.

Соглашение носит непреференциальный характер и не предусматривает отмены пошлин или автоматического снижения нетарифных барьеров.

Вместе с тем, Соглашение позволит улучшить условия доступа отечественных товаров на рынок Китая путем имеющихся в Соглашении норм по упрощению торговых процедур, повышению уровня транспарентности, а также повышению уровня взаимодействия по всем сферам торгового сотрудничества.

II. Упрощение таможенного администрирования. Особое внимание Министерством уделяется работе по устранению административных барьеров при осуществлении экспортных операций, направленной на ускорение осуществления таможенного оформления, сокращение требований к документации, упрощение процедур транзита.

Так, с 1 января 2018 года вступили в силу основополагающие документы в сфере таможенного регулирования: Таможенный кодекс ЕАЭС и кодекс РК «О таможенном регулировании в РК».

В результате изменений, документы при экспорте подаются в электронном виде. При этом их количество сокращено с 3 (инвойс, накладная, декларация на товары) до 1 (декларация на товары).

Также Кодекс РК дополнен нормой, позволяющей таможенным органам самостоятельно заполнять экспортные декларации, т.е. экспортер может отказаться от услуг брокера и сократить затраты на сумму порядка 120$.

С 1 января 2018 года запущена информационная система «АСТАНА-1» по процедуре экспорта, которая обеспечивает полноценное электронное декларирование и выпуск декларации на товары без участия сотрудника таможенных органов, на выпуск которых требуется менее 1 минуты. Это позволило оптимизировать таможенные процедуры и сократить административные и временные издержки участников внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан.

С 27 апреля текущего года снижены ставки таможенных сборов, взимаемых органами государственных доходов за таможенное декларирование товаров с 25 до 19 тыс. тенге за основной лист декларации на товары и с 11 до 7 тыс. тенге за каждый добавочный лист декларации на товары.

Кроме того, ведется работа по внедрению Единого окна по экспортно-импортным операциям, в рамках которой будет автоматизировано 80% разрешительных документов, необходимых для таможенной очистки.

В этой связи, необходимо ускорить запуск «Единого окна» при экспортно-импортных операциях.

Таким образом, существующая на сегодняшний день система продвижения экспорта, в целом, соответствует лучшим мировым практикам и согласуется с требованиями ВТО, однако нам необходимо сконцентрироваться на решении следующих актуальных вопросов:

·         Информационная поддержка экспортеров об имеющихся и перспективных рынках сбыта, имеющих привлекательные для казахстанских товаров торговые условия, в том числе с использованием электронного портала export.gov.kz.

·         Расширение институтов нефинансовой поддержки;

·         Увеличение объемов разрешенных видов мер финансовой поддержки.

 

10 мая 2018, 11:06
Источник, интернет-ресурс: Сулейменов Т.М.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript