Лента новостей
0

Почему хотят запретить паранджу и никаб? (Бахтияр Тохтахунов)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 19.06.2018 14:11 Фото: zakon.kz

Почему хотят запретить паранджу и никаб?

 

Бахтияр Тохтахунов

 

Мадина УСЕНОВА, профессор-философ, религиовед:

- В последние годы заметно возрос интерес общества к проблемам духовности. Многие связывают это с ростом религиозности населения, полагая, что религия является основой нравственности и духовности. Ибо верующие боятся Бога и потому не совершают преступлений. Но, к сожалению, возросшая религиозность не прибавила нам духовности и не снизила уровня преступности, что подтверждает официальная криминальная статистика. Законопроект предусматривает обеспечение верховенства принципов светских основ государства, недопущение распространения в обществе идеологии религиозного радикализма и экстремизма. Что такое терроризм, мы теперь знаем не понаслышке. Трагические события в Балхаше, Актау, Алматы, злодеяния террористов показывают, что радикальный ислам уже далеко не виртуальная угроза.

В Послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев озвучил ключевые проблемы борьбы с этим глобальным социальным явлением. Это, прежде всего, предупреждение пропаганды радикального ислама, формирование в обществе нулевой терпимости к любым проявлениям религиозного экстремизма, усиление духовно-нравственного воспитания молодежи. Эти программные установки Лидер нации детализирует в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Наша страна вступила в новый исторический период. Дан старт двум важнейшим процессам обновления - политической реформе и модернизации экономики с тем, чтобы войти в тридцатку самых развитых держав мира. А модернизация общественного сознания станет теперь сердцевиной этого процесса.

Планы, озвученные Н. Назарбаевым, предстоит осуществлять гражданам нашей страны. И поэтому каждый из нас должен осмыслить, пересмотреть свои жизненные позиции, нравственные принципы, образ жизни в соответствии с вызовами времени. Нельзя забывать, что мы живем в светском государстве, где церковь отделена от государства, школа от церкви. Действует конституционное право свободы совести. Пропаганда религии, миссионерская деятельность разрешены только на территории культового здания. Эти правовые нормы известны всем и каждому, но они, к сожалению, нарушаются повсеместно, и никто никакой ответственности за это не несет.

Пришло время строго ориентироваться на Конституцию и действующее законодательство, а не идти на поводу потребностей верующей части наших граждан. И это никак не ущемляет ни их чувств, ни их прав.

Исламский мир насчитывает множество различных течений и сект. Внутренних разногласий даже больше, чем разногласий с другими религиями. Причем речь идет не об исламе вообще, а о тех его радикальных, целенаправленно искаженных формах, которые рассчитаны на наивного, не искушенного в тонкостях этой непростой религии верующего. В исламе рано произошел раскол. Его причиной стала вражда между различными группами за власть в халифате. Образовались два направления: сунниты и шииты. Сунниты считали, что халиф - выборная должность, а шииты отстаивали свою версию: эта должность достается по наследству. Позже в среде шиитов снова появились разногласия. От них откололись хариджиты, которые считали, что халифом может стать любой человек, если он обладает качествами, достойными такой высокой должности. В течение всей тысячелетней истории ислама различные социальные и этнические группы воевали друг с другом, каждый за свои интересы, но при этом облекали свои экономические, политические цели в религиозную форму и до хрипоты спорили и обсуждали даже такие мелочи, как длина бороды Пророка и во что он был одет в том или ином случае.

Шариат не имеет аналогов в других религиозных системах. В нем сосредоточены законы, правовые, нравственные нормы и требования, а также религиозно-обрядовые отношения. Особенность Шариата еще и в том, что он регламентирует не только все стороны жизни мусульман, но практически каждый миг его жизни: что есть, что пить, как одеваться, что можно, чего нельзя. Расписано все до мелочей.

Для того чтобы в обществе сложилась гармоничная система толерантного отношения людей друг к другу и веротерпимость, в первую очередь необходимо формировать у населения и, прежде всего, у молодежи научное мировоззрение, активный образ жизни, высокие нравственные идеалы. Привлечь к этой работе различные партии, общественные организации, подключить всю научную и творческую интеллигенцию, а также служителей культа, как рекомендовал Н. Назарбаев.

Интересные материалы озвучил в Интернете публицист Дастан Ельдесов. Социологи Рочерстерского и Северо-Восточного университетов США выявили связь религиозности с интеллектом. Опросили тысячи людей, проанализировали десятки тысяч документов и обнаружили, что при тестировании неверующие получали гораздо более высокие баллы, чем верующие. По результатам соцопроса, проведенного компанией IPSOS GMBH США, самый высокий процент верующих имеется в развивающихся странах с низким уровнем жизни, а самый низкий процент религиозности - в развитых странах. В Японии, например, уровень религиозности всего четыре процента. И не случайно в этой стране нет террористов, взрывающих себя и своих соотечественников. К ним вербовщики и не суются, ибо знают: образованного, неверующего человека завербовать невозможно.

Сейчас в Казахстане критически высокий уровень религиозности населения. Особенно среди молодежи. Согласно переписи населения 2009 года, в Казахстане 70,17 процента - мусульмане, 26,17 процента - христиане, 0,19 процента - приверженцы других религий. Атеистов и неверующих - 2,81 процента. Похоже, за годы независимости в Казахстане произошел своеобразный ренессанс ислама. Численность религиозных объединений выросла в шесть раз: с 671 - в 1991-м до 4200 - в 2009 году. Сейчас их намного больше.

Уровень религиозности населения - не такая безобидная вещь, как может показаться на первый взгляд. Она активно влияет на самосознание, мировосприятие, поведение, образ жизни людей. Самое тревожное в сегодняшней ситуации то, что с малых лет в неокрепшее сознание ребенка вкладывается религиозная картина мира в ущерб научной. Дошло до того, что в школьную программу ввели изучение основ религии, но ведь это противоречит Конституции РК! В светском государстве дети должны получать светское образование, основанное на научной картине мира.

Родители заставляют детей держать уразу, молиться, учить наизусть суры Корана. Зайдите на любой рынок, в супермаркет - и все товары и продукты - халал. От трусов до колбасы с добавлением свиного сала. Хоронить людей стали в день смерти, как арабы. Но ведь арабы так поступают не из-за религии, а из-за жары. А нам это зачем? Национальную одежду вытесняют арабо-мусульманские хиджаб и паранджа. По пятницам в рабочее время в любой мечети полно подростков, госслужащих, а в учебных заведениях в это время идут занятия.

А между тем все это противоречит принципам и догматике классического ислама, который предписывает лояльность к публичной власти. Категорично запрещает неподчинение. Ибо одним из самых главных догматов и вместе с тем нравственным и правовым принципом этой религии является покорность, то есть уважение и соблюдение правил, установлений, законов своей страны, соблюдение дисциплины и правопорядка. Это касается и ношения хиджабов у женщин. Нам необходимо позаботиться и о повышении религиозной грамотности, профессионализма служителей культа. Именно они главным образом общаются с верующими, пользуются у них авторитетом. Не секрет, что на местах, особенно в отдаленных аулах, не все муллы грамотны. Иные выучат пару сур Корана наизусть - вот и все, что они знают об исламе. Необходимо повышать их квалификацию, причем не за границей, а у нас, дома. Такой подход сплачивает, сглаживает тот невидимый, но вполне ощутимый барьер, который всегда существовал и сегодня существует между верующими и атеистами. Именно в таких условиях формируется в общественном сознании тот уровень нулевой терпимости к терроризму, о котором говорит Президент в своем Послании.

Казахстан - светское государство, строящее свою политику на основе научного мировоззрения. И поэтому совершенно недопустимы апологетика религии в СМИ и утверждение, что научный атеизм - безбожие, бездуховность. Кстати сказать, научный атеизм вообще не рассматривает вопрос о Боге, есть он или его не существует. Ибо считает, что верить или не верить в Бога - личное дело каждого человека. Главное - утверждение, что человек - не раб божий, а личность. Он - творец своего счастья, своей судьбы. Причем здесь и сейчас, а не потом - после смерти. Главная задача общества, государства и самой личности - создать все условия - экономические, социальные и духовные - для расцвета всех талантов и способностей личности. Именно в этом - суть и содержание научного атеизма. Именно такую задачу мы решаем сегодня.

Связь религиозности и терроризма особенно наглядно проявляется и на бытовом уровне. На улицах наших городов и сел, в офисах, госучреждениях и учебных заведениях, на рынках и в такси - везде мы встречаем бородатых мужчин в коротких штанишках и женщин, с головы до пят покрытых черным покрывалом. Девочкам родители не разрешают носить школьную форму и облачают их в хиджаб. Это грубейшее нарушение конституционных прав ребенка и даже норм Корана и Шариата. Согласно Корану, девочкам до наступления совершеннолетия запрещено носить хиджаб и паранджу.

Не случайно Президент Н. Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» говорит о необходимости обновления общественного самосознания, формирования научного мировоззрения, высоких нравственных принципов и активной жизненной позиции у всех граждан нашей страны. А без этого невозможно ни экономическое, ни политическое обновление.

Сагади БУЛЕКБАЕВ, д. ф. н., профессор кафедры международных отношений КазУМО и МЯ им. Абылай хана:

- Когда говорят о запрете на ношение одежды, препятствующей распознаванию лица в общественных местах, то здесь, на мой взгляд, оно имеет смысл, так как в классическом исламе такого положения, вроде, нет, а во-вторых, в традиционной религии казахов ее также не было. Оно возникло из новых веяний и традиций, которые пришли после того, как много нашей молодежи получило религиозное образование в арабских странах, где существуют другие течения ислама, нежели те, которые традиционно были у нас. Нельзя забывать, что со всем этим встает вопрос сохранения светских основ нашей государственности. Кто-то может подумать, что ношение одежды в сугубо арабо-мусульманском стиле придает человеку религиозность, но наверняка это не так. Я думаю, что для большинства это своеобразная мода или признак некоего самоутверждения. Здесь также могут иметься и протестные аспекты, которые иногда возникают у подростков - юношеский максимализм и т.д. За ношением подобной одежды нельзя увидеть какой-то глубинный религиозный смысл только из-за того, что кто-то считает это чрезвычайно важным или значимым. Да, нужно давать определенные права верующим гражданам нашей страны, но и не забывать о гражданской ответственности.

Людям нужно создавать условия и возможности для того, чтобы они просвещались в религиозном плане, чтобы они смогли во всей полноте выявить действительно огромный социальный, научный и этический смысл великих религий. Без этого существует огромный риск, когда молодежь в отсутствии светской идеологии легко может попасть под влияние тех или иных религиозно-экстремистских течений. Религия играет, помимо всего, как и искусство, компенсаторную роль. Здесь имеется в виду то, что человек в реальной жизни в силу ряда причин бывает голодным и сирым, у него множество проблем в этой жизни, которые не решаются. И мало надежд на то, что они решатся. В этих случаях некоторые люди считают, что если он будет молиться Богу, ему воздастся все то, что он недополучил в этой жизни. Здесь религиозные экстремисты говорят, что эту несправедливость надо устранять силовыми методами. Забрать или убить, того кто имеет, и таким образом решить эту несправедливость жизни. Отметим, что религии, особенно великие, всегда апеллировали к чувству или разуму, в отличие от современных религиозно-экстремистских верований. Сейчас больше используются методы социальной психологии - манипуляции, т.е. влияют на подсознание человека, на инстинкт. Все это отработано специальными технологиями, и они сильнее, чем разум и сознание. Они действуют на другом поле - поле социальной психологии, технологии, манипуляции.

В этом плане наши муллы, мне кажется, проигрывают, они часто говорят об элементарных нравственных заповедях типа не убий, не укради и т.д. Хотя здесь нужно говорить о более значимых положениях, которые затрагивают интересы и судьбы людей. К примеру, что привлекает в современном мире к исламу, или то, что в тех странах, где серьезно придерживаются религиозных канонов, очень маленькая преступность, нет извращений, мало разводов и т.д.

Конечно, понятно, что когда нет идеологии в том или ином государстве, роль религии начинает возрастать. Ну и наконец, на мой взгляд, наши религиозные деятели, как правило, считают, что единственно правильная религия - это ислам, что только она имеет монополию на правильность и истинность. На мой взгляд, Бог один, только дороги, ведущие к нему, разные. Поэтому надо с уважением относиться к каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания или происхождения.

Жангельды СУЛЕЙМАНОВ, адвокат:

- У нас есть много положений, которые закреплены в Конституции, там есть права на жилище, право на медобслуживание и т.д. Но еще есть статья, которая перекрывает все эти права. Дело в том, что в Конституции, четко и ясно написано, что права могу быть ограничены законами. Что такое закон? Это нормативно-правовой акт, который принимается нашим Парламентом и подписывается Президентом. В случае если закон принимается, то конституционные права могут быть нарушены в любой сфере прав. Мы, народ, сами делегировали права Парламенту принимать законы и ограничивать нас в наших же правах. Поэтому, когда говорят о нарушении прав и свобод, следует учитывать, что каждое право регулируется и ограничивается. Даже данный случай, связанный с запретом на ношение предметов одежды, препятствующих распознаванию лиц в общественных местах, если Парламент принял такое решение с подачи какого-нибудь исполнительного органа, как правило, это может быть министерство, выступающее инициатором внесений каких-либо изменений и дополнений в некоторые законодательные акты страны, то здесь нарушений Конституции нет.

Относительно того, принесут ли данные изменения пользу обществу, не ограничивая верующих граждан в правах, думаю, что все-таки принесут. Потому что ношение хиджаба никто запрещать не собирается. Речь идет о никабах и парандже, которые скрывают лица. Ведь есть понятие «цель законодательства». Ведется определенная борьба с деструктивными течениями. Согласно закону о религии у нас в стране доминируют две основополагающие религии - ислам и православие. Ислам у нас всегда был традиционный, который не подразумевает ношение крайне жестких форм одежды. Думаю, что цель законопроекта все равно будет достигнута. Я поддерживаю принцип нашей Конституции, где говорится о светскости нашего государства, и законы должны быть направлены больше на светскость. Но при этом чувства верующих людей также не должны ущемляться, должна быть найдена гармония. Проблема в чем? Она заключается в вовлечении нейтральных лиц в разные религиозные течения. Возмущения, скорее всего, будут, но здесь все зависит от роли института пропаганды - СМИ, Министерства по делам религий и гражданского общества РК, немалую роль должно сыграть и наше духовенство. Я думаю, что наши граждане толерантны в этой части. Они очень гибки и согласятся с требованиями государства.

Теперь, что касается понятий «участник» или «член религиозного объединения», есть общие нормы юридической техники. Понятие «член» всегда означало членство в определенной организации, как правило, это общественные объединения. Они подают заявление на вхождение в ту или иную организацию, придерживаются определенных принципов деятельности согласно уставу организации, платят членские взносы, и у них есть права и обязанности. А вот «участник» - это более размытое понятие. Участник - это не член религиозного объединения, это человек, участвующий в определенных мероприятиях. При этом он не состоит в какой-либо организации. Если разграничить участников и членов религиозного объединения, то, по моему мнению, более ортодоксальным будет сам член объединения. Потому что у него есть какая-то идеология, он придерживается определенных принципов, а участник - это человек, проходящий мимо и не принимающий прямого участия в каких-либо обрядах.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: