Статистический анализ
Кодекса Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477
«Лесной кодекс Республики Казахстан»

 

Дюсенов Ербол Абаевич,

кандидат юридических наук,

главный научный сотрудник

ГУ «Институт законодательства

Республики Казахстан»

 

Введение

1. Общие данные

2. Анализ динамики принятия законов о внесении изменений и дополнений

3. Постатейный анализ Закона

4. Анализ стабильности/ нестабильности Закона

Выводы

 

Введение

Проведенное исследование направлено на установление статистических данных, периодичности внесения изменений в Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477 «Лесной кодекс Республики Казахстан» (далее - Кодекс).

В ходе проведения статистического анализа использованы данные Республиканского центра правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан.

Кодекс регулирует общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению лесным фондом, а также устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, повышения экологического и ресурсного потенциала лесного фонда, его рационального использования.

При этом, как указано в Кодексе, регулирование лесных правоотношений осуществляется исходя из того, что лес является одним из важнейших компонентов биосферы, имеющий глобальное экологическое, социальное и экономическое значение.

В ходе проведенного статистического анализа проанализировано количество внесенных в Кодекс изменений законами об изменении и дополнений. Также изучен характер внесенных в Кодекс изменений. На основе имеющихся данных сделаны выводы о стабильности Кодекса и получен коэффициент его стабильности и нестабильности. По итогам полученных результатов, сделаны обобщающие выводы.

 

1. Общие данные

Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477 «Лесной кодекс Республики Казахстан» структурирован по 9 разделам, 20 главам и 118 статьям.

Принимая во внимание содержание пункта 1 статьи 118 Кодекса о том, что Кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования, т.е. 12 июля 2003 года («Казахстанская правда» от 12 июля 2003 года № 203-204), то по состоянию на 2 июля 2018 года Лесной кодекс действовал в течение 14 лет 11 месяцев, что в совокупности составляет 179 месяцев.

Количество внесенных в Кодекс изменений

С момента принятия Кодекса, по состоянию на 2 июля 2018 года, принято 28 законов о внесении изменений и дополнений.

Основными направлениями, в отношении которых внесены поправки, явились государственное управление и администрирование бюджетных процессов, а также совершенствование условий предпринимательской деятельности и охраны окружающей среды.

 

2. Анализ динамики принятия законов о внесении изменений и дополнений

Анализ внесенных изменений и дополнений в Кодекс за период времени с даты его вступления в силу и до конца 2017 года позволяет отразить количественные показатели по годам. Данные представлены в диаграмме 1.

 

Диаграмма 1. Кол-во принятых законов

о внесении изменений и дополнений в Кодекс

по годам

 

 

На указанной диаграмме 1 отражено количество законов об изменении и дополнении, которые принимались на протяжении периода исследования в каждый из приведенных годов.

Таким образом, наибольшее количество законов о внесении изменений и дополнений принято в 2012 году.

Не вносились поправки в Кодекс в 2003, т.е. в год принятия Кодекса, и в 2005 годах.

 

В отношении объема внесенных поправок, исчисляемых количеством статей, в которые внесены изменения, и новых статей Кодекса приведем следующие данные, представленные в диаграмме 2.

 

Диаграмма 2. Кол-во внесенных поправок в Кодекс

 по годам

 

 

 

Сравнительное сведение показателей по количеству законов о внесении дополнений и изменений, а также количества статей, которые подвергнуты изменениям, и новых статей позволяют вывести следующую информацию. Данные представлены в диаграмме 3.

 

Диаграмма 3. Сравнение кол-ва принятых законов и

кол-ва внесенных данными законами поправок в Кодекс

 по годам

 

 

Наибольшее количество изменений и дополнений в Кодекс внесено в 2012 году пятью законами, из которых наибольшее количество поправок содержалось в Законе Республики Казахстан от 25 января 2012 года № 548-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий» - 71 поправка.

 

Рассмотрение перечня законов о внесении изменений и дополнений в Кодекс выявило принятие в один день двух законов в 2007 и 2011 годах, данные о которых представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

№ п/п

Дата принятия

№ Закона

Наименование Закона

Статья, куда внесена правка

Краткое содержание поправок

1

12 января 2007 года

№ 222

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лицензирования»

- Пп. 4) ст. 41

- слово «отзыва» заменить словом «лишения»

- Ст. 89

- в заголовке статьи слова «и по распиловке круглого леса» исключить;

- слова», и работы по распиловке круглого леса» исключить.

2

№ 224

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам национальных реестров идентификационных номеров»

- Пп. 10) ст. 32

изложить в следующей редакции:

«10) идентификационный номер;».

3

6 января 2011 года

№ 378-IV

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного контроля и надзора»

- Пп. 18) п. 1 ст. 13,

- часть вторая п. 3 ст. 19

- слова «О частном предпринимательстве» заменить словами «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».

4

№ 379-IV

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правоохранительной службы и присвоения классных чинов, воинских и специальных званий, права ношения форменной одежды военнослужащими и сотрудниками иных государственных органов»

Ст. 12

дополнить пп. 15) следующего содержания:

«15) утверждает натуральные нормы обеспечения должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, форменной одеждой (без погон).»;

П. 4 ст.

 

изложить в следующей редакции:

«4. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, обеспечиваются форменной одеждой (без погон) и служебным оружием.

 Перечень должностей должностных лиц, имеющих право на ношение форменной одежды (без погон), образцы форменной одежды (без погон), порядок ношения определяются уполномоченным органом.»;

П. 5 ст. 69

слова «форменным обмундированием» заменить словами «форменной одеждой (без погон)».

 

Таким образом, согласно таблице 1, принятые в один день законы направлены на урегулирование различных вопросов и поправки направлены на различные статьи Кодекса. При этом отмечается редакционный характер внесенных поправок.

 

3. Постатейный анализ Закона

Обзор изменений и дополнений в Кодекс показывает, что по содержанию поправок основная доля составляет приведение в соответствие с определенными новшествами других отраслей законодательства и действующими законодательными актами.

Общее количество статей, подвергшихся изменениям, в том числе дополнению и исключению из Кодекса - 102.

Наибольшее количество статей подвергшихся изменениям:

1) статья 13, в неё вносились изменения 16 законами;

2) статья 12 - 9 законами;

3) статья 15 - 8 законами;

4) статья 38 - 7 законами;

5) статьи 21, 36 - 6 законами;

6) статьи 4, 18, 19, 41, 55, 77, 78 - 5 законами.

 

Подробный анализ статьи 13, а именно какими законами вносились в изменения и дополнения и их период стабильности между НПА указан в таблице 2.

 

Таблица 2

№ п/п

Статья

Вид изменений

НПА о внесении изменений, дополнений

 

Период стабильности между НПА, указанными в гр. 4

 

Дата введения в действие НПА о внесении изменений, дополнений

1

2

3

4

5

6

1.

Статья 13. Компетенция уполномоченного органа и его территориальных подразделений

изм

1. Закон РК от 20.12.2004 г № 13 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и бюджетных отношений»

м/у № 13 и № 125 = 1 г. 1 м. 10 д.

с 01.01.2005 г.

2.

2. Закон РК от 31.01.2006 г № 125 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства»

м/у № 125 и № 101 = 2 г. 10 м. 10 д.

СДО

(14.02.2006 г.)

3.

3. Закон РК от 10.12.2008 г № 101-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения»

м/у № 101 и № 188 = 7 м. 7 д.

с 01.01.2009

4.

4. Закон РК от 17.07.2009 г № 188-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства»

м/у № 188 и № 258 = 8 м. 2 д.

по истечении 10 к.д. после его ПОО

(22.07.2009 г.)

5.

5. Закон РК от 19.03.2010 г № 258-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной статистики и налогообложения»

м/у № 258 и № 378 = 9 м. 18 д.

по истечении 10 к.д. после его ПОО

(06.04.2010 г.)

6.

6. Закон РК от 6.01.2011 г № 378-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного контроля и надзора»

м/у № 378 и № 452 = 7 м.

по истечении 10 к.д. после его ПОО

(15.01.2011 г.)

7.

7. Закон РК от 05.07.2011 г № 452-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства Республики Казахстан на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проверяемым субъектам»

м/у № 452 и № 548 = 5 м. 20 д.

по истечении 3 месяцев после его ПОО

(13.07.2011 г.)

8.

8. Закон Республики Казахстан от 25 января 2012 года № 548-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий»

м/у № 548 и № 36 = 5 м. 15 д.

по истечении 10 к.д.после дня его ПОО (11.02.2012 г)

9.

9. Закон РК от 10.07.2012 г № 36-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов»

м/у № 36 и № 102 = 11 м. 3 д.

по истечении 10 к.д. после его ПОО

(28.07.2012 г.)

10.

10. Закон РК от 13.06.2013 г № 102-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления»

м/у № 102 и № 124 = 20 д.

по истечении 10 к.д. после его ПОО

(14.06.2013 г.)

11.

11. Закон РК от 3.07.2013 г № 124-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам приведения их в соответствие с Системой государственного планирования Республики Казахстан»

м/у № 124 и № 203 = 10 м. 13 д.

по истечении 10 к.д. после его ПОО

(5.07.2013 г.)

12.

12. Закон РК от 16.05.2014 г № 203-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разрешительной системы»

м/у № 203 и № 239 = 4 м. 13 д.

по истечении 6 месяцев после дня его ПОО

(20.05.2014 г.)

13.

13. Закон РК от 29.09.2014 г. № 239-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления»

м/у № 239 и № 479 = 1 г. 6 м.

по истечении 10 к.д. после дня его ПОО

(2.10.2014 г.)

14.

14. Закон РК от 29.03.2016 г № 479-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур»

м/у № 479 и № 73 = 1 г. 2 м. 17 д.

по истечении 21 к.д. после дня его ПОО

(31.03.2016 г.)

15.

15. Закон РК от 15.06.2017 г. № 73-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам растительного и животного мира» «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам растительного и животного мира»

м/у № 73 и № 156 = 11 м. 9 д.

по истечении 10 к.д. после дня его ПОО

(19.06.2017 г)

16.

16. Закон РК от 24.05.2018 г. № 156-VІ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности»

 

по истечении 10 к.д. после дня его ПОО

(28.05.2018 г)

 

Как следует из таблицы 2, вносились изменения с периодичностью от 20 дней (период времени между Законами РК от 13.06.2013 г № 102-V и от 03.07.2013 г № 124-V) до 2 лет 10 месяцев и 10 дней (между Законами РК от 31.01.2006 г № 125 и от 10.12.2008 г № 101-IV).

 

Анализ в разрезе статей Лесного кодекса относительно внесения изменений и дополнений на предмет минимальной протяженности времени между внесенными поправками выявил минимальный срок равный 13 дням.

В статью 32 в отличие от иных статей Лесного кодекса были внесены поправки с периодичностью 13 дней. Всего в данную статью вносились изменения и дополнения 4 законами.

Подробнее информация представлена в таблице 3.

 

Таблица 3

1.

Статья 32. Условия договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда

изм

Закон РК от 12.01.2007 г № 224 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам национальных реестров идентификационных номеров»

м/у № 224 и № 538 = 5 л

с 01.01.2012 г

2.

Закон РК от 12.01.2012 г № 538-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития фондового рынка в Республике Казахстан»

м/у № 538 и № 548 = 13 д.

с 01.01.2012 г

3.

Закон РК от 25.01.2012 г № 548-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий»

м/у № 548 и № 36 = 5 м. 15 д.

по истечении 10 к.д. после его ПОО

(11.02.2012 г.)

4.

Закон РК от 10.07.2012 г № 36-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов»

 

по истечении 10 к.д. после его ПОО

(28.07.2012 г.)

 

Как следует из таблицы 3, наименьший период внесения изменений в одну статью составил 13 дней. Данный промежуток времени образовался между принятием Законов Республики Казахстан от 12 января 2012 года № 538-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития фондового рынка в Республике Казахстан» и от 25 января 2012 года № 548-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий».

 

Так, Законы Республики Казахстан от 12 января 2012 года № 538-IV и от 25 января 2012 года № 548-IV вносят в пп. 16) п. 1 ст. 9 изменения следующего характера. Представлено в таблице 4.

Таблица 4

Редакция

от 28.12.2010

Закон от 12 января 2012 года № 538-IV

Закон от 25 января 2012 года № 548-IV

Действующая редакция

Статья 32. Условия договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда

 В договоре долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда указываются следующие условия:

 1) границы участка государственного лесного фонда, на котором осуществляется лесопользование;

 2) площадь и таксационные показатели участка государственного лесного фонда;

 3) виды лесопользования;

 4) объемы (размеры) лесопользования;

 5) сроки лесопользования;

 6) размер платы за лесные пользования и порядок ее внесения;

 7) обязанности сторон по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов;

 8) ответственность сторон за нарушение условий договора;

 9) номер и дата выдачи лицензии (в случае осуществления лицензируемого вида деятельности по лесопользованию);

 10) идентификационный номер;

 11) иные условия, предусмотренные лесным законодательством Республики Казахстан и определенные по усмотрению сторон.

 Сноска. Статья 32 с изменением, внесенным Законом РК от 12.01.2007 № 224 (вводится в действие с 01.01.2012).

 

- подпункт 10) изложить в следующей редакции:

 

«10) регистрационный номер налогоплательщика;»;

 

- дополнить подпунктом 10-1) следующего содержания:

 

«10-1) идентификационный номер;».

 

- подпункт 1) изложить в следующей редакции:

 

«1) границы участка государственного лесного фонда, на котором осуществляется лесопользование в виде выкопировки из картографических материалов лесоустройства, с указанием номеров лесных выделов и лесных кварталов;»;

 

- дополнить подпунктом 5-1) следующего содержания:

 

«5-1) освоения и рационального использования лесных ресурсов, инвестирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, переработке лесных ресурсов, указанных в конкурсной заявке победителя тендера;»;

Статья 32. Условия договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда

 В договоре долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда указываются следующие условия:

 1) границы участка государственного лесного фонда, на котором осуществляются лесопользование в виде выкопировки из картографических материалов лесоустройства, с указанием номеров лесных выделов и лесных кварталов;

 2) площадь и таксационные показатели участка государственного лесного фонда;

 3) виды лесопользования;

 4) объемы (размеры) лесопользования;

 5) сроки лесопользования;

 5-1) освоения и рационального использования лесных ресурсов, инвестирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, переработке лесных ресурсов, указанных в конкурсной заявке победителя тендера;

 6) размер платы за лесные пользования и порядок ее внесения;

 7) обязанности сторон по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов;

 8) ответственность сторон за нарушение условий договора;

 9) исключен Законом РК от 10.07.2012 № 36-V;

 10) утратил силу Законом РК от 12.01.2012 № 538-IV;

 10-1) идентификационный номер;

 11) иные условия, предусмотренные лесным законодательством Республики Казахстан и определенные по усмотрению сторон.

 

В таблице 4 изложены изменения и дополнения, отдельные из которых имеют редакционный характер (ЗРК от 12 января 2012 года № 538-IV), либо вносятся изменения в связи с новшествами в сферах лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий (ЗРК от 25 января 2012 года № 548-IV).

 

4. Анализ стабильности / нестабильности Закона

 Предлагается воспользоваться одним из освещенных в специальной литературе методов оценки стабильности законодательства. Стабильность законодательства выводится из общего количества внесенных поправок за общий период их внесения.[1]

Следовательно рассмотрим количественные данные о принятых законах по внесению изменений и дополнений в Лесной кодекс за общий период времени, расчитываемый в месяцах. Данные представлены в таблице 5.

Таблица 5

Наименование законодательного акта

Количество месяцев со дня принятия до 02.07.2018 г.

Количество законов о внесении изменений и дополнений по состоянию на 02.07.2018 г.

Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477 «Лесной кодекс Республики Казахстан»

179

28

 

Исходя из указанных в таблице 5 данных можно установить средний показатель стабильности Лесного кодекса либо его нестабильности.

Формулы вычисления коэффициента стабильности и коэффиента нестабильности следующие.

 

Коэффициент стабильности = кол-во месяцев со дня принятия законодательного акта до даты проведения статистического анализа / кол-во принятых законов о внесении изменений и дополнений в законодательный акт на дату проведения статистического анализа

 

Коэффициент нестабильности = кол-во принятых законов о внесении изменений и дополнений в законодательный акт на дату проведения статистического анализа / кол-во месяцев со дня принятия законодательного акта до даты проведения статистического анализа

 

 

Таблица 6

Закон

Коэффициент стабильности

Коэффициент нестабильности

Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477 «Лесной кодекс Республики Казахстан»

 

6,39

 

0,16

 

Таким образом, полученный показатель в 6 месяцев (6,39 месяца для удобства восприятия информации округлили до 6 месяцев) в общем указывает на стабильность Лесного кодекса и показывает, что кодекс менялся один раз в 6 месяцев.

 

Таблица 7

Наименование законодательного акта

Период стабильности

с даты принятия

по 31.12.2010 г.

Период стабильности

с 01.01.2011 г.

по 02.07.2018 г.

Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477 «Лесной кодекс Республики Казахстан»

(89 месяцев и 9 ЗРК)

9,89

(90 месяцев и 19 ЗРК)

4,74

 

Полученные результаты показывают, что с даты принятия Лесного кодекса по 31 декабря 2010 года период стабильности составлял в среднем 10 месяцев, а за период с января 2011 года по июль 2018 года около 5 месяцев. Сравнительные данные показывают достаточную стабильность и относительное снижение такой стабильности с 2011 года. Так, до декабря 2010 года Лесной кодекс в среднем менялся один раз за 10 месяцев, то с января 2011 - около одна раза за 5 месяцев.

Таким образом период стабильности уменьшился на временном отрезке за 2011-2017 годы.

 

Таблица 8

Наименование законодательного акта

Период нестабильности

с даты принятия

по 31.12.2010 г.

Период нестабильности

с 01.01.2011 г.

по 02.07.2018 г.

Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477 «Лесной кодекс Республики Казахстан»

(9 ЗРК за 89 месяцев)

0,1

(19 ЗРК за 90 месяца)

0,2

 

В таблице 8 представлены коэффициенты нестабильности для Лесного кодекса с даты его принятия по 31 декабря 2010 года и за период с января 2011 года по декабрь 2017 года.

Значения коэффициентов нестабильности за период с даты принятия кодекса до декабря 2010 года и с января 2011 года по декабрь 2017 низкие и указывают на достаточную стабильность.

Между тем прослеживается увеличение коэффициента нестабильности с января 2011 года по декабрь 2017 года.

Также следует отметить, что выше приведены данные о фиксации сравнительно высокого повышения количества внесенных изменений и дополнений в Лесной кодекс в 2012 году. При этом внесение законодательных поправок обусловлено инициативами в сфере урегулирования вопросов по развитию фондового рынка в Республике Казахстан, лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий, технического регулирования и метрологии, государственной монополии, сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов.

 

Выводы

1. По итогам проведенного анализа Кодекса Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477 «Лесной кодекс Республики Казахстан» констатируем, что кодекс может быть признан относительно стабильным.

2. Средний период стабильности Лесного кодекса составляет 6 месяцев. Выведенные средние показатели указывают, что наибольшее количество изменений и дополнений было внесено в 2012 году, как по количеству принятых Законов о внесении поправок, так и по количеству подвергнутых изменениям статей Лесного кодекса. Также отмечаем, что большинство поправок имели уточняющую направленность либо принимались в целях гармонизации с вносимыми поправками в иные отрасли законодательства.

3. Изучение характера внесенных поправок в Лесной кодекс Республики Казахстан показало относительную нестабильность в отношении вопросов компетенции Правительства Республики Казахстан, уполномоченного органа и его территориальных подразделений, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, а также регламентации отношений по лесопользованию на участках государственного лесного фонда (разрешительные документы, права и обязанности сторон).

 

 


[1] Н. Ткаченко. Статистический анализ федерального законодательства. - М., 2017. - С. 7. (Электронный ресурс). https://m.garant.ru/files/8/0/1090708/issledovanie_tssr_statistika_po_zakonoproektam.pdf Дата доступа: 28.12.2017 г.

4 июля 2018, 17:27
Источник, интернет-ресурс: Дюсенов Е.А.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript