Лента новостей
0

Выступление Председателя Конституционного Совета РК на «World Congress of Constitutional Law» (г. Сеул, 18 июня 2018 года)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 19.07.2018 15:29 Фото: zakon.kz

Выступление Председателя Конституционного Совета РК на «World Congress of Constitutional Law»
(г. Сеул, 18 июня 2018 года)

 

 

Конституционное развитие на основе верховенства права: ответы на глобальные вызовы

(Сессия: Конституционные ответы на новые типы конфликтов (терроризм и другие)

 

 

Уважаемые коллеги, дамы и господа!

Позвольте от имени Конституционного Совета Республики Казахстан приветствовать участников настоящего Конгресса и выразить благодарность организаторам за приглашение и прекрасную организацию работы.

Приятно отметить, что в повестку дня Конгресса включены самые злободневные вопросы, которые интересуют многих.

Начало XXI века характеризуется динамичным и разноплановым развитием. Это, прежде всего, мир глобализации и невиданных возможностей для всесторонней модернизации, в результате которой формируется новое целостное мировое пространство. В нем многие вопросы имеют транснациональный характер и их невозможно решать в одиночку. Государства все более вовлекаются в мировые процессы, связанные с расширением форм и пределов экономического, культурно-гуманитарного и иного взаимодействия, что неизбежно ставит вопрос о защите их национальных интересов и конституционной идентичности.

Эти процессы имеют не только положительные, но и негативные стороны. Они сопровождаются возрастающими угрозами безопасности человечества. Глобализация таит в себе колоссальные опасности, ставящие под угрозу само существование нашей цивилизации. В окружающем нас мире высок уровень неопределенности и риска, стабильность в государствах подрывается терроризмом, религиозным экстремизмом, агрессивным сепаратизмом. Эти и другие проблемы современности требуют как совершенствования уже выработанных подходов, так и поиска новых путей защиты человека, его основных прав и свобод, интересов общества и государства. В этой деятельности необходимо найти разумный баланс: с одной стороны, обеспечить национальную безопасность, а с другой - не допустить ущемления основных принципов верховенства права, концепция которого известна с древности. Сейчас именно верховенство права признается международным сообществом в качестве важнейшего признака цивилизованного развития государства.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций неоднократно подчеркивала, что укрепление и соблюдение верховенства права на национальном и международном уровнях должны быть определяющими в деятельности Организации и ее государств-членов.

Казахстан как равноправный член международного сообщества также не может оставаться в стороне от происходящих вокруг событий. Открывшись миру, он был втянут и в глобальные процессы, которые оказали влияние на формирование основных направлений внешней и внутренней политики.

В сфере борьбы с терроризмом Казахстан последовательно проводит принципиальную линию. Его цели направлены на объединение усилий в поиске достойного ответа на глобальную террористическую угрозу. Недавно в рамках председательства Казахстана в Совете Безопасности ООН Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул идею о принятии Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма. Основные цели документа - создание широкой международной коалиции стран-партнеров по контртерроризму и достижение к столетию ООН в 2045 году мира, свободного от терроризма.

Международные инициативы нашей страны сопровождаются внутригосударственными мерами, которые затронули и конституционную материю.

Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме, подвергалась корректировкам адекватно современным вызовам и трендам, в том числе связанным с отмеченными угрозами. Тем самым создавались необходимые правовые основы для институционализации новых мер и повышения эффективности антитеррористической политики.

Так, в ходе конституционной реформы 2007 года в статью 15 Конституции Казахстана были внесены изменения, согласно которым смертная казнь может предусматриваться как исключительная мера наказания лишь за особо тяжкие преступления, совершаемые в военное время и террористические преступления, сопряженные с гибелью людей. До этого Основной Закон допускал применение смертной казни за некоторые категории особо тяжких преступлений.

Тем самым адекватно угрозам Казахстан приравнял террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, к особо тяжким преступлениям, совершаемым в военное время.

С 2003 года продолжает действовать объявленный Главой государства мораторий на исполнение смертной казни. Осужденным предоставлено право ходатайствовать о помиловании.

Мировое сообщество признает акты терроризма как серьезную угрозу международному правопорядку и интересам всего человечества. Степень данной угрозы по сравнению с периодом до 90-х годов прошлого столетия существенно выросла. После событий 11 сентября 2001 года ООН и другие авторитетные международные организации приняли специальные акты, осуждающие терроризм в любых его проявлениях и неоднократно подчеркивали необходимость жесткой и бескомпромиссной борьбы с этим злом.

В прошлом году в нашей стране была проведена масштабная конституционная реформа. Согласно принятой новой конституционной норме лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики.

При введении данной меры были тщательно проанализированы требования международных актов. Так, в Конвенции ООН о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 года указано, что государство может сохранять право лишать любое лицо своего гражданства по основаниям, предусматриваемым национальным законом, в частности, если лицо ведет себя таким образом, что причиняет серьезный вред жизненным интересам этого Государства (статья 8).

Об этом сказано и в заключении Венецианской комиссии Совета Европы по проекту Конституционного закона Франции «О защите нации». По мнению Комиссии, государства могут применять эту меру только в исключительных случаях и при соблюдении прямых требований упомянутой Конвенции. Лишение гражданства в качестве вспомогательной санкции должно применяться судом по уголовным делам.

Эти позиции реализованы в законодательстве Казахстана. Лишение гражданства является дополнительным видом уголовного наказания и может быть назначено по приговору суда.

Руководствуясь принципом верховенства права, законодатель предоставил суду право выбора, исходя из обстоятельств по делу, самостоятельно решать вопрос о возможности назначения дополнительного наказания.

Резюмируя сказанное, хочу отметить, что конституционное развитие Казахстана происходит на основе принципа - непримиримая борьба с терроризмом и другими угрозами при обеспечении верховенства права и исключении необоснованного ограничения прав и свобод человека. В этом непростом деле нам удается обеспечивать равновесие.

Спасибо за внимание.

 

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: