Статистический анализ
Законов Республики Казахстан «О защите растений» и
«Об особо охраняемых природных территориях»

 

Омарова Н.Н.

Старший научный сотрудник

Института законодательства

Республики Казахстан

 

Важной особенностью современной системы законодательства является ее постоянное развитие и видоизменение, что приводит к осложнению ее структуры. При этом каждая структурная часть такой системы, в том числе и отдельный законодательный акт, имеет свой темп и скорость развития. Поэтому для выявления закономерностей эволюции системы законодательства целесообразно проведение исследований не только с использованием методов экспертных оценок, но и статистических методов. Так, статистические методы исследования предоставляют сведения о динамике изменений и анализе стабильности закона.

Полученные результаты статистического анализа позволяют провести ретроспективный анализа и оценку законодательных актов, в том числе его отдельных положений в рамках исследований, посвященных эффективности законодательных актов, которые в свою очередь используются при проведении правового мониторинга и законотворческой деятельности.

В качестве объекта статистического анализа в рамках настоящей работы выступают:

- Закон Республики Казахстан от 3 июля 2002 года № 331 «О защите растений» (далее по тексту - Закон ОЗР);

- Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 175 «Об особо охраняемых природных территориях» (далее по тексту - Закон ОООПТ).

 

1. Закон Республики Казахстан от 3 июля 2002 года № 331 «О защите растений».

 

1. Общие положения

 

В рамках статистического анализа Закона ОЗР было выявлено, что в данный Закон с момента его принятия (за период 194 месяцев) были внесены изменения и дополнения 28 законами (Таблица 1, Диаграмма 1).

 

Таблица 1

Год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

-

-

2

-

3

1

-

2

2

Год

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

 

4

2

2

5

1

2

1

1

 

 

Диаграмма 1

 

Статистический анализ Законов Республики Казахстан «О защите растений» и «Об особо охраняемых природных территориях» (Омарова Н.Н., Старший научный сотрудник Института законодательства Республики Казахстан)

 

Представленные данные свидетельствуют о том, что Закон не подвергался частым изменениям и дополнениям.

Наибольшее количество поправок было внесено в 2014 году (5 Законов).

Справочно:

- Законом Республики Казахстан от 13 января 2014 года № 159-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закрепления компетенции государственных органов на законодательном и (или) подзаконном уровнях»;

- Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 203-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разрешительной системы»;

- Законом Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 236-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам законодательства об административных правонарушениях»;

- Законом Республики Казахстан от 29 сентября 2014 года № 239-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления»;

- Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 269-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан».

 

Диаграмма 2

 

Статистический анализ Законов Республики Казахстан «О защите растений» и «Об особо охраняемых природных территориях» (Омарова Н.Н., Старший научный сотрудник Института законодательства Республики Казахстан)

 

В рамках исследования был исчислен «период стабильности», под которым понимается длительность условного периода, в течение которого в нормативный правовой акт не вносятся изменения (чем выше коэффициент стабильности, тем меньше менялся закон).

Период стабильности Закона в минимальном значении составляет 4 дня, в максимальном - 2 года, 6 месяцев и 6 дней.

Необходимо отметить, что из 28 законов изменения и дополнения в основном были посвящены вопросам защиты растений, предпринимательства, лицензирования, фитосанитарной безопасности, разрешительной системы, технического регулирования, таможенного регулирования и налогообложения и вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений (Таблица 2).

 

Таблица 2

 

Год

Тематика законов, которыми внесены изменения и дополнения в Закон

Общее количество законов

2002

 

0

2003

 

0

2004

По вопросам защиты растений

2

По вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и бюджетных отношений

2005

 

0

2006

По вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления

3

По вопросам предпринимательства

По вопросам технического регулирования

2007

По вопросам лицензирования

1

2008

 

0

2009

По вопросам предпринимательства

2

По вопросам фитосанитарной безопасности

2010

По вопросам статистики и налогообложения

2

По вопросам таможенного регулирования и налогообложения

2011

По вопросам государственного контроля и надзора

4

По вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений

По вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства Республики Казахстан

По вопросам совершенствования разрешительной системы

2012

По вопросам государственной монополии

2

По вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов

2013

По вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления

2

По вопросам приведения в соответствие с Системой государственного планирования Республики Казахстан

2014

По вопросам закрепления компетенции государственных органов на законодательном и (или) подзаконном уровнях

5

По вопросам разрешительной системы

По вопросам законодательства об административных правонарушениях

По вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления

По вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности

2015

По вопросам предпринимательства

1

2016

По вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур

2

По вопросам оказания государственных услуг

2017

По вопросам растительного и животного мира

1

2018

По вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности

1

Всего

 

28

 

Наиболее значимым с точки зрения качественных и количественных показателей изменений и дополнений, вносимых в Закон, является Закон Республики Казахстан от 17 июля 2009 года № 189-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам фитосанитарной безопасности».

 

2. Постатейный анализ

 

В рамках проведенного анализа были выявлены статьи, которые часто подвергались поправкам. Соответствующие данные приведены в Таблице 3.

 

Таблица 3

Закон Республики Казахстан «О защите растений»

Статья

Заголовок статьи

Количество законов

Статьи, в которые поправки внесены 7 и более законами:

 

Статья 1

Основные понятия, используемые в настоящем Законе

9

Статья 6

Компетенция уполномоченного органа

19

Статья 14-6

Государственная регистрация пестицидов (ядохимикатов)

5

Статья 20

Источники финансирования мероприятий по защите растений

6

 

Как видно из представленной в таблице информации, основные статьи, подвергшиеся изменениям, касаются компетенции уполномоченного органа.

 

 

3. Стабильность Закона

 

В рамках исследования был исчислен «период стабильности», под которым понимается длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения (Таблица 4).

Таким образом, среднее значение периода стабильности (Кстаб.) определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах, (Т) на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения (А), и выражается в следующей формуле:

Кстаб.=Т/А

 

Таблица 4

Законы

Средний период стабильности

Кол-во законов, которыми внесены изменения в закон

(А)

Период действия закона в месяцах (Т)

Коэффициент стабильности

Кстаб.

ОЗР

28

194

6,9

 

Таким образом, среднее значение стабильности Закона составляет 6,9. Это означает, что изменения в Закон принимались в среднем каждые 6 месяцев.

 

Нестабильность законодательства

Понятие «коэффициент нестабильности» означает величину, определяемую как результат деления количества нормативных правовых актов, вносивших в него изменения, на количество месяцев, прошедших от момента принятия акта до момента измерения (Таблица 5).

Чем выше коэффициент нестабильности, тем чаще менялся Закон. Значение коэффициента нестабильности (Кнестаб.) находится в зависимости от двух параметров: количества законов, вносящих изменения (А) и периода действия Закона в месяцах (T), определяется как соотношение их числовых величин и выражается в следующей формуле:

 

Кнестаб. = А/Т

Таблица 5

Законы

Кол-во законов, которыми внесены изменения (А)

Срок действия закона,

в месяцах

 (Т)

 

Коэффициент нестабильности

Кнестаб.

 

ОЗР

28

194

0,1

 

При этом представляется целесообразным определение значений коэффициентов нестабильности на отдельные периоды действия Закона: с момента принятия до января 2010 года, с января 2010 года по август

2018 года (Таблица 6).

 

Таблица 6

Период действия Закона

Кол-во законов, которыми внесены изменения (А)

Срок действия Закона в месяцах (Т)

Коэффициент нестабильности

Кнестаб.

до января2010 года

9

77

0,116

с января 2010 года по август 2018 года

19

117

0,162

 

Сравнение значений коэффициентов нестабильности, полученных в разное время, дает представление о том, во сколько раз выросла либо уменьшилась интенсивность изменения Закона.

Изменение коэффициента нестабильности (Кизм.) определяется как соотношение:

- коэффициента нестабильности на январь 2010 года (Кнестаб.2010)

к коэффициенту нестабильности на август 2018 года (Кнестаб. 2018);

 

Кизм. = Кнестаб. 2018/ Кнестаб. 2010

 

Таблица 7

НПА

Коэффициент нестабильности

с января 2000 года по январь 2010 года

Коэффициент нестабильности

с января 2010 года по август 2018 года

Изменение коэффициента нестабильности

Закон ОЗР

0,116

0,162

1,39

 

Расчет коэффициента нестабильности привел к выводу о существовании тенденции увеличения роста коэффициента нестабильности Закона.

Полученный результат означает, что Закон стал меняться чаще, чем в более ранний период (Таблица 7).

 

2. Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 175 «Об особо охраняемых природных территориях».

 

1. Общие положения

 

В рамках статистического анализа Закона ОООПТ было выявлено, что в данный Закон с момента его принятия (за период 144 месяцев) были внесены изменения и дополнения 19 законами (Таблица 1, Диаграмма 1).

 

Таблица 1

Год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

-

-

-

1

2

1

2

Год

2011

2012

2013

2014

2015

2017

2018

4

2

2

1

1

2

1

 

Диаграмма 1

 

Статистический анализ Законов Республики Казахстан «О защите растений» и «Об особо охраняемых природных территориях» (Омарова Н.Н., Старший научный сотрудник Института законодательства Республики Казахстан)

 

Представленные данные свидетельствуют о том, что Закон не подвергался частым изменениям и дополнениям.

Наибольшее количество поправок было внесено в 2011 году (4 Закона).

Справочно:

- Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 378-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного контроля и надзора»;

- Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 414-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного имущества»;

- Закон Республики Казахстан от 5 июля 2011 года № 452-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства Республики Казахстан на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проверяемым субъектам»;

- Закон Республики Казахстан от 20 июля 2011 года № 464-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений».

 

 

В Диаграмме 2 указаны значения и количество периодов стабильности Закона.

Диаграмма 2

 

Статистический анализ Законов Республики Казахстан «О защите растений» и «Об особо охраняемых природных территориях» (Омарова Н.Н., Старший научный сотрудник Института законодательства Республики Казахстан)

 

В рамках исследования был исчислен «период стабильности», под которым понимается длительность условного периода, в течение которого в нормативный правовой акт не вносятся изменения (чем выше коэффициент стабильности, тем меньше менялся закон).

Период стабильности Закона в минимальном значении составляет 9 дней, в максимальном - 1 год и 11 месяцев.

Необходимо отметить, что из 19 законов изменения и дополнения в основном были посвящены экологическим вопросам, вопросам частного предпринимательства, рыбного хозяйства, налогообложения, разрешительной системы, особо охраняемых природных территорий, государственного имущества и вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления (Таблица 2).

 

Таблица 2

 

Год

Тематика законов, которыми внесены изменения и дополнения в Закон

Общее количество законов

2006

 

0

2007

По экологическим вопросам

1

2008

По вопросам особо охраняемых территорий

2

По вопросам налогообложения

2009

По вопросам частного предпринимательства

1

2010

По вопросам рыбного хозяйства

2

По вопросам государственной статистики и налогообложения

2011

По вопросам государственного контроля и надзора

4

По вопросам государственного имущества

По вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства Республики Казахстан

По вопросам регулирования земельных отношений

2012

По вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых территорий

2

По вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов

2013

По вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления

2

По вопросам приведения в соответствие с Системой государственного планирования Республики Казахстан

2014

По вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления

1

2015

По вопросам государственных закупок

1

2016

 

0

2017

По вопросам использования пастбищ

2

По вопросам растительного и животного мира

2018

По вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности

1

Всего

 

19

 

 

Наиболее значимым с точки зрения качественных и количественных показателей изменений и дополнений, вносимых в Закон, является Закон Республики Казахстан от 24 мая 2018 года № 156-VІ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности».

 

 

2. Постатейный анализ

 

В рамках проведенного анализа законов были выявлены статьи, которые часто подвергались поправкам. Соответствующие данные приведены в Таблице 3.

 

Таблица 3

Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях»

Статья 7

Компетенция Правительства Республики Казахстан

9

Статья 8

Компетенция уполномоченного органа и его территориальных подразделений

12

Статья 10

Компетенция местных представительных и исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы

6

Статья 23

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

6

 

Как видно из представленной в таблице информации, основные статьи, подвергшиеся изменениям, касаются компетенции уполномоченного органа и его территориальных подразделений.

 

3. Стабильность Закона

 

В рамках исследования для законов был исчислен «период стабильности», под которым понимается длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения (Таблица 4).

Таким образом, среднее значение периода стабильности (Кстаб.) определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах, (Т) на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения (А), и выражается в следующей формуле:

Кстаб.=Т/А

 

Таблица 4

Законы

Средний период стабильности

Кол-во законов, которыми внесены изменения в закон

(А)

Период действия закона в месяцах (Т)

Коэффициент стабильности

Кстаб.

ОООПТ

19

144

7,5

 

Таким образом, среднее значение стабильности Закона составляет 7,1. Это означает, что изменения в Закон принимались в среднем каждые 7 месяцев.

 

Нестабильность законодательства

Понятие «коэффициент нестабильности» означает величину, определяемую как результат деления количества нормативных актов, вносивших в него изменения, на количество месяцев, прошедших от момента принятия акта до момента измерения (Таблица 5).

Чем выше коэффициент нестабильности, тем чаще менялся Закон. Значение коэффициента нестабильности (Кнестаб.) находится в зависимости от двух параметров: количества законов, вносящих изменения (А) и периода действия Закона в месяцах (T), определяется как соотношение их числовых величин и выражается в следующей формуле:

 

Кнестаб. = А/Т

Таблица 5

Законы

Кол-во законов, которыми внесены изменения (А)

Срок действия закона,

в месяцах

 (Т)

 

Коэффициент нестабильности

Кнестаб.

 

О защите растений

19

144

0,1

 

 

При этом представляется целесообразным определение значений коэффициентов нестабильности на отдельные периоды действия Закона: с момента принятия до января 2010 года, с января 2010 года по август 2018 года (Таблица 6).

 

Таблица 6

Период действия Закона

Кол-во законов, которыми внесены изменения (А)

Срок действия Закона в месяцах (Т)

Коэффициент нестабильности

Кнестаб.

до января2010 года

4

41

0,097

с января 2010 года по август 2018 года

15

103

0,145

 

Сравнение значений коэффициентов нестабильности, полученных в разное время, дает представление о том, во сколько раз выросла либо уменьшилась интенсивность изменения Закона.

Изменение коэффициента нестабильности (Кизм.) определяется как соотношение:

- коэффициента нестабильности на январь 2010 года (Кнестаб.2010)

к коэффициенту нестабильности на август 2018 года (Кнестаб. 2018);

 

Кизм. = Кнестаб. 2018/ Кнестаб. 2010

 

Таблица 7

НПА

Коэффициент нестабильности

с января 2000 года по январь 2010 года

Коэффициент нестабильности

с января 2010 года по август 2018 года

Изменение коэффициента нестабильности

Закон

0,097

0,145

1,49

 

 Расчет коэффициента нестабильности привел к выводу о существовании тенденции увеличения роста коэффициента нестабильности Закона.

Полученный результат означает, что Закон стал меняться чаще, чем в более ранний период (Таблица 7).

 

Выводы:

1. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что анализируемые законы являются относительно стабильными.

2. В основном изменения в Закон Республики Казахстан «О защите растений» были связаны с государственной регистрацией пестицидов (ядохимикатов), регулирования источников финансирования мероприятий по защите растений и компетенции уполномоченного органа.

3. Изменения в Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» касались преимущественно вопросов правового режима земель особо охраняемых природных территорий, компетенции уполномоченного органа и их территориальных подразделений, компетенции местных представительных и исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы.

 

 

 

 

 

5 сентября 2018, 12:15
Источник, интернет-ресурс: Омарова Н.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript