Выступление вице-министра труда и социальной защиты населения в Мажилисе Парламента РК к презентации Законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам формализации занятости населения» (г. Астана, 2 октября 2018 года) (© Paragraph 2018) (5.0.1.58)

Выступление вице-министра труда и социальной защиты населения в Мажилисе Парламента РК к презентации Законопроекта
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам формализации занятости населения»
(г. Астана, 2 октября 2018 года)

 

Уважаемые депутаты!

 

На ваше рассмотрение вносится проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам формализации занятости населения» (далее - Законопроект).

Законопроект разработан в соответствии с поручениями Главы государства относительно проработки вопросов по участию самостоятельно занятого населения в системах социального обеспечения, обеспечения качественной занятости, озвученных в Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», а также по решению вопросов участия самостоятельно занятого населения в программе обязательного социального медицинского страхования.

Изменения и дополнения вносятся в 3 кодекса (Бюджетный, Предпринимательский, Налоговый) и 6 Законов («О государственной адресной социальной помощи», «Об обязательном социальном страховании», «О пенсионном обеспечении», «Об обязательном социальном медицинском страховании», «О занятости населения», «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»).

Первое, системные меры по легализации деятельности неформально занятых, путем внедрения единого совокупного платежа.

Второе, единое определение «занятое лицо», и «независимый работник», а также категорий, относящихся к занятому населению.

Третье, унифицировать категории плательщиков в законах о социальном страховании, обязательном социальном медицинском страховании и пенсионном обеспечении.

Справочно: По итогам второго квартала 2018 года численность занятого населения составила 8,6 млн. человек, в том числе 6,5 млн. наемных работников и 2 063 тыс. самостоятельно занятых.

В экономике республики из общей численности занятых 16% являлись неформально занятыми (1 376 тыс. человек), из них наемные работники, которые работают без оформления трудовых договоров, составляют порядка 800 тыс. человек и самостоятельно занятые - 588 тысяч человек.

Как показывает текущая ситуация, неформальной занятости способствуют такие факторы как сложная процедура регистрации и снятия с учета в налоговых органах, наличие многочисленных платежных систем и сложность определения налогового режима.

Для легализации деятельности неформально занятых предлагается введение Единого совокупного платежа (далее - ЕСП), предусматривающий упрощенный порядок регистрации в налоговых органах.

ЕСП будет распространяться на физические лица, осуществляющие деятельность с целью получения дохода, при соблюдении следующих условий:

1) не используют труд наемных работников;

2) выполняют работы, оказывают услуги для физ. лиц;

3) реализуют сельскохозяйственную продукцию от эксплуатации личного подсобного хозяйства для потребления физическим лицам.

ЕСП не будет распространяться на:

1) физические лица, оказывающие услуги на территории коммерческих объектов недвижимости, включая торговые объекты;

2) лиц, предоставляющих в аренду (имущественный найм) имущество, за исключением жилища;

3) лиц, занимающихся частной практикой;

4) иностранцев и лиц без гражданства, за исключением оралманов;

5) лиц, имеющих государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом, предельный доход за календарный год не должен превышать 100 МЗП (2 969,8 тыс. тенге в год, 247,4 тыс. тенге в месяц в 2019 году).

Уплата ЕСП позволит не только зарегистрировать неформальную деятельность, но также участвовать в системе обязательного медицинского и социального страхования, пенсионного обеспечения.

Для плательщиков ЕСП будут определены более низкие ставки по налогу и социальным платежам, нежели в общем режиме. При этом, размер ЕСП будет фиксированным, то есть не надо самостоятельно исчислять суммы взносов в различные социальные фонды.

Определены:

1) размеры Единого совокупного платежа в городах республиканского значения, столицы и областного значения - 1 МРП (2 525 тенге - в 2019 году), в других населенных пунктах - 0,5 МРП (1 263 тенге - в 2019 году);

2) сроки внедрения Единого совокупного платежа на 5 лет;

3) доли Единого совокупного платежа составят:

- 10 % на индивидуальный подоходный налог;

- 20 % - социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования;

- 30 % - пенсионные выплаты в Единый накопительный пенсионный фонд;

- 40 % - отчисления в Фонд обязательного социально-медицинского страхования.

Единый совокупный платеж предполагается ввести с 1 января 2019 года до 31 декабря 2023 года.

В результате введения ЕСП предусматривается формализация деятельности 500 тысяч человек из числа неформально занятых, а также ожидается переток 65,4 тысяч плательщиков из действующих налоговых режимов на основе патента и упрощенной декларации.

Таким образом, ЕСП будут охвачены физические лица, оказывающие услуги исключительно физическим лицам и реализующие излишки от личного подсобного хозяйства (ЛПХ) физическим лицам.

Для остальных категорий граждан сохраняется действующий порядок уплаты налогов и социальных платежей.

В целом, введение ЕСП для неформально занятых позволит:

участвовать в системе обязательного социального медицинского страхования и получить доступ к медицинским услугам, неограниченным по сумме и видам, с правом выбора медицинского учреждения;

участвовать в накопительной пенсионной системе и получение базовой пенсионной выплаты в зависимости от стажа участия в системе;

получить социальные выплаты в случаях утраты трудоспособности, потери работы, потери кормильца, беременности и родов, усыновления или удочерения ребенка, ухода за ребенком до 1 года.

В действующем Законе «О занятости населения» отсутствует определение «занятых лиц», а определение «самостоятельно занятые лица» всего лишь перечисляют категории самостоятельно занятых, согласно статистической классификации Международной организации труда.

Кроме того, в законодательстве имеется различное толкование понятия «самостоятельно занятое лицо».

Для единообразного применения вышеуказанных терминов в Законе «О занятости населения» предлагаются следующие определения:

Занятое лицо - физическое лицо, осуществляющее деятельность за оплату (или) извлечения дохода, путем использования имущества, производства товаров, продажи товаров, оказания услуг;

Независимый работник - физическое лицо, самостоятельно осуществляющее деятельность по производству (реализации) товаров, работ и услуг с целью извлечения дохода, за исключением индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, учредителей (участников, акционеров) хозяйственного товарищества и акционерного общества, членов производственного кооператива;

Наемный работник - наемный работник - физическое лицо, выполняющее работу по трудовому договору либо физическое лицо, осуществляющее деятельность по договору гражданско-правового характера, в котором распорядок и оплата за проработанное время либо единицу произведенного товара либо за оказанные услуги определяются заказчиком.

Законопроектом пересмотрены категории занятого населения, содержащие основные признаки, включающие форму деятельности физических лиц, источники получаемого ими дохода и место работы.

Таким образом, по сравнению с действующей регламентацией занятого населения предлагается более широкая категоризация занятых лиц, в число которых включены категории занятых лиц.

Отсутствие в законодательстве четкой классификации занятого населения привело к возникновению расхождений в категориях плательщиков.

Наряду с введением плательщиков ЕСП, унифицированы плательщики социальных платежей и взносов в законах «Об обязательном социальном медицинском страховании», «Об обязательном социальном страховании» и «О пенсионном обеспечении».

Справочно: Так, частный судебный исполнитель, частный нотариус, профессиональный медиатор, адвокат объединены в одну категорию - лица, занимающиеся частной практикой (приводится в соответствие с определением в Налоговом Кодексе).

 

 

5 октября 2018, 16:20
Источник, интернет-ресурс: Министерства труда и социальной защиты населения РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript