Статистический анализ Закона РК от 15 июля 2010 года № 339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» (по состоянию на 20 декабря 2018 года) (Карахожаев О.С., старший научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК) (©Paragraph 2018 / 5.0.2.48)

Статистический анализ
Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года № 339-IV
«Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан
и деятельности авиации»[1]
(по состоянию на 20 декабря 2018 года)

 

Карахожаев Олжас Суюндикович

старший научный сотрудник Центра правового мониторинга

Института законодательства Республики Казахстан

 

На сегодняшний день развитие воздушного транспорта и авиации в Казахстане является одним из основных направлений государственной политики.

В ежегодных посланиях Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана, а также иных программных документах неоднократно указывается  о целесообразности всестороннего развития сферы транспорта. Так, Главой государства в Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» отмечается необходимость решения задачи по повышению эффективности транспортно-логистической инфраструктуры в целях вхождения Казахстана в число лидеров нового мира. Также 5 октября 2018 года Президент РК

Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» четко обозначил необходимость усиления работы по развитию транспортно-логистического и других секторов услуг.

Кроме того, в Программе Президента РК «План нации - 100 конкретных шагов», которая была утверждена 20 мая 2015 года, указывается необходимость интеграции Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки, запуска проекта по созданию мультимодального транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор», который позволит осуществить беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу (шаг 65); создания международного авиационного хаба (шаг 66); развития авиаперевозчика «Эйр Астана» и национальной компании «КТЖ» как крупных международных операторов (шаг 67); а также улучшения эффективности государственного регулирования авиаперевозок для повышения привлекательности авиатранзита через Казахстан.

Более того, Указом Президента РК от 13 января 2014 года № 725 была утверждена Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года, которая также охватывает вопросы развития авиации в республике. В частности, это такие направления, как создание на территории Казахстана современной транспортно-логистической системы, увеличение грузопотоков по территории Республики Казахстан и координация работы всех видов наземного, морского и воздушного транспорта и др.

Следовательно, реализация вышеназванных задач требует постоянного совершенствования казахстанского законодательства в сфере воздушного пространства и деятельности авиации, что в свою очередь окажет мультипликативное влияние на экономику страны, роста торговли, повышение качества и уровня жизни людей и т.д.

Для того чтобы выявить закономерности в его развитии, было проведено исследование с использованием статистических методов, которые способствовали выявлению динамики изменений норм, однако они не описывают ее причины.

Предметом исследования выступает Закон Республики Казахстан «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» от 15 июля 2010 года № 339-IV (далее - Закон).

Закон направлен на охрану жизни и здоровья человека, окружающей среды, интересов государства, обеспечение безопасности полетов воздушных судов и удовлетворение потребностей экономики Республики Казахстан, физических и юридических лиц в авиационных услугах.

Закон регулирует общественные отношения, связанные с использованием воздушного пространства Республики Казахстан и деятельностью авиации, и определяет порядок использования воздушного пространства и деятельности авиации.

 

 

1. Общие положения

 

Начиная с 15 июля 2010 года по 20 декабря 2018 года (102 месяца), изменения и дополнения в Закон внесены 31 законами. При этом наибольшее количество поправок в Закон вносились на отрезке 2014 - 2018 годов. В этот период законодательная активность в сфере использования воздушного пространства и деятельности авиации совпадает с общей тенденцией интенсивности законотворчества (Диаграмма 1).

Общая динамика принятия законов, вносящих изменения и дополнения, подчиняется собственным закономерностям и практике внесения изменений и дополнений в Закон при разработке и принятии законов, предусматривающих совершенствование законодательства в сфере воздушного пространства и деятельности авиации.

Средний период стабильности данного Закона равен значению 3,3[2], из чего следует, что в среднем в закон вносились поправки 1 раз в 3 месяцев и 3 дня.

 

Диаграмма 1

 

Статистический анализ Закона РК от 15 июля 2010 года № 339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» (по состоянию на 20 декабря 2018 года) (Карахожаев О.С., старший научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК)

 

Анализ изменений Закона по месяцам 2011-2018 годов показал, что наибольшее количество законов принято в июле (7 законов), январе (6 законов) декабре (5 законов) (Таблица 1).

Таблица 1

 

 

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

2011

1

-

1

-

-

-

1

-

-

1

-

-

4

2012

-

-

-

1

-

-

1

-

-

-

-

-

2

2013

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

2

2014

1

-

-

1

1

-

1

-

1

-

-

1

6

2015

1

-

-

-

-

-

-

-

-

2

-

2

5

2016

1

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

1

3

2017

1

-

-

-

1

1

2

-

-

-

-

1

6

2018

1

-

-

-

1

-

-

-

-

1

-

-

3

Всего

6

-

1

3

3

1

7

-

1

4

-

5

31

Статистический анализ Закона РК от 15 июля 2010 года № 339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» (по состоянию на 20 декабря 2018 года) (Карахожаев О.С., старший научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК)

Период стабильности Закона между принятием законов, которыми вносились изменения и дополнения в минимальном значении составляет 1 день, в максимальном 11 месяцев и 23 дня (Таблица 2).

Значение периода стабильности Закона равное 1 дню, означает, что период времени между принятием двух законов, которыми вносились поправки в правовой акт, составляет 24 часа.

Максимальный период стабильности составляет почти 1 год, что означает отсутствие каких-либо изменений и дополнений в Закон в течение 11 месяцев и  23 дня.

Факты одновременного принятия законов о внесении изменений и дополнений были выявлены в 2013, 2015, 2016, 2017 и 2018 годах. Так, в 2013 году были приняты два закона о внесении изменений и дополнений 3 и 4 июля, между принятием законов прошел всего 1 день. Аналогичная ситуация была и в 2015 году (3 и 4 декабря).

В 2015-2018 гг. было принято 17 закона вносивших изменения и дополнения в текст Закона. При этом были приняты законы с разницей с 2-х до 27 дней.

 

Таблица 2

 

 

от

1 до

10 дней

от

10 дней до 1 мес.

от

1 до

3 мес.

от

3 до

6 мес.

от

6 до

9 мес.

от

9 до

12 мес.

Всего

2011

-

-

1

3

-

-

4

2012

-

-

1

-

1

-

2

2013

1

-

-

-

-

1

2

2014

-

-

4

2

-

-

6

2015

3

-

1

-

-

1

5

2016

-

1

-

1

1

-

3

2017

1

2

1

1

1

-

6

2018

1

-

-

2

-

-

3

 

 

2. Статьи анализируемых законов, наиболее часто подвергавшихся изменениям

 

Проанализировав статьи указанного Закона, следует отметить, что основным содержанием данных законов являлось не введение новых норм, а изменение ранее принятых.

Общее количество глав - 15, статей - 133, из них: подвергшихся изменениям - 82 (2 главы, 80 статей), дополнены - 22 статьями (Таблица 3, диаграмма 2).

 

Диаграмма 2

 

Статистический анализ Закона РК от 15 июля 2010 года № 339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» (по состоянию на 20 декабря 2018 года) (Карахожаев О.С., старший научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК)

 

Таблица 3

 

Глава

Заголовок главы

Количество законов

Главы, в которые поправки внесены 1 законом:

Глава 2

Государственное регулирование и контроль в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации

1

Глава 11

Действия или деятельность, влияющие на безопасность полетов

1

 

Статья

Заголовок статьи

Количество законов

Статьи, в которые поправки внесены 4 и более законами:

Статья 1

Основные понятия, используемые в настоящем Законе

7

Статья 10

Государственный контроль и надзор за деятельностью авиации

4

Статья 13

Компетенция Правительства Республики Казахстан в области использования воздушного пространства и деятельности авиации

6

Статья 14

Компетенция уполномоченного органа в сфере гражданской авиации в области использования воздушного пространства и деятельности авиации

10

Статья 15

Компетенция уполномоченного органа в сфере государственной авиации в области использования воздушного пространства и деятельности авиации

5

Статья 16-6

Государственный авиационный инспектор

4

Статья 44

Сертификация экземпляра гражданского воздушного судна

4

Статья 47

Допуск к эксплуатации и поддержание летной годности воздушных судов

4

Статья 54

Профессиональная подготовка и допуск к видам деятельности авиационного персонала гражданской авиации

5

Статья 76

Основные положения в сфере коммерческих воздушных перевозок

4

Статья 80

Распределение международных и субсидируемых авиамаршрутов для регулярных воздушных перевозок

4

Статья 90

Деятельность, которая может представлять угрозу безопасности полетов

4

Статья 106

Службы авиационной безопасности

4

 

Анализ законодательных актов, которыми вносились поправки в Закон, показал, что наиболее частым изменениям подвергалась статья 14 Закона, закрепляющая компетенцию уполномоченного органа в сфере гражданской авиации в области использования воздушного пространства и деятельности авиации. В нее 10 раз вносились изменения в разное время в течение 7 лет (с 2011 г. по 2018 г.).

 

 

3. Выводы:

 

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что анализируемый Закон является нестабильным.

Динамика внесения изменений и дополнений в Закон обусловлена общей активностью принятия законов и политикой развития воздушного транспорта и авиации в Казахстане, проводимой в соответствии со стратегическими направлениями развития Казахстана (ежегодных посланиях Президента РК народу Казахстана, План нации - 100 конкретных шагов по пяти институциональным реформам и др.).

 


[1] Исследование проведено на основе данных Информационно-правовой системы нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет»

[2] Средний период стабильности - длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения. Среднее значение периода стабильности определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах, на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения.

29 декабря 2018, 16:22
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript