Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Маслихаты станут ареной борьбы между политическими партиями

Маслихаты станут ареной борьбы между политическими партиями.

Как известно, 9 февраля был подписан закон, который впервые создает основу для внедрения местного самоуправления. В преддверии юбилея партии «Нур Отан» хотелось бы узнать, будут ли теперь партии активно работать в регионах? Станет ли местное самоуправление действующей ареной партийной конкурентной борьбы? Мы попросили ответить на наши вопросы депутата мажилиса парламента РК, руководителя рабочей группы по проекту закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления» Мурата Абенова.

- Мурат Абдуламитович, решение о принятии закона принималось еще в докризисные времена. Сейчас экономическая ситуация кардинально изменилась. Не кажется ли вам, что в период экономических проблем трудно проводить децентрализацию, так как регионы сильно зависимы от решений центральных органов. Может, нужно отложить такие реформы до лучших времен?

- Это очень принципиальный вопрос. Я уверен, что экономический кризис не дает нам повода снижать темпы реформ или задумываться о серьезном пересмотре курса развития. Обратите внимание, что вот уже 12 лет при любых внешних факторах логика всех проводимых политических и экономических реформ в нашей стране проводится в строгих рамках стратегии развития Казахстана до 2030 года. Мы применяем различную тактику, но не меняем стратегические цели. Для достижения основного приоритета - повышения благосостояния населения через устойчивый экономический рост - сделан выбор в пользу рыночной экономики. А значит, мы должны понимать, что кризис - это неприятное, но, к сожалению, закономерное проявление цикличности современных экономических процессов. Пора привыкнуть к мысли, что за периодом бурного роста, который мы все наблюдали (рост по 10 процентов ВВП в год), обязательно следует спад. Своевременные и качественные реформы помогают сделать эти переходы менее болезненными.

Более того, мировая практика показывает, что периоды кризисов повышают результативность проводимых реформ. Во-первых, сложная экономическая ситуация обнажает самые острые проблемы и выявляет ошибочные решения, скрытые в благополучные времена. Во-вторых, ограниченность ресурсов заставляет принимать наиболее оптимальные решения. Этому способствует и пристальное, зачастую критическое внимание общества к действиям властей. При этом руководитель любого уровня может доказать свою легитимность только эффективной работой и реальными результатами. И в-третьих, в эти периоды легче преодолевать политическое сопротивление преобразованиям. В такой ситуации альтернативы продолжению начатых реформ нет. Любая отсрочка до лучших времен грозит долгим застоем после кризиса: в условиях усилившейся конкуренции между странами за обмельчавший поток инвестиций, за товарные рынки выживут наиболее реформированные экономики.

- Мы видим, что кризис уже даже не в прихожей, а вовсю хозяйничает в покоях. У нас практически нет времени на внедрение новой системы местного самоуправления. Требуется срочно реализовывать антикризисные мероприятия. Закономерно, что звучат вопросы о том, что не лучше ли в этот период опираться на проверенных акимов?

- Кризис еще раз подтвердил постулат, что сначала экономика, а затем политика. Мы живем не от выборов к выборам, а в зависимости от инвестиционных экономических циклов. Каждый цикл требует соответствующей стоящим задачам системы управления. Бесспорно, что в период построения основ рыночной экономики строго централизованная система, когда в регионах на всех уровнях исполнительную власть осуществляют акимы, себя полностью оправдала. Президент страны Н. Назарбаев в своей книге «Казахстанский путь» отмечал, что «в транзитный период для либерализации экономики необходима жесткая политическая конструкция и дисциплина в обществе». При этом он подчеркивал, что усиление исполнительной власти имеет системные недостатки. Главный из них - коррупция. При снижении контроля со стороны представительных органов назначенцы из центра зачастую превышают должностные полномочия. Осознанно идя на жесткую централизацию, в последующем предполагалось вернуться к децентрализации через создание институтов местного самоуправления.

При этом рационально организованное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе и повышать доверие населения к власти. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.

- Какой же принцип взаимодействия властей был выбран? Может, есть схожая модель в какой-либо стране?

- Универсальных законов не бывает. Даже Европа, объединившись, имеет в каждой стране свою систему. Они приняли Хартию о местном самоуправлении, на которую все ориентируются. Кстати, наш закон принимался с учетом основных принципов этой хартии. При работе над законопроектом большую помощь оказывали эксперты от Европейского союза. Мы в течение полугода изучали самый современный европейский опыт. И не только достижения, но и допущенные ими ошибки.

Ну а модель получилась уникальная - казахстанская, учитывающая особенности и уровень нашего развития. Например, стоял вопрос: или создавать совершенно новую автономную систему местного самоуправления параллельно действующим маслихатам и акиматам, или, не ломая оправдавшую себя систему местного государственного управления, создать на ее основе систему местного самоуправления. В результате удалось избежать создания дублирующих друг друга структур. Местное и государственное управление будут действовать в едином правовом пространстве, как и должно быть в унитарном государстве. Теперь конкретно определено, что основой местного самоуправления станут маслихаты, которые полностью оправдали себя как дееспособные представительные органы, избранные населением непосредственно на основе свободного, тайного, прямого и всеобщего голосования. При этом одновременно повышается и их роль в сложившейся иерархии местного государственного управления. Так, дополнительно наделяя акимов исполнительными функциями местного самоуправления, введена норма их назначения только с согласия маслихатов. При этом депутаты имеют право заслушивать отчеты акимов и местных исполнительных органов. Упрощается и процедура выражения маслихатом недоверия акиму: ранее оно могло быть принято двумя третями голосов депутатов маслихата, а теперь достаточно простого большинства голосов. Как и прежде, маслихаты утверждают бюджет, заслушивают отчет о его исполнении, принимают региональные программы развития. Я думаю, одной из важных мер повышения роли маслихатов является укрепление ревизионных комиссий в соответствии с новым Бюджетным кодексом, ставших независимыми органами внешнего контроля за местным бюджетом. Создаются их аппараты, которые будут осуществлять проверки законности и результативности использования бюджетных средств в исполнительных органах.

В то же время для усиления подотчетности депутатов маслихатов перед избравшими их членами местных сообществ, кроме предусмотренного законом механизма отзыва депутата за систематическое неисполнение своих полномочий, предусмотрена не менее чем один раз в год обязательная отчетность перед избирателями.

По сути, мы модернизировали существующее государственное управление, основываясь на сильных сторонах действовавшей системы. Не стали ломать до основания, чтобы затем…

Централизация, конечно, была необходима для проведения радикальных реформ, но в дальнейшем она делает государство менее конкурентоспособным, так как одной из ее характеристик является снижение социальной активности на местах. Особенно это чувствуется в кризисный период. Мы видим, что проблемы у территорий похожи, но пути выхода каждый регион должен находить сам, в зависимости от местных условий. Центр должен помогать деньгами, координировать действия и стимулировать инновационную инициативу граждан.

- Новая схема взаимодействия властей на местах смотрится вполне логичной и жизнеспособной. Но, как вы сами сказали, во время кризиса местное самоуправление, чтобы доказать свою легитимность, должно показать реальные результаты.

- Да, на раскачку у местного самоуправления времени нет. Важной особенностью послания президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, озвученного 6 марта текущего года, является то, что впервые в реализации мероприятий наряду с местным государственным управлением будут задействованы органы местного самоуправления.

Как известно, новый план дальнейшей модернизации экономики предполагает основную часть поставленных задач по обеспечению стратегии занятости и переподготовки кадров, реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов, поддержке малого и среднего бизнеса осуществлять на региональном уровне. Принято решение выделить значительные средства для решения проблем местного значения областям, районам и аулам на реконструкцию и модернизацию коммунальных сетей, строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, а также обновление социальной инфраструктуры, прежде всего школ и больниц.

Такие подходы для решения региональных задач были определены еще в предвыборной платформе 2007 года НДП «Нур Отан». Основная идея в том, что проблемы местного значения должны решаться местными органами, которые лучше всех могут справиться с этим. Только самостоятельные смелые и ответственные решения органов местного самоуправления в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти смогут обеспечить задачу жесткой экономии и строжайшей финансовой дисциплины.

- А хватит ли полномочий местному самоуправлению для решения сложных задач? Сможет ли этот закон активизировать социально-экономические и политические процессы в регионах?

- Принятие этого и других законов проходит в русле общей концепции наших долгосрочных стратегических планов. Как вы заметили, законы идут не поодиночке, а как бы комплексно, «единым пакетом». Нынешний цикл развития требует переноса значительной части реформ из центра в регионы. Соответственно были внесены изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы. Это снижение налогов для малого и среднего бизнеса и поддержка сельского хозяйства. Вводится трехлетнее планирование развития регионов, что дает возможность ориентироваться не на освоение бюджетных средств, а на конечный результат. Внедрен новый подход, когда деньги расходует не центр, а регионы. Измененный закон о госзакупках предполагает поддержку местных товаропроизводителей. Либерализация выборного законодательства и закона о политических партиях тоже предполагает активизацию политических процессов в регионах. Такой комплексный подход должен помочь активизировать все процессы в регионах.

- Так вы думаете, что с введением местного самоуправления партии начнут активную работу в регионах?

- Если считать за аксиому, что партии создаются для того, чтобы добиться власти, то так и должно быть. Конечно, возникает вопрос достаточности ресурсов. Я не имею в виду только финансовые, для регионов более важны человеческие ресурсы. Там долго на «голом» пиаре, пресс-конференциях и «круглых столах» не протянешь. Я работал в регионе и знаю, что многие партии с громкими именами даже не имеют действующих областных подразделений, не говоря о районных или сельских. Активизация идет только во время выборов в мажилис. Лишь несколько партий, в том числе и «Нур Отан», проводят полноценные избирательные кампании в регионах. Соответственно этому и результаты. Ну а теперь, когда поменяли законы и местные выборы дают реальную возможность влияния на местную власть, когда значительные финансовые потоки идут в регионы, появляется стимул побороться за избирателя. Мандат депутата маслихата стал теперь еще весомее. Опыт развитых стран показывает, что региональные выборы являются ареной серьезной политической борьбы. Я недавно был в Чехии, знакомился с их системой местного самоуправления. И не мог сначала понять, вроде Гражданская демократическая партия составляет большинство в парламенте, но при этом глава правительства, представляющий эту же партию, отправлен в отставку. Логика стала понятной, когда мне представители Социал-демократической партии объяснили, что они выиграли большинство в региональных выборах и накопили по крупицам достаточные ресурсы для оказания влияния на центральную власть. Может, и у нас с региональных выборов начнется настоящая многопартийность.

Аян БАТЫРБЕКОВ, Астана


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...