Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Экономист считает, что сильный удар, шок должен вызывать стремление объединиться

Операция «Кооперация»


Известный российский экономист, президент российского института «Общественный договор» Александр Аузан вместе с российскими и казахстанскими экспертами разработали и предложили ряд комплексных мер по улучшению институциональной среды для развития предпринимательства в Казахстане. Проще говоря, эксперты предложили конкретные наработки и ноу-хау в преодолении преград, мешающих в нашей стране малому и среднему бизнесу РК. Рецепты доктора экономических наук Аузана были озвучены на заседании общественного-консультативного совета при фонде национального благосостояния «Самрук-Казына». Некоторые предложения, озвученные доктором, действительно выглядят очень необычно, а его фразы о необходимости «дружбы с бюрократическими группами значительной силы» и вовсе обезоруживают отечественных предпринимателей. «Литер» предлагает выдержки из выступления Александа Аузана в фонде национального благосостояния «Самрук - Казына».

Доктор экономических наук Александр Аузан признает тот факт, что Казахстан продемонстрировал один из самых высоких темпов экономического роста на постсоветском пространстве. До начала проблем в глобальной экономике. Однако нынешний кризис обострил выбор между тактическими задачами и стратегическими шагами в ситуации ограниченных ресурсов.

О позитивной реинтеграции

Ясно одно (здесь и далее - прямая речь Александра Аузана. - Ред.): кризис не должен отменять предыдущих стратегических решений, но выбор стратегии развития должен работать и на улучшение настоящего. Так что вопрос модернизации экономики не снимается, наоборот, это становится критерием отбора антикризисных мер в государстве.

Накануне финансового кризиса эксперты Всемирного банка с успехом презентовали анализ развития 13 государств мира в течение последних 25 лет. В разработку попали страны не по политическому развитию, а по экономическим показателям, были взяты те страны, которые показали темпы роста не менее 8 процентов в год. Общее, что обнаружилось, - все эти страны продемонстрировали общенациональный консенсус по поводу долгосрочных целей развития.

Надо понять, что малый и средний бизнес (МСБ) - это не только объект модернизации, но и субъект, который привносит новые инновационные схемы, демонстрирует более тонкую адаптацию к потребителю. МСБ должен создавать новые рынки, производить широкий спектр товаров и услуг, стабилизировать социальную ситуацию, способствовать повышению общей эффективности. Тогда результаты работы МСБ будут являться положительными внешними эффектами для прочих общественных групп.

Подчеркну: модернизация не может полностью реализоваться только государством. Это малоперспективный путь. Модернизация, реализуемая путем взаимодействия государства, бизнеса и общества, позволяет решать задачи устойчивого развития страны.

О дебюрократизации

Боюсь, что углубление дебюрократизации даст только отрицательный эффект. Ведь что такое административные барьеры? Это издержки исполнения правил. Если мы полностью ликвидируем издержки, мы ликвидируем систему правил, и это вызовет недобросовестную конкуренцию. Начнут выигрывать мошенники, как это было в начале 90-х годов. Нам же надо повышать результативность МСБ. Об этом и надо думать. Поэтому полагаю, что МСБ должен взаимодействовать не только с государством, но и с различными общественными группами, и это повысит работу МСБ. Бюрократов нельзя рассматривать как источник издержек. Это источник услуг и правил. Без их услуг и правил конкурентная среда работать не будет.

О пяти принципах позитивной реинтеграции

Первый принцип - это принцип включенного третьего. То есть обсуждение и принятие любых мер в отношении МСБ должно осуществляться только в системе многосторонних взаимодействий бизнеса, власти и общества. Это не треугольник, это намного большее количество заинтересованных в переговорах сторон.

Второй принцип: «кооперация + конкуренция» = «кооперенция». Необходима система стимулов для сторон, которая будет создавать пространство для кооперации и конкуренции экономических субъектов. В результате - минимизация ухудшающего отбора и оппортунистического поведения.

Третье. Принцип коллективного действия - инвестиции в равновесие. Необходима законодательная поддержка негосударственных субъектов для повышения их переговорной силы, преодоления атомизированности, компенсации издержек коллективных действий.

Четвертое. Принцип разумной компенсации. Перед внедрением правил надо выявлять потенциально проигрывающие группы, способные оказать деятельное сопротивление, и определять разумный размер и форму компенсации для снижения стимулов к противодействию. Понятно, что МСБ имеет дело с бюрократическими силами значительной силы, и мы должны учитывать их интересы. Надо создавать условия для этих групп, когда они могут переключиться на новые виды деятельности, - я говорю о расщеплении их властных полномочий и хозяйствующей деятельности.

Пятое. Принцип внедрения (инфорсмента). Необходима специально разработанная программа внедрения - система контрольных и «корректирующих» мер, формирующая в результате новую модель поведения участников рынка.

О гражданском аудите по принципу радиации

Мы подготовили концепции нормативных актов, нацеленных на улучшение среды для предприятий МСБ в ряде областей. Хотелось бы выделить одно. Вот говорят, что банки помогут МСБ. Но через банковскую систему МСБ помочь невозможно (речь идет больше о малом бизнесе). Есть различные общества взаимного кредитования, сельские финансовые кооперативы, где существует круговая порука, взаимное доверие, и можно помогать МСБ через такие структуры. Эффект будет многократный и позитивный.

Что касается гражданского аудита, мониторинга функций государственных органов, то этого, понятно, никто не любит. Но здесь действует принцип радиации, то есть чиновники этого и не заметят. А через некоторое время можно положить на стол доклад об их деятельности, который выявит массу вещей. Уверен, что обнажатся вещи, которые не приносят конкретные доходы каким-либо группам лиц. Это просто наросшие издержки, через которые, тем не менее, МСБ трудно пробиться и ликвидировать глупости, которые накапливаются во многих госструктурах практически во всех государствах мира.

О кризисе в Казахстане

В кризисе есть фазы, когда любые меры правительства могут быть оправданны. В кризисе одного нельзя делать - бездействовать. Сейчас многие признают, что нельзя было накачивать деньгами биржи. Да, это было не совсем верно, но никто не мог сидеть и думать об этом заранее. Кризис должен стать началом старта инноваций. В США антикризисная программа властей делает упор на модернизацию. Они банкротят «Дженерал Моторс» не потому, что его поддержать нельзя. Поддержать можно, но модернизировать нельзя.

На мой взгляд, если наши страны намерены не ждать, а двигаться, модернизационные проекты должны появляться. Напомню, что кризис - не трагедия. Это, как говорил Карл Маркс, есть болезненная форма уничтожения диспропорций. Кризис как рентген выявляет, что надо поддержать, а что надо капитально лечить. Я не знаю подробно казахстанские детали, но уверен, что кризис дает ту рентгенограмму, по которой и надо действовать.

Об омбудсмене по правам бизнеса и объединении бизнесменов РК

Я поддерживаю идею казахстанских коллег о введении должности омбудсмена по правам бизнеса в стране. Готов продвигать ее как очередную казахстанскую пионерскую идею. Омбудсмен нужен тогда, когда есть большая асимметрия, когда люди не могут сами себя защитить. С МСБ как раз такая ситуация. Омбудсмен получит полномочия, с помощью которых он сможет остановить опасные законопроекты, доложить президенту напрямую о том потоке жалоб, который не доходит до власти.

Поддерживаю идею и об объединении бизнесменов Казахстана. Такая организация может заниматься разработкой стратегии действий, лоббировать интересы разных групп. Это очень хорошо, что в стране возникнет не- сколько сильных организаций, которые будут сотрудничать и немного конкурировать между собой.

О слиянии фондов «Самрук» и «Казына»

Вам виднее, насколько тяжело нести разные организационные издержки. Но то, что кризис дает толчок к консолидации, - это факт. Это касается и бизнеса на конкретных рынках, и различных ведомств в правительстве.

Сильный удар, шок вызывает стремление делать что-то вместе, прижаться к спине друг друга, где-то объединить активы, поэтому решение об объединении «Самрук» и «Казына» выглядит оправданным. Понятно, что это разные институты развития, которые заточены на разных задачах, но поскольку кризис продлится не три месяца, на данном этапе это правильное решение.

Подготовила Жазира ЖАКИМ, Астана


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...