Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Качество - цель и критерий

«Кризисы приходят и уходят, а наши независимость, национальная идея, благополучие наших поколений остаются незыблемыми на века». Эта идея Главы государства, высказанная в Послании народу Казахстана, и сегодня, и через много лет не потеряет свою актуальность. Потому что это — киты, на которых держится страна. Во многих своих выступлениях Президент подчеркивал: «Образованная молодежь — будущее страны». Образование является одним из основных направлений Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Укрепить независимость, сделать Казахстан одной из самых цивилизованных стран мира, построить светлое будущее по силам только высокопрофессиональным, любящим свою родину и народ молодым людям. А для того чтобы достичь этой цели, необходимо повышать качество образования, улучшать работу по патриотическому воспитанию молодых. Эта идея, несущая в себе глубокий смысл, должна стать отправной точкой в деятельности каждого работника сферы образования.

За последние годы под руководством министра образования и науки РК Жансеита Туймебаева сделано немало для повышения качества образования. Во-первых, принят новый закон об образовании. Впервые в него включена норма об обязательной аттестации учителей. Однако благодаря усилиям некоторых чиновников нововведение отложено на один год. Между тем во многих учебных заведениях, особенно на селе, из-за нехватки учителей не преподаются некоторые предметы. Часто уроки по дисциплинам с малой часовой нагрузкой ведут специалисты, не имеющие к этому отношения. В иных школах встречаются и такие горе-педагоги, которые плохо знают свой предмет, а порой и вовсе малограмотные. Считаю, что незамедлительное проведение аттестации учителей станет одним из путей решения проблемы.

Во-вторых, в 2007 году проведена оптимизация системы частных высших учебных заведений, разросшихся в последние годы как грибы по всей стране. В результате материально-техническая база многих частных вузов значительно укрепилась, улучшилось качество образования.

В-третьих, наконец уделено внимание оставшимся без присмотра с советских времен учебным заведениям, дающим начальное и среднее профессиональное образование: в составе Министерства образования и науки был образован департамент технического и профессионального образования. Принята госпрограмма развития этой сферы на 2008—2012 годы. На эти цели государством выделяются значительные финансовые средства.

В-четвертых, министерством в 2008 году единое национальное тестирование было проведено организованно и честно. Это вселило как в выпускников, так и в их родителей надежду на то, что, получив качественное среднее образование, молодые люди могут продолжить обучение в вузе за счет государственных средств.

В-пятых, в 2007—2008 годах по результатам проверки работы диссертационных советов Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК не соответствующие требованиям диссоветы были закрыты, а некоторые — объединены. В итоге оптимизации количество диссертационных советов сократилось на 30 процентов. Этот шаг, несомненно, послужил повышению ответственности как ученых-соискателей, так и самих диссоветов, способствовал улучшению качества научных трудов.

В-шестых, в нынешнем году по инициативе Главы государства с целью облегчения последствий мирового финансового кризиса и материальной поддержки студентов, успевающих на хорошо и отлично, выделены тысячи государственных грантов и кредитов. Это, несомненно, повышает заинтересованность молодежи в высшем образовании и их патриотическое самосознание.

По моему глубокому убеждению, есть утверждения, которые не требуют доказательств: первое, что необходимо человеку для полноценной жизни, это здоровье, второе — образование. Для того чтобы студенты получали соответствующие требованиям госстандарта знания и воспитание, необходимо усилить требования лицензирования и назначать руководителями учебных заведений людей, соответствующих этой должности по своим квалификации, деловым качествам, умеющих принимать обдуманные решения, людей, способных стать примером для студентов и коллег, неравнодушных к судьбам своих воспитанников, к судьбе страны, порядочных и не испачканных коррупцией. Только тогда в учебных заведениях могут произойти позитивные изменения. Основываясь на своем многолетнем педагогическом, руководящем, да и жизненном опыте, хочу высказать ряд предложений по повышению качества образования и воспитания молодежи.

Первое. Необходимо установить прямое вертикальное подчинение учебных заведений всех уровней, а также передать полномочия по решению вопросов кадровой политики и финансов Министерству образования и науки. Сегодня вузы подведомственны МОН РК и финансируются им напрямую. Поэтому учебно-воспитательный процесс в них поставлен на должном уровне. А колледжи, профессионально-технические и средние школы финансируются из местных бюджетов, средств в которых, как известно, не всегда хватает. В итоге страдают материальная база и качество образовательных услуг некоторых районных, городских учебных заведений. Самое главное, не выдерживает никакой критики кадровая политика. Органом, уполномоченным на реализацию образовательной политики и отвечающим за ее результаты, является Министерство образования и науки. Поэтому, если мы хотим видеть молодежь всесторонне образованными, воспитанными гражданами, нам следует переходить к централизованно-вертикальной системе управления образованием. Это, безусловно, повлечет позитивные изменения и в кадровой политике.

Второе. Думаю, необходимо создать Комитет начального и среднего профессионального образования в составе МОН РК, а в областях и городах соответственно областные и городские управления. Такая практика уже имела место в нашей системе образования: колледжи (техникумы) были подведомственны министерству, а профтехшколы (училища) относились к областным управлениям образования. Позже по разным причинам ПТШ и колледжи были переданы в ведение областных управлений.

В Южно-Казахстанской области, например, образовательную деятельность осуществляют 26 профтехшкол и 65 колледжей (16 из которых — государственные). Руководство этими профессиональными учебными заведениями осуществляется одним отделом управления образования области и одним курирующим замом. В профтехшколах области обучаются 12 689 учащихся, в колледжах — 66 119 студентов. Прибавьте к этому по сотне преподавателей и сотрудников в каждом коллективе. Таким образом, огромной армией студентов и педагогов руководят пять-шесть сотрудников управления образования. В такой ситуации невозможно организовать системный контроль за деятельностью учебных заведений. И мы сталкиваемся с этим каждый день. Создание комитета, их управлений в регионах расширит возможности областных управлений образования, позволит более глубоко заниматься проблемами средних школ и даст положительный эффект. Ведь различия в системе среднего и профессионального образования налицо. Таким образом, вновь созданные управления начального и среднего профессионального образования целенаправленно занимались бы решением проблем кадров и финансирования, вопросами лицензирования и аттестации.

Третье. Необходимо прекратить несправедливое деление учебных заведений на государственные и частные. Потому что независимо от форм собственности все они одинаково предоставляют образовательные услуги в соответствии с требованиями обязательных государственных стандартов. И цель у них одна — готовить для страны профессиональных специалистов. Равенство статуса государственных и частных учебных заведений закреплено Конституцией страны и законом об образовании. Деятельность частных учебных заведений приносит огромную пользу стране. В доказательство хочу привести краткие данные из истории возглавляемого мной первого частного колледжа, открывшегося в Южно-Казахстанской области в 1996 году.

Наше учебное заведение реализует государственную политику по пяти направлениям. У нас обучается около 900 студентов. Колледж в 1999 и 2006 годах прошел государственную аттестацию и показал хорошие результаты. В течение 13 лет подготовлено свыше 2 600 специалистов. Большинство выпускников успешно трудятся в различных сферах региона и страны. Так мы реализуем государственную политику в области образования. Ведется системная воспитательная работа: учим детей трудолюбию, порядочности, справедливости, новаторству и творческому отношению к делу. Осуществляется контроль за объективной оценкой знаний студентов. Так в стенах колледжа выполняется государственная молодежная политика. Со дня основания колледжа дети-сироты учатся у нас бесплатно, ребятам из многодетных и малообеспеченных семей предоставляется 50-процентная скидка по оплате. Так мы реализуем политику государства по поддержке незащищенных слоев населения. В нашем коллективе трудятся более 70 преподавателей и сотрудников. Их труд оценивается только исходя из их профессиональных качеств. Такого негативного явления, как «кадровый бизнес», в нашем колледже нет. Это можно расценивать как участие в обеспечении занятости населения. Наконец, ежемесячно отчисляя налоги и платежи, мы вносим свой посильный вклад в реализацию фискальной политики государства. К примеру, в 2008 году колледжем было перечислено в бюджет в виде налогов порядка шести миллионов тенге. Таким образом, наш частный колледж, не получая от государства финансирования, предоставляет населению столько полезных услуг! Поэтому считаю необходимым в корне менять отношение к частным учебным заведениям и оказывать поддержку их деятельности.

Необходимо внести кардинальные изменения в кадровую политику в области образования. Сегодня участились случаи, когда на руководящие должности назначаются случайные люди, не имеющие представления об образовательном процессе, учебных методиках и воспитательной работе, безо всякого конкурсного отбора. Однако качество образования и воспитания, внутренний климат в коллективе, профессионализм преподавательского состава, недопущение негативных явлений и многое другое зависят в первую очередь от руководителя учебного заведения. Если он поощряет «кадровый бизнес», коррупцию, следует и его самого рассматривать как не соответствующего своей должности. Думаю, было бы правильным установить критерии оценки для руководителей в сфере образования как на государственной службе и при назначении отталкиваться от профессионального уровня кандидата, опыта руководящей работы не менее пяти лет и, самое главное, человеческой порядочности.

Нужно рассмотреть возможность повышения оплаты труда работников образования и науки. Если будет существенно повышена заработная плата учителя, то качество образования, безусловно, значительно улучшится, следовательно, резко понизится уровень коррупции в образовательной сфере.

Подводя итоги, хочу сказать: главное богатство страны — народ. Улучшить уровень жизни населения могут только профессионально подготовленные, патриотически воспитанные и всесторонне развитые молодые люди, хорошо владеющие как теорией, так и практикой. Поэтому нам необходимо все силы направить на то, чтобы молодое поколение получило качественное образование и воспитание.

Арипхан Садыков,

директор Южно-Казахстанского гуманитарно-экономического колледжа, доктор экономических наук, почетный работник образования Республики Казахстан


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Новости партнеров
Загрузка...