Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Мы за свободу, благосостояние и духовность!

Мы за свободу, благосостояние и духовность!

Десятилетие Народно-демократической партии «Нур Отан» и проведение ее ХII съезда приходятся на непростое кризисное время в экономике нашей страны. Принципы и ценности, а также результаты деятельности партии сейчас все чаще испытываются на жизнеустойчивость. Обществу, членам партии и оппонентам предстоит оценить состоятельность проводимой ею политики. На данный момент в Казахстане более мягкое, щадящее проявление кризиса по сравнению с большинством других стран. Сказывается прочность и глубина национальной экономики, своевременность принятых упреждающих и стабилизационных мер.

Экономическая депрессия повсеместно в мире приостановила деловую активность, сократила объем материального производства и, как результат, снизила жизненный уровень людей. И, что еще опаснее, поставила под сомнение эффективность фундаментальных принципов самой рыночной экономики. Экономики, которую мы культивировали в нашей стране, создавая ее по классическим методам и системе. Экономики с частной собственностью, свободным предпринимательством, присущей ей инфраструктурой.

А между тем она — в основе наших социально-экономических достижений, сохранения и укрепления нашей государственности, создания необходимых условий для развития человека и общества. Благодаря ее стимулирующему влиянию Казахстан стал тем, кем сегодня является, — успешным, прогрессивным и авторитетным.

Выбор рыночной модели был не случаен. В первые годы после распада Союза нужно было без промедления выстраивать новую экономическую систему, заняться осовремениванием общества и государства. Наряду с основной способностью по организации эффективного хозяйствования рынок неизбежно стимулирует появление индивидуальных свобод, созидание демократического правления и правового государства. Требует, по словам известного экономиста Фридриха Хайека, формирования самостоятельной личности и особой среды, в рамках которой могут беспрепятственно преследоваться конкретные индивидуальные цели.

Конечно же, Президент страны Нурсултан Назарбаев и его единомышленники в реформировании отводили рынку эту системообразующую роль. Убежденность в нем была настолько велика, что им — творческому меньшинству в правящей в то время казахстанской элите — удалось преодолеть идейное сопротивление большинства и добиться срочного принятия основных рыночных законов, а затем развернуть глубокие и масштабные реформы.

Именно в тот период это меньшинство стало ядром будущей партии «Нур Отан». А еще точнее и исторически справедливее было бы признать в нем уже фактически властвующую и действующую политическую партию. Отсутствие формальных признаков партийности не мешало ей в главном — определять и осуществлять государственную политику, основанную на продуманных и адаптированных к нашей действительности современных идейных воззрениях, которые в политической практике власти и ее партии вызрели в содержательно полноценную идеологию.

Подлинной идеологией партии «Нур Отан» является политический центризм, синтез экономического либерализма и здорового консерватизма. Следуя ему, партия, олицетворяющая политический строй страны, всесторонне способствовала экономическим и политическим преобразованиям, консолидации общества, формированию сильного и ответственного государства.

Центризм придал власти свойства партийности, концептуальную основательность, позволившие ей проводить собственную политику, отличную от утопизма одних и радикализма других партий.

Продуманный выбор в пользу его был сделан еще в 1991 году.

В вышедшей тогда книге «Нурсултан Назарбаев. Без правых и левых» Президент страны впервые дал обоснование своей приверженности политическому центризму как позиции идейного компромисса, лучшим образом соответствующего казахстанской политической специфике.

Либеральная часть идеологии центризма превалировала в прошедшее десятилетие, в годы экономических реформ. Реализация ее принципов в национальном законодательстве, процессах разгосударствления и приватизации сделала свое дело. Были приведены в действие рыночные механизмы, решены проблемы кризиса переходного периода, удалось повысить материальный уровень жизни казахстанцев.

Несомненно, это большой успех либеральной политики. Но она дала и другие, не менее важные нематериальные результаты. Замалчиваемые нашими оппонентами и иногда недооцениваемые нами самими, членами партии. Хотя с оппонентами понятно.

Эта политика высвободила в десятках тысяч наших граждан частную инициативу, предприимчивость. Приучила открывать и делать самих себя, отстаивать самим себе место под солнцем. Привила им вкус к свободе и независимости, подняла на высоту осознания и уважения своего человеческого достоинства. Многим рядовым казахстанцам стала присуща индивидуальная социальная мобильность. Вера в то, что человеческое общество развивается потому, что люди прорываются вверх, ломая барьеры, в то, что их желание получить максимальную прибыль и улучшить условия собственной жизни заставляет экономику работать на всех.

Вот уже второе поколение отечественных предпринимателей, государственных служащих, адвокатов, врачей, фермеров и других имеет такое человеческое измерение. В них нет и следа от былых комплексов ощущать себя людьми политических, культурных и национальных окраин прежнего государства.

Глубинный смысл либерального направления идеологии «Нур Отана» — в упрочении через поощряемый буржуазный индивидуализм имущего среднего класса. Дальнейший расчет был на рост этого класса, способный обеспечить более стабильную защиту прав собственности и укрепление власти закона, развитие демократии и гражданского общества.

Другие компоненты либерализма поэтапно включались в процесс выстраивания этой системы. Все они — ослабление государственной регламентации, право частной собственности, свободная конкуренция, политический и религиозный плюрализм, независимые СМИ, индивидуальные права и свободы, отказ от патернализма — успели стать привычными принципами и ценностями нашей повседневной жизни и формализоваться в Конституции и других законах.

Это сейчас легко рассуждать о них. Но ведь когда-то они приживались с трудом, в условиях непонимания, инертности и даже неприятия. Так было, к примеру, с правом частной собственности на землю, являющимся одним из краеугольных оснований свободной экономики. Сегодня наши даже самые непримиримые критики высоко оценивают принципиальную настойчивость власти, проявленную при его законодательном утверждении.

И наоборот, случается, в наших рядах появляются мнения, принижающие значение и результаты политики либерализации, например, что у нас нет гражданского общества.

Так считать — значит не замечать в Казахстане уже проявивших себя независимых структур, свободных, не опосредованных государством отношений равноправных людей, широкое участие их в государственных и общественных делах.

«Нур Отан» — Народно-демократическая партия. Народность ее — в массовой поддержке людей. Им близки и понятны ценности и принципы той части центристской политики партии, которая направлена на возрождение, сохранение и приумножение духовного и материального благосостояния народа, на избежание социальных конфликтов и катаклизмов.

Если либерализм в политике «Нур Отана» стимулировал развитие среднего класса, национальной буржуазии и государственной бюрократии, то ее консерватизм учитывал интересы гораздо более широких традиционалистских слоев общества — рабочих крупных промышленных предприятий, сельских жителей, творческую интеллигенцию, военных, учителей, домохозяек, пенсионеров и многих других.

Значение основного продукта либеральной политики — рынка — для всех нас очевидно. Он выгоден людям, как ничто другое мотивирует их на труд, стремление к материальным благам, делает независимыми и свободными.

Но утверждение рынка в Казахстане не обошлось без некоторых сложностей. Произошла экономическая дифференциация общества. Значительное число промышленных рабочих, крестьян, работников бюджетных организаций болезненно переживало реформы. Усилилась урбанизация населения, сельская молодежь потянулась в города. Под предлогом рыночной рентабельности начали закрываться некоторые учреждения науки, культуры, детские сады, сельские школы и больницы.

Еще не окрепшие идеи и институты казахстанской демократии стали искажаться. Свободу слова и свободные СМИ подменили интересы лидеров бизнес-элиты. Действовать по совести становилось редкой особенностью практически полностью финансируемых извне НПО и правозащитников.

Под влиянием рынка менялась и психология общественной среды. Все больше людей переходило на рациональные, нравственно не обязывающие отношения. Падал авторитет старших, семьи, родителей. Зато резко возросло влияние на нашу духовную жизнь зарубежных потребительских стандартов, конформистского мировоззрения и суррогатов массовой культуры. Приезжие миссионеры беспрепятственно приобщали граждан к верованиям, далеким от наших ценностей и истории.

Все это убеждало власть, партию в необходимости внести коррективы в проводимую политику, поскольку реформы не были самоцелью, а проводились ради человека и в интересах человека. Нужно было сбалансировать экономический либерализм оздоровляющими конструктивными изменениями в социально-экономической и общественно-политической сфере, системе государственного устройства. Усилить в ней стабилизирующие начала.

Изменения начались с самой власти, учредившей в 1999 году собственную политическую партию. Если курс реформ мог проводиться преимущественно в неидеологизированном режиме последовательного и точного соблюдения бесстрастных экономических правил, то политика, основанная на ценностях, предполагала институт их актуализации и пропаганды.

Власть и созданная ею Партия народного единства Казахстана, позднее трансформировавшаяся в «Отан», а затем в «Нур Отан», идеологически определились, заявив о своих приоритетах через стратегические, такие как «Казахстан-2030», и политические документы, как «Народная платформа НДП «Нур Отан». В них, и особенно в идейно углубленных выступлениях Президента страны Нурсултана Назарбаева, стало более отчетливо проявляться новое направление идеологии политического центризма.

В соответствии с ним и настроениями большинства граждан, исторически ассоциировавших благополучную жизнь с порядком и сильной властью, были предприняты меры по укреплению государства, его авторитета. Реализованные в законодательном усилении и расширении полномочий Президента, Парламента, всей системы государственного управления.

Правительство любой страны должно обладать силой для выполнения основных задач, особенно ввиду вышеназванных издержек реформ. Свобода, сопутствующая экономическому либерализму, без порядка есть не что иное, как анархия. В этом поучителен опыт некоторых близких нам по советскому прошлому стран.

Мы нуждались в сильном государстве и для мобилизации наших ресурсов в осуществлении провозглашенного Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым курса на дальнейшее инновационное развитие страны. На достижение благополучия, сопоставимого с уровнем пятидесяти передовых стран.

В то же время в нашей политике было понимание того, что сильное государство не должно вторгаться в такие области нашей жизни, которые по праву являются частными, в экономику с попытками ее регулирования. Даже в нынешний кризис участие государства в ней имеет лишь характер вынужденной помощи.

Партия власти «Нур Отан» — особый институт, обеспечивающий централизацию всей политической системы, синхронизирующий работу центральных и местных органов власти, консолидирующий наше общество.

Своей идеологией, делами партия стремится повысить доверие людей к государству. Сплотить народ, людей, по-разному облагодетельствованных рынком и общественными переменами, успевших сформировать противоположные мнения.

Консолидация общества была возможна только на основе, разделяемой многими людьми с разным социальным положением и разными убеждениями. Такая основа есть в идеологии нашей партии, приверженной принципам эволюционного, без социальных потрясений развития, свободного рынка, демократии, сильной государственности, суверенитета и традиционализма.

Партия поддерживает развитие особо значимых для народа национальных традиций, моральных и семейных ценностей, веры, родного языка и культуры. Эта составляющая ее политики отвечает базовым ожиданиям большинства казахстанцев, их духовному самочувствию.

Рынок, либерализм были нам в новинку, были заимствованы. Не случайно наша культура, искусство до сих пор не вдохновились либеральными изменениями, утверждением капитализма — в отличие от европейской культуры с ее шедеврами, созданными в эпоху зарождения буржуазного общества.

Либерализм рационален и организован, консерватизм же эмоционален, органичен. Мы — народ традиций, обычаев, преемственности. Поэтому мы больше консерваторы. Как и люди во всем мире. «Единству традиций, почвы и крови, — писал знаменитый футуролог Освальд Шпенглер, — люди принадлежат всем своим бытием без остатка».

Вполне объяснимо, что «Нур Отан», как народная партия, приоритетно и уважительно относится к системе национальных ценностей, возводя идею казахстанского патриотизма в примат общественного развития.

Как народная партия мы обязаны быть и партией справедливости. Мы отстаиваем равенство возможностей людей. Но, являясь реалистами, понимаем, что объективно существующие в стране свободные экономические условия способствуют сохранению имущественного и социального неравенства. Наша позиция в том, чтобы это неравенство не было чрезмерным. Для нас социальная справедливость не означает передела собственности, перераспределения совокупных национальных благ — в отличие от популистских призывов казахстанских партий левой ориентации в облагодетельствовании конкретных социальных групп по принципу «здесь и сейчас», перераспределив материальные блага в их пользу.

Социальный консерватизм «Нур Отана» в ином. Мы рассматриваем ресурсы казахстанского общества как общие ресурсы нации, понимаемой как вневременную, социокультурную общность людей всех поколений — прошлых, нынешних и будущих, прочно связанных со своей страной.

Наша социальная политика состоит в дальнейшем развитии рыночной экономики с возрастанием в ней удельного веса социально ориентированных производств, повышении занятости, использовании финансово-экономических возможностей государства в улучшении благосостояния людей через повышение зарплат, пенсий и пособий, объема образовательных кредитов, снижении налоговых ставок, развитии социального партнерства.

Наша партия не может не поддерживать и пока еще распространенную приверженность людей к такому привычному явлению, как коллективизм. Нам хорошо известно, что он имеет естественные корни, уходящие в глубь веков, когда выжить и хозяйствовать в казахской степи можно было только сообща.

Мы надеемся, что коллективизм в условиях рынка станет современнее, отчасти трансформируется, как это произошло в Японии, в корпоративность и будет гармонично сочетаться с прижившимся у нас рыночным индивидуализмом.

Да и в целом в нашей центристской идеологии постоянно осуществляется поиск гармонии, консенсуса либеральных и консервативных ценностей, их взаимопроникновения. В политической практике «Нур Отана» во многом удается примирить наши общественные традиции с комплексом либерально-экономических идей. Мы и консервативны-то порой потому, что хотим сберечь результаты наших либеральных реформ, не допустить отрыва их от национальных интересов. Впрочем, как и либеральны в создании свободных, экономически достойных условий для сохранения и развития духовных ценностей, культурного наследия нашего народа.

Такое гибкое, соответствующее проблемным ситуациям применение консервативного либо либерального подхода позволило власти, нашей партии успешно преодолеть большинство вышеназванных послереформенных трудностей и уверенно включиться в процесс осуществления модернизации и совершенствования экономической, социальной и политической системы страны. Несмотря на вынужденную обремененность делами вторгшегося к нам кризиса.

Консервативно-либеральный центризм партии «Нур Отан» не имеет мировоззренческой альтернативы в стране. Оживление социал-демократических, социалистических и коммунистических представлений и идеалов, разбуженных сегодняшним кризисом, не может поколебать этой уверенности.

Наша идеология в отличие от них ставит свободу, благополучие и духовность людей превыше других политических целей, стремится к справедливости без уравнивания доходов и полагается на законы и традиции, а не на методы социального манипулирования и политического произвола.

Ее эффективность и жизненность проверены и доказаны в новой независимой истории Казахстана и будут определять нашу ближайшую перспективу, вопросам которой посвящена повестка дня предстоящего съезда партии.

ДАРХАН КАЛЕТАЕВ,

первый заместитель председателя НДП «Нур Отан»


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...