Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Аким города Алматы Ахметжан Есимов: «У города всегда будет особый статус. Это знают горожане и понимают в руководстве страны»

Интервью акима города Алматы газете «АиФ Казахстан» от 8 апреля 2009 года


Ахметжан Смагулович в разговоре признается, что слухи о том, что он займет кресло руководителя крупнейшего города страны в обществе, обсуждались уже давно. И даже, что это могло состояться еще в 2002 году, но помешала случайность. Большой любитель футбола Есимов тогда сильно повредил ногу во время дружеского матча.

- Аким, который во время представления на костылях - не самое приятное зрелище, - смеется Ахметжан Смагулович и сразу продолжает разговор, волнующий всех футбольных болельщиков южной столицы. - Алматинцы- народ спортивный, и я вполне понимаю обиду за любимую команду, которая не смогла продолжать игру в Суперлиге. У «Кайрата» в прошлом сезоне возникли финансовые проблемы. Акимат свои обязательства выполнил. Вторую половину денег, от частного учредителя, клуб не получил.

Без футбольных зрелищ алматинцы не останутся. Этот сезон команда отыграет в первой лиге. Задача поставлена - через год вернуться в Суперлигу. Финансовые проблемы, думаю, решатся. Сейчас идет оздоровление клуба, избавление от сомнительных финансовых схем. Я тоже болельщик, и воспринимаю ситуацию оптимистически. Если клуб пройдет через эти трудности с честью и снова подтвердит свое право выступать в высшем эшелоне, то поклонников у него только прибавится.

Проблемы с городской футбольной командой стояли не на самом первом месте в череде других сложных вопросов, когда президент принял решение о назначении А. Есимова акимом Алматы. Как и вся страна, мегаполис в 2008 году уже ощутил все «прелести» кризиса: дольщики лишались накоплений и надежд на жилье; по периметру городских границ усиливались протестные настроения среди «самозахватчиков»; традиционные места отдыха горожан стали им недоступны, оказавшись вдруг в частных руках; инфраструктура жизнеобеспечения города была на последнем издыхании.

- Как вам удалось «вписаться» в жизнь города?

- Вписываться приходилось быстро. Помог опыт. В свое время мне приходилось работать в Алматы в должности главы Алматинской области и даже в этом самом кабинете, в должности госсекретаря. Какие-то вопросы были знакомы по вице - премьерской работе, например, энергетика, которую я курировал в правительстве. И, как ни странно это звучит, пригодился дипломатический опыт. В годы посольской работы мне приходилось бывать во многих европейских городах, и тогда меня очень интересовало, чем и как они живут. Поэтому многое удалось почерпнуть и там. Кстати, когда я работал в Бельгии, в своей первой записке - есть такая обязанность у послов - я рассказывал, как в Европе организована уборка и вывоз мусора.

Алматы действительно очень большой и сложный во многих отношениях город. Но любой город - это не только здания и улицы. Это люди, прежде всего. А в работе с людьми главное - понять, что им нужно.

- Судя по заявлениям городской администрации, весь прошлый год был посвящен спасению энергетики…

- Год назад первое большое совещание в новой должности я провел по энергетике. Несколько часов подряд специалисты рассказывали о проблемах. Энергетики привыкли жить в состоянии ожидания катастрофы. Но город в таком состоянии не может жить! Он не может нормально развиваться, когда дефицит электричества и тепла - почти половина от потребности и потери воды - больше трети. А именно такой и была картина.

В общей сложности в прошлом году на энергетику потратили 48, 3 млрд. тенге. Это серьезная сумма, особенно в условиях кризиса. Первое - разобрались с самыми изношенными сетями, чтобы потребители не платили за то, что до них не доходит. В общей сложности отремонтировали 20 км тепловых , 70 км электрических 22,6 км водопроводных и 5,5 км канализационных сетей. Второе - максимально отремонтировали энергоисточники. ТЭЦ- 1 пришлось даже полностью останавливать, впервые за ее более чем полувековую историю. Ввели несколько подстанций, что позволило снизить нагрузку. Учитывая опыт прошлых лет, основательно запаслись углем и мазутом. Следует отметить, что за счет средств резерва правительства было закуплено топливо на 4,4 млрд. тенге. Перезимовали нормально, без серьезных проблем.

Дальше продолжится замена сетей. Будет еще целый ряд новых подстанций, будет построена соединительная магистраль между ТЭЦ- 1 и ТЭЦ- 2. Уже сейчас, чтобы не создавать новых сложностей, ни один объект не планируется без учета энергетической составляющей. В этом году планируем вложить в энергокомплекс города более 62 млрд. тенге. И убеждены, что решать эти вопросы необходимо с учетом экологической обстановки, которая в городе ужасающая. Потому город и пригороды обязательно надо переводить на чистый газ. Различных программ было и есть немало. Однако в этом месяце мы представим в маслихат трехэтапную программу снижения загрязнения окружающей среды до 2018 года. По оценке, на первом этапе - с 2009 по 2011 год - выбросы в атмосферу снизятся на 50 тысяч тонн в год.

Понятно, что львиную долю в загрязнении алматинского воздуха занимает транспорт. Более полумиллиона местных автомашин плюс до 200 тысяч, которые каждый день въезжают из области. И общественный транспорт. Конечно, можно придумать целый ряд запретительных мер и таким образом уменьшить количество авто на улицах. Но тогда мы должны предложить людям взамен достойный общественный транспорт - автобусный, легкорельсовый трамвай, метро. Это не просто планы, по всем этим направлениям мы работаем. Городские автобусы должны переходить на экологически чистое топливо- биоэтанол и газ, ведь вы знаете, что есть проблемы с качеством бензина. Это требование мы будем соблюдать и при создании муниципального автобусного парка . Чтобы заодно навести порядок и в сфере пассажирских перевозок, кстати!

Очень важна дальнейшая газификация частного сектора и теплоэлектростанций. Экологи посчитали, что одна печь в частном доме, работающая на угле или мазуте, выбрасывает до 400 килограммов вредных веществ. Сейчас прорабатывается вопрос строительства новой газомагистрали. АО «АлЭС» запланировало установку эмульгаторов нового поколения на котлах ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3. Будем использовать более высококалорийное, с меньшей зольностью топливо.

Город, как вы видите, активно озеленяется. Только за первые три месяца этого года в Алматы высажено почти 3000 деревьев. Еще в прошлом году удалось навести порядок с незаконными застройками в районе Медеу и Шымбулака, в водоохранных зонах.

Вообще, сейчас роль и статус экологических служб возросли. Сегодня ни один проект не принимается без экоэкспертизы, причем не формальной, а серьезной и глубокой.

- Кстати, есть ли результаты работы правительственной комиссии, которая в прошлом году так громко начала разбираться с незаконными застройками?

- Сразу хочу подчеркнуть, что в прошлом и этом году мы не выдали ни одного разрешения на строительство в природоохранных зонах, но отменили восемьдесят ранее выданных. Кое-где остановили начатое строительство, посносили заборы, произвели полную инвентаризацию. В результате собственники домов на Шымбулаке, например, остались владельцами земли, но только под строениями. Просто снести эти постройки мы не имеем права - в свое время были выданы соответствующие разрешения. И значит, для сноса для сноса надо их выкупать, на что потребовалось бы выделить из бюджета больше полумиллиарда долларов США. А где их взять?

- В то же время мы столкнулись с таким явлением, как самозахват земель под незаконные постройки вокруг города. Насколько известно, такие случаи есть и в нынешнем году, хотя и не в столь впечатляющих масштабах. Даже в период кризиса Алматы остается привлекательным городом для мигрантов.

- У Алматы нет другого выхода, кроме развития на север и северо- запад. Это стратегическое направление. Бессистемная застройка города в его старых границах привела к массе сложностей - катастрофическому дефициту энергии, перенаселенности, усугублению экологических проблем. Ведь что означает построить высотный дом? Его необходимо подключить к теплу, воде и электричеству, нужно предусмотреть, в какие школы и детские сады его жители будут водить своих детей, нужно рассчитать, сколько машин появится в этом районе. Если это делать постфактум, то только в ущерб жителям соседних домов и кварталов. Такие проблемы в историческом центре города есть, и алмаатинцы их ощущают ежедневно.

Была и другая сторона вопроса. В последние полтора десятилетия в пригородах образовались полустихийные поселки, в которых захватывали земли и селились люди из депрессивных регионов. Де-факто это были алматинцы. Их жизнь была связана с городом, но при этом они находились в сложной ситуации - у большинства из них не было никаких социальных гарантий. Даже прописки и пенсии у стариков. По сути, там и власти не было - процветала криминальная торговля землей, подпольное предпринимательство. Половину преступности города давали эти поселки.

Сейчас, я считаю, ситуация находится под контролем. Прежде всего, удалось прекратить незаконный захват земли, провести ее инвентаризацию. Решается самый сложный вопрос - легализация существующего жилья. Суду преданы те, кто выдавал (точнее, продавал) незаконные решения. Мы ищем сегодня возможность легализовать эти домовладения. Думаю, что из четырех с половиной тысяч три с половиной мы узаконим. Постараемся минимизировать число домов, которые придется снести. Но даже в тех случаях, когда снос будет неизбежен, люди не будут выброшены на улицу. Созданный в прошлом году Алатауский район уже управляем, люди, наконец, ощутили себя полноценными гражданами своей страны. Там созданы все органы государственной власти, успешно идет борьба с криминалом. В прошлом и начале этого года в районе введены несколько школ и детских садов. Решаются проблемы с водой, газом и электричеством.

- На недавней встрече с премьер-министром вы просили дать Алматы больше самостоятельности, дабы в результате пополнился бюджет. Как это согласуется с намерением правительства наполовину урезать расходы местных бюджетов? В чем, конкретно, заключаются Ваши предложения по увеличению самостоятельности Алматы?

Алматы - это не только крупнейший мегаполис страны. Это еще и налоговый донор и финансовый центр. 50% финансовых сделок заключается здесь. Да, есть закон «Об особом статусе г. Алматы», принятый 11 лет назад. Но в 98- м году была совершенно другая политическая и экономическая ситуация. После переноса столицы в Астану необходимо было законодательно закрепить за городом особый статус. Сегодня и страна другая, и город. Алматы остается объектом особой заботы Президента, и это чувствуется. В прошлом году из Центра трансфертом город получил 91 миллиард тенге. Мы предлагаем тот закон дополнить и дать акимату право по согласованию с Правительством привлекать прямые кредиты международных финансовых институтов на различные инвестиционные проекты. Кроме того, давать бюджетные гарантии на привлечение финансов, если возникнут задержки поступлений в городской бюджет. И третье - дать возможность акимату становиться акционером различных финансовых институтов, например, банков и страховых компаний.

- Ахметжан Смагулович, теперь о кризисе. Если судить по прессе и официальным заявлениям, то делается властями много. Тем не менее, предприятия закрываются, рабочие места сокращаются, зарплата не выплачивается. Насколько адекватны действия правительства и местной власти сложившейся ситуации?

- Кризис - явление мирового масштаба. Сегодня каждое государство пытается минимизировать его последствия в своих границах. То есть мы должны создать условия, в которых бизнес сможет пережить эту бурю с наименьшими потерями. По поручению Президента государство выделило серьезные средства на эти цели. На первом этапе освоения этих денег были моменты, которые требовали корректировки. Например, банки бодро докладывают, что освоили столько-то процентов, огромные суммы. На Деловом совете, который у нас в прошлом году появился, спрашиваю у предпринимателей: кто получил и на какие программы? Выясняется, что из присутствующих никто. А там ведущие бизнесмены, которые работают в реальном секторе. Этот вопрос мы обсудили на правительственном уровне и теперь, я думаю, он урегулируется. Процесс освоения должен быть открытым, потому что это государственные деньги, и ни о какой коммерческой или банковской тайне речи быть не может.

В целом для того, чтобы помочь бизнесу, делается очень много. И в центре, и на местах. Вопрос в том, чтобы сделать этот процесс быстрым и эффективным. Мы провели несколько ярмарок «Госзакупки-2009», где алматинские предприниматели могли познакомиться с потребностями города и ФНБ «Самрук-Казына». Для малого и среднего бизнеса возможность получить госзаказ сегодня весьма кстати. Администраторы городских программ предложили закупки на 109 млрд. тенге, наши КГП - на 21 млрд, «Самрук-Казына» подписал с алматинскими предпринимателями меморандумов на 55 млрд. Кстати, с ФНБ акимат города тоже подписал меморандум в конце прошлого года о том, что малому и среднему бизнесу города будет выделено не менее 50 млрд. И на строительный сектор - значительная часть из 360 млрд., выделенных по республике. Вы видите, это серьезные цифры.

- На прилавках города по-прежнему более половины продуктов - привозные. В прошлом году возникла идея создания продовольственного пояса вокруг Алматы. Насколько она реальна?

- Она реальна и выгодна всем. Алматы - это колоссальный по масштабам нашей страны рынок. Рядом с городом три мощных аграрных региона - Алматинская, Южно-Казахстанская и Жамбылская области. Нам остается только свести производителей с потребителями. Что, собственно, и делается сейчас. В прошлом году в Талдыкоргане было проведено расширенное совещание по созданию продовольственного пояса, заключен Меморандум о взаимодействии и сотрудничестве с Минсельхозом, нашим городом, Алматинской областью и нацхолдингом «КазАгро». С Жамбылской областью также подписали соглашения о поставке продукции на ярмарки.

Конечно, процесс этот не одномоментный. Но уже сейчас мы посредством постоянных ярмарок приучаем производителей к открытости алматинского рынка - привозите качественную продукцию, конкурируйте, снижайте цены, вытесняйте продукты из дальнего зарубежья, горожанам это будет только на пользу. Дальше этот процесс будет расширяться и становиться более цивилизованным. В городе строятся большие современные логистические центры, такие, как «GEGA». Их работа позволит снижать накладные расходы поставщиков.

Все это шаги, которые можно считать переходом к цивилизованному рынку. Задача власти - создать условия, которые будут выгодны всем. Потребители получат дешевую и качественную продукцию, производители - емкий рынок.

- Насколько успешно удается удерживать в городе планку цен на продукты и товары первой необходимости, в частности, на лекарства?

- Это, пожалуй, самый важный вопрос сегодня. В прошлом году борьба с инфляцией шла успешно. В Алматы она несколько месяцев была ниже средней по республике. В этом году произошла девальвация. Всегда много желающих половить рыбу в мутной воде. В первый же день я открыто заявил, что городская власть этого не допустит и применит любой доступный административный ресурс, чтобы не было роста цен.

Сейчас мониторингом цен занимаются все имеющие отношение к этому вопросу службы. В акимате создана рабочая группа, на уровне районов есть такие же рабочие группы, куда входят представители всех соответствующих служб и ведомств, включая органы внутренних дел, финансовой полиции, национальной безопасности и прокуратуры. Они занимаются мониторингом цен практически круглосуточно, следят за товарными запасами в городе. Где наши специалисты фиксируют какие- то попытки необоснованно поднять цены - там сразу идет реакция. Главное внимание - товарам первой необходимости. Это продукты и медикаменты.

Мы подписали Меморандум с крупными торговыми компаниями, о стабилизации цены на растительное масло и сахар. То же самое - с основными торговыми предприятиями города, которые обязались соблюдать фиксированную торговую наценку в 10% на эти товары. На хлеб надбавка не выше 7% и на муку не выше 10% от закупочной стоимости.

С лекарствами сложнее, поскольку большая часть их закупается за границей. В Алматы порядка 650 аптек, 45 оптовых фармацевтических компаний. С ассоциацией фармацевтических предприятий мы договорились, причем тоже подписав меморандум, что на 100 основных препаратов они будут держать цену на уровне января в течение полугода, до июня.

- В Алматы, по сравнению с северными регионами страны, зима короче почти на два месяца, да и температура воздуха зимой значительно выше. В то же время оплата за теплоэнергию - одна из самых высоких в республике. Почему?

- Не совсем так. По южному региону Казахстана тариф в Алматы самый низкий. К примеру, стоимость отопления квадратного метра в Шымкенте - 86,6 тенге, в Таразе - 62,2 тенге, в Кызылорде - 56 тенге. Если провести сравнение по всему Казахстану, то тариф на отопление ниже только в Актау, Усть-Каменогорске и Талдыкоргане. Это официальная информация. Как я уже говорил, в энергосистеме города пока наводится порядок, в том числе и по затратам и потерям. А тарифы по закону и по логике не должны быть ниже стоимости затрат плюс небольшая эффективная прибыль. Кстати говоря, в Алматы тарифы долгое время не поднимались, и не только на тепло. Кто хоть немного знаком с экономикой, понимает, что так быть не может, особенно в условиях, когда изношено оборудование и сети. Энергетикам и коммунальщикам нужны деньги на ремонт, а в идеале - и на замену оборудования. Можно, конечно, сетовать на дороговизну услуг и каждый год выпрашивать деньги на решение текущих проблем в республиканском бюджете. Там их можно взять, только отказавшись от решения каких-то других задач: не строить школы, больницы, дороги и так далее. Чего мы этим добьемся? Только обманем самих себя, потому что платить все равно придется - налогами.

- Весной прошлого года вы очень активно взялись за наведение порядка в общественном транспорте. Внедрение валидаторов в общественном транспорте практически провалилось. Подвижной состав не выдерживает критики. Меры воздействия на частные автопарки, видимо, малоэффективны. Что планируется предпринять в этом направлении?

- Валидаторы работать будут. И общественный транспорт в городе будет нормальный. Мы создаем в городе муниципальный автобусный парк - современный транспорт, высокая культура обслуживания и прозрачные тарифы. Это не означает, что частники уйдут с рынка полностью. Хотят работать - пожалуйста, но цивилизовано. Не смогут - пусть занимаются чем-то другим. Вместо сегодняшнего дефицита подвижного транспорта у города появится дефицит маршрутов у перевозчиков. Сегодня практически у каждого частника нарушений достаточно, чтобы лишить его маршрута. Но если это сделать, то завтра окажется, что возить людей станет некому.

Ситуация с валидаторами оказалась очень показательной. Идея их внедрения состояла в том, чтобы сделать прозрачным оборот денег и, следовательно, тариф. Чтобы не возникали у перевозчиков идеи о его увеличении при изменении цены на горючее. Частники установили более 1200 аппаратов электронной оплаты, но нередко их блокируют, предпочитая наличный оборот. То есть акимат в этом вопросе на правильном пути.

- Скоро будет запущен алматинский метрополитен. Решит ли он транспортные проблемы города на самом деле или это всего лишь имиджевый проект?

- Запущена будет лишь первая линия, семь станций. Разумеется, ее мощности не позволят кардинально решить проблему. Но уже сейчас мы готовим ТЭО второй очереди - от станции «Алатау» до Калкамана и от станции «Райымбек» до Алматы-1. Потом планируется от микрорайона Думан до микрорайона Орбита вдоль Толе-би. Такая схема уже существенно разгрузит город.

- В последний год наблюдается явная тенденция к тому, что Алматы становится неким центром инициатив, которые затем подхватывает Правительство. Достаточно вспомнить отмену оплаты за присоединенные мощности, проблемы дольщиков, строительного сектора и т. д. Почему?

- В большом городе, тем более с такой высокой деловой активностью, все экономические процессы происходят быстрее. Здесь они виднее и ощутимее, острее, если угодно. Городской власти остается лишь вовремя увидеть суть происходящего и показать ее правительству.


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...