Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Кодекс нашего самочувствия

В Парламенте идет работа над проектом Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения. С этим документом связываются немалые надежды на реальное улучшение дел. О том, насколько нормы, закладываемые в законопроект, обеспечивают правовую поддержку мер по повышению статуса отечественной медицины, улучшению показателей здоровья населения и продолжительности жизни граждан, мы беседуем с секретарем Комитета Сената по социально-культурному развитию Сериком АЯГАНОВЫМ.

— Здоровье нации — важнейший приоритет государственной политики. Только за последние пять лет финансирование здравоохранения возросло почти в три раза и достигло 400 миллиардов тенге. В этом году начата реализация президентской программы строительства более 148 современных объектов здравоохранения, включая учреждения первичной медико-санитарной помощи. Масштабные инвестиции позволили обеспечить возведение и развить инфраструктуру медицинских организаций, закупить современное оборудование, улучшить лекарственное обеспечение населения.

Государственные средства, направляемые на социальные программы, являются серьезными вложениями в человеческое развитие. И очень важно, чтобы эти деньги расходовались с высокой рентабельностью, потому как они фактически представляют собой инвестиции в будущее страны.

Несмотря на негативные последствия мирового финансового кризиса, одним из ключевых аспектов социально-экономической стратегии, как подтвердил в новом Послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев, остается выполнение социальных обязательств государства до 2012 года, в том числе и в сфере здравоохранения.

— В то же время здоровье соотечественников и динамика его улучшения не совсем адекватны усилиям, предпринимаемым в развитии здравоохранения. Решение каких вопросов должно выдвинуться в связи с этим на первый план?

— Не секрет, что причиной низких рейтингов нашей республики в глобальном индексе конкурентоспособности являются как раз показатели здоровья населения. Отрасль нуждается в комплексных мерах, в числе неотложных является принятие нового законодательного акта, призванного регулировать отношения в сфере здравоохранения на современном этапе. С учетом этого в обсуждаемом проекте кодекса четко прописываются нормы, нацеленные на защиту жизни, здоровья человека, его прав на получение квалифицированной медицинской помощи, отвечающей международным стандартам.

А чтобы государственные инвестиции расходовались с высокой рентабельностью, необходимо решить ряд проблем. Одна из первых — дефицит кадров. Отсутствие четкой кадровой политики в сфере здравоохранения и не оправдавшие надежды рыночные механизмы привели к критическому положению трудовых ресурсов в отрасли. Сегодня ощущается нехватка более чем пяти тысяч врачей и свыше двух тысяч средних медицинских работников. На ситуации, безусловно, сказывается, как факт «старения» врачебных кадров, так и падение престижа профессии. Не в меньшей мере усугубляют положение недостатки планирования, диспропорция в структуре и распределении кадров, необоснованное введение новых и дробление существующих специальностей, не говоря уже об отсутствии мотивации и неадекватной оплате труда.

В конце прошлого года Парламент принял поправки в некоторые законы по вопросам сельских населенных пунктов. Это стало важным шагом в закреплении молодых специалистов в первичном звене здравоохранения. Напомню, что документ устанавливает единый порядок предоставления гарантированных законодательством мер социальной поддержки молодым специалистам социальной сферы, прибывшим для работы на село.

Данный закон, призванный обеспечить в установленном порядке решение вопросов закрепления молодежи в сельской местности, является актуальным для развития сельских территорий, оказания сельским жителям качественных медицинских услуг. Насколько мне известно, во многих районах молодым специалистам предоставляется жилье, подъемные, оплачиваются дорожные расходы.

— Сегодня в медицинской среде активно обсуждается возможность реструктуризации сети организаций здравоохранения...

— В новом законодательном акте мы постарались учесть, что действующие нормативно-правовые документы, призванные регулировать отношения в сфере здравоохранения, не охватывают в полной мере все аспекты отрасли. Так, к примеру, мы располагаем достаточно большой сетью организаций здравоохранения, но эффективность ее работы, прямо скажем, едва ли соответствует объему вкладываемых ресурсов.

Во многих развитых странах уже практически не существует монопрофильных организаций — инфекционных больниц, родильных домов, диспансеров. У нас же функционируют более 40 видов стационарных учреждений, большая часть из которых специализированного типа. Поэтому необходима рационализация больничного сектора, потому как основу отрасли должны составлять многопрофильные стационары. В одних, так сказать, стенах, больному будет оказана медицинская помощь по различным профилям, а централизация вспомогательных служб обеспечит качество услуг.

Нуждается в корректировке и система разделения больничных учреждений по коечной мощности, от которой зависит финансирование и формирование оплаты труда руководителей. На практике это выступает серьезным сдерживающим фактором реструктуризации коечной сети, особенно в звене первичной медико-санитарной помощи.

Кроме того, для дальнейшего развития инфраструктуры здравоохранения, как это делается во всем мире, следует предоставить реальную самостоятельность поставщикам медицинских услуг, придав им статус государственных предприятий на праве хозяйственного ведения. В настоящее время в Правительстве уже обсуждается проект постановления по оптимизации коечной сети.

Вопрос о поэтапном введении на основе существующей бюджетной модели с 2010 года централизованного государственного покупателя медицинских услуг в лице Министерства здравоохранения также рассматривается Кабинетом. Консолидация бюджета здравоохранения на уровне области, проведенная в 2005 году с созданием системы единого регионального плательщика позволила сформировать оптимальную с точки зрения международного опыта модель географического объединения ресурсов. Однако существенный разброс расходов на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в расчете на одного жителя составлял от 8 420 до 16 279 тенге. Поэтому определение единых объемов подушевого финансирования в разрезе регионов, осуществление программной консолидации бюджетов станет важным шагом в обеспечении «проплаты» гарантированного объема медуслуг.

— Улучшение качества лечения в организациях здравоохранения, по данным недавнего исследования, отмечают менее половины опрошенных. Вместе с тем большая часть респондентов недовольна качеством медуслуг. Люди приводят факты осложнений, приводящих к инвалидности и летальным исходам...

— Та же статистика свидетельствует, что порядка 70 процентов жалоб признаются обоснованными. Здесь следует сказать о том, что для повышения качества медицинских услуг, начиная уже с нынешнего года, предусматривается разработка и внедрение методологической базы в области обеспечения безопасности и защиты прав пациента.

Продолжится совершенствование нормативно-правовой базы, будут разработаны и реализованы программы взаимодействия органов управления здравоохранения с общественными организациями. При региональных органах управления будут созданы общественные комитеты по защите прав пациентов.

Что касается дополнений, вносимых в обсуждаемый нынче документ, то следует отметить, что они затрагивают вопросы разделения платных и бесплатных медицинских услуг, ответственности врача за конечный результат, страховой медицины, расширения полномочий менеджера, поднятия престижа медицинского работника, донорства, суррогатного материнства, геронтологии.

В проекте введена новая статья о национальном медицинском холдинге и его компетенции. Включена поправка, предусматривающая предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на территории Казахстана. Кроме того, исключены права таких категорий людей на бесплатное медицинское обследование и консультацию на предмет ВИЧ-инфекции. Также предусмотрено введение понятия «кодекса чести медицинских работников».

В целом же принятие Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения законодательно закрепит меры, нацеленные на обеспечение реальной защиты пациентов, формирование модели здравоохранения на основе экономических стимулов и финансовой эффективности. Новый свод законов станет важным шагом в повышении статуса национальной медицины, классификации законодательства в области здравоохранения и его гармонизации с международными стандартами.

Дина Нурсарапова


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...