Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Сухой закон. Как отрегулировать алкогольный рынок, чтобы производство не сбежало в «тень»?

Сухой закон


Законопроект о государственном регулировании алкоголя вызвал нешуточные споры. Газета «Литер» уже освещала проблемы, которые в скором времени ожидаются на алкогольном рынке страны (см. материал «Выпьем за родину» от 04.03. 2009 года). Напомним, что ряд сенаторов призвали правительство ускорить внесение в парламент законопроекта «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».

Недавно свою точку зрения озвучило управление администрирования акцизов Налогового комитета МФ РК, согласно данным которого примерный объем теневого оборота составляет 45-50 процентов всего рынка крепких напитков. В свою очередь с ответным заявлением выступила Ассоциация добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции Казахстана «КазАлко», которая для начала признала, что каждые семь бутылок водки из десяти, продаваемых в розничной сети, являются предметом теневых поставок, то есть завозятся в торговые точки в обход налогов.

Ну а дальше начались баталии.

- Законопроект «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» в данное время находится на заключительной стадии согласования с заинтересованными государственными органами, - сообщил «Литеру» министр финансов Болат Жамишев, - но этот документ не предусматривает введения госмонополии как таковой, а лишь предполагает существенное ужесточение законодательства по контролю над оборотом спирта и алкогольных напитков. В частности, в законопроекте предлагается установление минимальных объемов производства для спиртовых заводов с целью исключения выгона «серого» спирта и реализация алкогольной продукции только через специализированные магазины…

- Безусловно, такой закон необходим, - парирует в своем недавнем обращении к правительству и депутатам парламента президент ассоциации «КазАлко» Амиржан Калиев. - Но он принимается в очень тяжелый период для всей отрасли. Проблемы связаны с общим кризисным состоянием экономики, снижением покупательской активности населения, неплатежами, труднодоступностью кредитных ресурсов и неконтролируемым нарастающим импортом алкогольной продукции. Значительная часть казахстанских предприятий в таких условиях будет вынуждена вообще приостановить свою деятельность, а остальные станут работать вполсилы.

Ну а заодно господин Калиев традиционно не забыл упомянуть о том, что если на сегодня от производства крепкого алкоголя в республиканский бюджет поступает только от акцизов около 6 млрд тенге в год, то в текущем году эта цифра может составить до 10 млрд тенге при условии отсутствия дополнительных ограничений.

В чем сходятся мнения как производителей алкоголя, так и чиновников, так это в том, что в Казахстане созданы самые мягкие условия для импорта, в частности, низкая плата за годовую лицензию - всего 10 МРП, а, для сравнения, в России для импортеров стоимость разовой лицензии, выдаваемой на два месяца, составляет 1000 МРП. Помимо этого в сопредельном государстве существует жесткое ограничение, согласно которому на территории страны в год может продаваться не более 10 процентов импортной продукции.

- Получается, что Россия защищает свой алкогольный рынок, а у нас этого нет, - констатирует положение дел Амиржан Калиев. - Поэтому, если мы сегодня не примем жесткие ограничения на ввоз крепкой алкогольной продукции, то, повторю, через год более половины наших предприятий прекратят свое существование.

А теперь еще несколько показательных цифр, из которых можно будет понять, почему процветает «теневой рынок». Так, по официальным данным, на сегодняшний день затраты производителя складываются из целого ряда компонентов, среди которых акцизный налог достигает порядка 30 процентов. К этому следует прибавить налоги с прибыли и реализации, а также НДС. В итоге официально оформленный товар обходится оптовой фирме и компании-реализатору на 40-50 процентов дороже. Интерес предприятий-производителей (то есть торговая надбавка к себестоимости) составляет 8-10 процентов от конечной цены, надбавка оптовиков - 15-20 процентов, и розничная надбавка - от 15 до 30 процентов, в зависимости от аппетитов продавца.

Торговля в «белую» здесь явно убыточна. Поэтому нетрудно предположить, что большая часть реализуемой продукции на самом деле является контрафактной. Есть и другая любопытная тенденция - с 2000 года по сегодняшний день ставка акциза изменялась десять раз. В результате радикально менялся и официально продекларированный Национальному агентству по статистике объем выпуска крепкой алкогольной продукции. Например, в 2002 году налог составлял 60 тенге за литр, а производство водки составило 6 млн 614 тысяч декалитров. В 2003-м акциз повысился до 100 тенге, и производство якобы тут же упало до 3 млн 462 тысяч декалитров в год. В 2004-м ставка акциза была понижена до 50 тенге за литр спирта, и как итог - в 2005 году объем легального производства водочной продукции увеличился практически вдвое. Ну и так далее.

Как видно из статистики, алкогольный рынок страны весьма чутко реагирует на малейшие перемены. Причем совсем не так, как потом показывается в отчетах. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что производители не меньше начинают разливать, а меньше показывать. И на этом фоне вопрос, как достигнуть реальной цивилизованности этого самого рынка, стоит весьма остро, тем более что до настоящего времени ответить на него пока не удавалось никому.

Станет ли панацеей от всех бед вносимый в парламент законопроект, мы, видимо, убедимся в самое ближайшее время. Но уже ясно одно - благодаря ему (а точнее, заложенным в него требованиям и, в частности, жестко контролируемому государством выпуску общего объема продукции) на алкогольном рынке страны останутся лишь несколько крупнейших предприятий, а остальным, скорее всего, придется либо радикально перепрофилировать свою деятельность, либо предпринять какие-то другие шаги.

И вот тут-то в полном объёме и выяснится, насколько мощен в стране тот самый «теневой» рынок, о котором в последнее время так часто говорят специалисты и чиновники.

Но, с другой стороны, и без жесткого контроля с обязательным спросом за всевозможные художества тоже никак нельзя. Нужно найти золотую середину, чтобы и водка была водкой, и заводы не закрывались. Ну и налоги, естественно, поступали в бюджет. А не в карманы бутлегерам.

Владимир КНЯЗЕВ, Алматы


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...