Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Один за всех? Должность премьер-министра предлагают упразднить, а президенту - возглавить Правительство

№ 16 (428)

04.05.2009

Богаты наши политики на инициативы! Сенаторы, например, не так давно орден президенту предлагали, попросив взамен пожизненное депутатское обеспечение. Мажилисмен Сат Токпакбаев выступил с идеей Астану в Нурсултан переименовать, правда, безвозмездно. И вот очередная инициатива: лидер партии «Адилет» Максут Нарикбаев предложил упразднить должность премьер-министра, а президенту возглавить правительство, усилив тем самым полномочия первого президента страны.

Казахстанская партия «Адилет» заявила о необходимости проведения очередной конституционной реформы - для усиления полномочий президента Нурсултана Назарбаева.

- Наиболее легитимная форма правления в стране установится тогда, когда президент объединит в своих руках полномочия главы государства и главы правительства, а должность премьер-министра будет ликвидирована, - заявил председатель партии Максут Нарикбаев. - Для этого необходимо провести конституционную реформу и закрепить в Конституции новую модель государства - президентскую республику.

Лидер «справедливых» считает, что в Казахстане не было ни одного правительства, которое бы соответствовало тем задачам, которые ставил перед ним глава государства, и как следствие - в Казахстане очевиден дефект конституционного разделения полномочий между президентом, парламентом и правительством.

- Вот насчет дефекта полномочий - я с ним полностью согласна, - заявила президент общественного фонда развития парламентаризма Зауреш Батталова. - Де факто президентская власть уже состоялась, и все изменения в конституционные законы о парламенте, президенте и прочая привели к тому, что сегодня президент, по данным известного политолога Андрея Чеботарева, обладает 89 функциями власти и всеми функциями назначения, присущими институту президентства.

По мнению казахстанских политологов, ни правительство, ни парламент в Казахстане не обладают достаточными полномочиями. Именно за счет ограничения полномочий парламента и произошло усиление власти президента. Причем случилось это благодаря депутатам прошлого созыва, которые добровольно отказались от мандатов, заявив, что не хотят тормозить реформы в стране.

Что касается правительства, его полномочия несколько шире, но никаких самостоятельных шагов и оно позволить себе не может, постоянно оглядывается на президента. В лексиконе Карима Масимова прочно прописались фразы: «по поручению президента», «доложу главе государства»…

- Что касается предложения Максута Нарикбаева, на мой взгляд, это попытка сделать очередной реверанс президенту, чтобы доказать лояльность. С другой стороны - попытка застолбить место второй партии в парламент на будущих выборах. Ну а говорить о его предложении о введении многопартийности в парламенте сегодня вообще смешно… Где он был в феврале, когда обсуждался закон о выборах? - недоумевает президент фонда развития парламентаризма.

Член парламентского Комитета по междунарордным делам, обороне и безопасности, профессиональный юрист Серик Темирболатов считает, что вопрос об усилении полномочий президента вообще не заслуживает обсуждения.

- Все валить на главу государства - это неправильно. У нас классическая схема государственного управления: три ветви власти, и президент должен их координировать, а не подменять. Что касается мнения Нарикбаева - мало ли я что могу предлагать! Но я воздержусь, потому что реальных дел более чем, и не время толкать теоретические лозунги! Есть более важные проблемы - нам страну из кризиса вывести надо.

Еще более категоричным во мнении оказался депутат мажилиса Рауан Шаекин:

- Если ему нечем больше заняться - пусть говорит. А кто знает свое дело - делом будет заниматься, а не болтовней.

Что по этому поводу думают остальные - время покажет.

Людмила ПИСКОРСКАЯ, Астана

"Новый путь справедливости" - так определяют в демократической партии "Адилет" совокупность политических предложений, изложенных в программном докладе своего лидера Максута Нарикбаева на состоявшейся на днях конференции, посвященной 5-летию организации.

Говоря об опыте, полученном за эти годы, г-н НАРИКБАЕВ заявил: "Мы последовательно эволюционировали от пропрезидентской партии до партии конструктивной оппозиции", что явилось осознанным ответом на происходящие в стране изменения. Развивая эту мысль, он заметил, что "в последние годы наряду с достижениями в социально-экономической и политической сферах наметился и закрепляется ряд негативных тенденций, которые обусловили необходимость пересмотра нашего отношения к политическому курсу государства". В частности, им было констатировано проявление признаков обострения социальных отношений в обществе, которые начались еще с середины 2007 года.

Стоит заметить, что в этом плане позиция "Адилета" отличается от точки зрения "Нур Отана", чьи представители в парламенте утверждают, что кризис был привнесен в Казахстан извне (пожалуйста, Панорама №15, 2009 г.). Г-н Нарикбаев напомнил, что ДП "Адилет" последовательно критиковала правительство и парламент, вносила предложения по совершенствованию законодательства в связи с поправками в ряд политических законов - о СМИ, выборах, партиях. Все это, однако, не было воспринято.

- Но мы не опускаем руки и продолжаем отстаивать свое мнение. Понимаем, что в существующей модели управления просто нет механизмов учета спектра мнений гражданского общества и их влияния на принятие политических решений. Поэтому пришли к выводу, что без радикального переустройства системы управления модернизация казахстанского общества невозможна, - заявил г-н Нарикбаев.

Указав на, в общем-то, очевидное - что реализация Антикризисного плана правительства все более дает сбои ("из-за тех упущений, о которых мы предостерегали"), он перешел к конкретике предложений. Собственно, все они так или иначе сходились на главном: необходимость проведения в ближайшее время конституционной реформы, основной целью которой должно стать закрепление новой модели президентской республики. Лидер "Адилета" вновь повторил высказанную некоторое время назад идею о ликвидации должности Премьер-Министра и средоточии его функций в руках Президента. "Мы считаем более эффективной формой правления в нашей стране ту, когда Президент объединит у себя полномочия главы государства и правительства... Институт Президента, являющийся ключевым в системе исполнительной власти, необходимо органически встроить в систему государственного управления", - сказал он. Г-н Нарикбаев и его соратники полагают, что конституционно-правовое положение Президента должно определяться не его статусными характеристиками (такими как гарант, олицетворение единства народа и власти), а конкретными правами и обязанностями, закрепленными за главой исполнительной власти. "Только в таком случае... на Президента может полностью распространяться система сдержек и противовесов, обеспечивающая оптимальный баланс исполнительной, законодательной и судебной властей в государстве", - поясняют они.

Из выступления на конференции можно сделать вывод, что в партии предлагаемую реформу считают формализацией фактически существующей практики. На сегодняшний день Президент, по словам г-на Нарикбаева, формально не являясь главой исполнительной власти, вынужден реально руководить правительством, что связано не с отсутствием у последнего достаточных полномочий, а "с наличием сильной личности действующего главы государства". "И правительство (я говорю не только о действующем), приспособившись к такому удобному положению, прикрываясь именем Президента, практически занимается эксплуатацией образа главы государства, что в результате привело к снижению роли и ответственности самого исполнительного органа. Затянувшаяся административная реформа так и не дала ощутимых результатов. Из-за закрытости для общественного контроля и коррумпированности госструктур граждане и их объединения все больше отчуждаются от власти", - заметил г-н Нарикбаев.

Неожиданность этого заявления связана в том числе с тем, что критика идеи уже прозвучала в последнее время из околопрезидентских кругов. Так, негативно отзывался о ней советник главы государства Ермухан Ертысбаев, заявивший в своем выступлении в дискуссионном клубе "Айт-Парк": "Не могу представить, чтобы даже в этот тяжелый момент Президент непосредственно возглавил правительство и по существу совмещал две должности. По Конституции он определяет внешнюю политику, и поскольку Казахстан вмонтирован в мировую экономику, Президенту приходится заниматься очень большим внешнеполитическим блоком. Плюс вопросы национальной безопасности и ряд других. Сейчас нет никакой необходимости в непосредственном руководстве правительством. Премьер находится на постоянной связи с Президентом, он все жестко контролирует" (пожалуйста, Панорама №6, 2009 г.).

В части предложений по реформированию представительной власти на конференции ДП "Адилет" было заявлено о необходимости многопартийного парламента, усиления его независимости и создания системы, препятствующей депутатам и политикам "служить чьим-либо специальным интересам, гарантирующей раскрытие информации и систематический надзор со стороны политических партий".

По поводу третьей ветви, судебной, маститый юрист г-н Нарикбаев считает, что ее нужно "перевоссоздать". Подробного разъяснения этого термина не последовало. Но, вероятно, его можно представить, исходя из озвученных лидером "Адилета" целей: "чтобы устранить противоречия между законодательной и исполнительной ветвями власти, а также для справедливого разрешения всех конфликтов и споров, возникающих в обществе".

Из других значимых событий на мероприятии стоит отметить меморандум о сотрудничестве, подписанный "Адилетом" и всероссийской партией "Справедливая Россия". В нем сказано, что обе организации осознают большую ответственность за состояние дел внутри своих стран, за развитие отношений между ними на основе добрососедства и дружбы и поэтому берут на себя обязательства, "не вмешиваясь во внутренние дела... оказывать взаимную поддержку друг другу, постоянно обмениваться информацией о состоянии дел в... партиях, поддерживать постоянный контакт на всех уровнях". Таким образом, оказалась продолжена традиция, когда-то заложенная другими казахстанскими оппозиционными партиями, начиная с коммунистической, о декларировании взаимодействия с идейными единомышленниками в России. Правда, на этот раз партнерами стали не представители российской оппозиции, а те, кого у соседей называют "второй партией власти". Что наводит на размышления...

Ярослав РАЗУМОВ


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...