Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

«Государственно-частное партнерство поможет модернизировать стратегически важные отрасли», - директор Казахстанского центра ГЧП Б. Смагулов

АСТАНА. 6 мая. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - Трудности, переживаемые Казахстаном в связи с продолжающимся мировым финансово-экономическим кризисом, стимулируют государство и общество к поиску наиболее эффективных путей развития экономики и сохранения занятости населения.

Как подчеркнул Президент РК Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию», наше будущее зависит от дальнейшей модернизации экономики и развития базовой инфраструктуры.

Одним из способов привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты является государственно-частное партнерство. Механизмы государственно-частного партнерства уже действуют в нашей стране и, как показывает практика, достаточно эффективно. В настоящее время в Казахстане реализуются семь проектов на общую сумму полтора миллиарда долларов. Кроме того, объявлен конкурс на четыре проекта в автодорожной сфере на общую сумму около трех миллиардов долларов.

О том, какие проекты реализуются в рамках ГЧП и какое влияние оказывает их осуществление на социально-экономическую ситуацию в стране, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает председатель правления Казахстанского центра государственно-частного партнерства при Министерстве экономики и бюджетного планирования Болат Смагулов.

- Болат Советович, вашим Центром проводится экономическая экспертиза целого ряда концессионных проектов. Как вы считаете, какие из них наиболее перспективны в плане создания рабочих мест?

- Международный опыт и практика показывают, что инфраструктурные проекты являются самыми сложными, как в финансовом плане, так и в ресурсном. Только на стадии строительства объектов требуется свыше тысячи рабочих рук.

Сейчас, как вы знаете, в Казахстане реализуется семь концессионных проектов. Строительство железных дорог «Ералиево - Курык», «Коргас -Жетиген», электрификация железнодорожного участка «Макат-Кандыагаш», проектируется газотурбинная станция в городе Кандыагаш Актюбинской области, заканчивается строительство пассажирского терминала в Актау. На каждом из этих проектов создано порядка тысячи рабочих мест.

Кроме того, сейчас проводится конкурс еще по четырем проектам - реконструкция автодорог Алматы - Хоргос, Алматы - Капшагай и Астана -Караганда, а также строительство БАКАД. Здесь также будет задействовано значительное число работников.

По сути, это лишь число рабочих мест на стадии строительства. Но подобные инвестиционные проекты имеют мультипликативный эффект. Дороги - это кровеносная система страны. Чем лучше «сосуды» - дороги, тем выше приток ресурсов. Тем успешнее Казахстан будет реализовывать свой транзитный потенциал, тем больше трудовых ресурсов, услуг и товаров потребуется для обслуживания дорог. Ведь когда выгодой транзита товаров через казахстанскую территорию воспользуются международные компании, потребуется и более высокий уровень сервиса.

Практика строительства дорог всегда предполагала развитие придорожной инфраструктуры. А это - как занятость жителей расположенных вдоль трассы городов и поселков, так и развитие малого и среднего бизнеса. Так было и в древности, когда вдоль Шелкового пути вырастали города, так происходит и сейчас. Ведь дорога всегда кормила людей: кто-то работал на обслуживании дороги, кто-то - в ее инфраструктуре. Такой же эффект будет достигнут и реализацией сегодняшних проектов.

Кроме того, новые дороги, строящиеся с применением инновационных технологий, будут более высокого уровня, начиная от качества покрытия, мостов, развязок, пешеходных переходов и заканчивая видеоконтролем за движением. Пример - информационно-техническая система на трассе Астана - Боровое, охватывающая видеоконтролем всю дорогу и фиксирующая нарушения каждого автомобиля. Применение ИТС на других дорогах позволит добиться важного некоммерческого эффекта - число автодорожных аварий, гибели людей резко сократится.

Сегодня у ряда проектов, реализуемых на основе ГЧП, уже завершен этап строительства, а значит граждане, работающие на обслуживании новой железнодорожной линии «Шар-Усть-Каменогорск» и межрегиональной линии электропередач «Северный Казахстан - Актюбинская область», получили постоянную работу.

- На прошедшем недавно экономическом форуме вы говорили о своих намерениях расширить сферу государственно-частного партнерства. Имеются ли уже какие-либо конкретные планы по направлениям этой работы?

- Государственно-частное партнерство присутствует, практически, во всех сферах экономики - в том или ином выражении. В Казахстане принципы ГЧП в настоящее время, в основном, применяют через механизм концессии. Хотя в международной практике ГЧП применяется, в том числе, и на муниципальном уровне: в развитии городской и поселковой инфраструктуры: при строительстве школ, больниц, детских садов, в ЖКХ, водо- и теплоснабжении и так далее.

Международная практика применения ГЧП на местном уровне, в том числе во многих городах Европы, придерживается следующих принципов: оплата за конечный результат. Частные компании, берущие под управление субъекты коммунальной инфраструктуры, работают по «бонусной системе»: они имеют соответствующий доход за счет тепло-, водо-, энергосберегающих технологий и качественного содержания, что приводит, в целом, к улучшению качества предоставляемых услуг. Население же платит за чистую улицу, а не за количество дворников, за чистую воду, а не за ремонт трубопроводов. При этом, основными контролерами являются сами потребители и, разумеется, соответствующие государственные структуры.

Но в Казахстане заключенные до настоящего времени концессионные договоры касаются лишь секторов транспорта и энергетики, при этом законодательство РК позволяет применять концессионные механизмы практически во всех сферах инфраструктуры. Учитывая потребности страны в развитии инфраструктуры и успешные примеры из международной практики, Центром ГЧП разрабатывается комплекс мер по внедрению элементов государственно-частного партнерства в другие отрасли, включая коммунальный сектор, представляющий собой сферу предоставления услуг по водоснабжению, канализации, газоснабжению, электроснабжению, теплоснабжению, вывозу мусора, обслуживанию лифтов и другие.

Теме применения механизмов ГЧП на муниципальном уровне будет посвящена международная конференция, запланированная на сентябрь. В Актау приглашены мэры крупнейших городов Евразии, международные эксперты, имеющие большой опыт работы в данном направлении, и компании, заинтересованные в проектном финансировании данной сферы.

При предварительном опросе выяснилось, что, с одной стороны, есть большая заинтересованность, в целом, к государственно-частному партнерству и возможность привлечения инвестиций по данным механизмам, с другой - недостаточная подготовленность, квалифицированность кадров по данному вопросу. В настоящее время Центр проводит серии региональных семинаров для повышения осведомленности об основных направлениях развития ГЧП и возможностях его применения на региональном уровне. Уже прошли семинары в Караганде, Усть-Каменогорске, Талдыкоргане, Кокшетау, Актобе. То есть, планируется охватить весь Казахстан.

- Имеются ли планы по реформированию нормативно-правовой базы в области ГЧП?

- В настоящее время наш Центр, вместе с Министерством экономики и бюджетного планирования, работает над Концепцией развития государственно-частного партнерства в Казахстане, в которой будут определены перспективные формы и сферы применения ГЧП, мероприятия по его развитию. По поручению заместителя Премьер-Министра РК Серика Ахметова под руководством Министерства экономики и бюджетного планирования создается межведомственная рабочая группа по вопросам развития ГЧП и совершенствования законодательства. Ожидается, что итогом работы станет концептуальный документ, определяющий стратегию развития ГЧП в стране.

Инвесторам, заинтересованным в участии в проектах на основе государственно-частного партнерства, требуется устойчивая и надежная нормативная правовая база, то есть меньшее количество, простота и качество норм. В первую очередь, необходимо определить, в каких направлениях нужно совершенствовать взаимодействие участников процесса подготовки и реализации проектов ГЧП. Кроме того, нормативная правовая база должна учитывать интересы получателей услуг и давать им возможность участвовать в юридических процедурах, защищающих их права и гарантирующих им доступ к процессу принятия решений.

- В рамках Астанинского экономического форума состоялась отдельная сессия по вопросам применения ГЧП в условиях кризиса. Какие предложения прозвучали от представителей других стран?

- Эта сессия собрала весьма представительных участников. Гостями были главы центров, аналогичных нашему - из Германии, Великобритании, Франции, России, руководитель Европейской экономической комиссии ООН и другие. Многие из этих центров имеют 20-30-летний опыт работы в своих странах. Они отметили положительные процессы в области государственно-частного партнерства в Казахстане, как в области совершенствования законодательной базы, так и в части принципов подхода к процессу организации по реализации проектов: этапность, транспарентность, качество подготовки ТЭО проектов, конкурсной документации и так далее. Яркий пример - конкурс, проводимый Министерством транспорта и коммуникаций, в котором участвовало более 60 крупных компаний.

В целом, консультации с ведущими международными экспертами показали, что проводимая в Казахстане политика в области ГЧП получила хорошие отзывы.

Что касается предложений, то мы обсуждали перспективы развития ГЧП на региональном уровне. И наши партнеры из-за рубежа поддержали нашу идею о тесном взаимодействии в части обмена опытом и оказании содействия Казахстану в методическом и практическом плане.

- Одной из отраслей экономики, нуждающихся в ускоренном развитии, является сельское хозяйство. Применимы ли существующие схемы государственно-частного партнерства для поддержания и развития сельскохозяйственного производства?

- В международной практике государственно-частное партнерство применяется для развития производственной и социальной инфраструктуры страны. Мы уже говорили о мультипликативном эффекте, когда инфраструктуры стимулирует развитие всех отраслей экономики, включая сельское хозяйство.

В Казахстане было озвучено много инициатив в области ГЧП. Но требует серьезной проработки механизм реализации данных инициатив и понимание исполнителями принципов: что такое государственно-частное партнерство. Так как в международной практике ГЧП - это партнерство, основанное на конкретных обязательствах сторон, в договоре должен быть соблюден баланс рисков и ответственности. Кроме того, документ четко фиксирует такие аспекты, как стоимость проекта, временные рамки, качественные нормы. Поэтому наш Центр готов оказывать соответствующую поддержку: информационную, организационную и методологическую в части, касающейся основных механизмов государственно-частного партнерства.

Еще один нюанс. Все, что было построено в рамках проектов ГЧП, - является собственностью государства: дорога, больница, аэропорт. Бизнесу же, построившему это, согласно контракту, объекты отдаются во временное пользование на период, за который окупаются вложения и зарабатывается прибыль. При этом по окончании срока контракта на эксплуатацию - опять же согласно зафиксированному на бумаге договору, - концессионер, в рамках действующего закона «О концессии», возвращает объект.

- Кто занимается разработкой концессионных проектов - ваш Центр, другие государственные организации или же инициатива должна исходить от частных компаний?

- Весь алгоритм подготовки проектов четко прописан в законе «О концессии».

Местный или центральный исполнительный орган - потенциальный концедент разрабатывает концессионные предложения по строительству или реконструкции объектов, которые предполагается передать в концессию. Если концессионное предложение получает положительную оценку по возможности передачи данного объекта в концессию, то далее концедент привлекает специализированные проектные компании для разработки технико-экономического обоснования. ТЭО концессионного проекта должно содержать информацию для принятия решения по реализации проекта: каковы выгоды для участников, каков необходимый объем государственной поддержки и другое. Если ТЭО проекта получает положительную оценку и он вносится в перечень объектов, передаваемых в концессию, то концедент проводит конкурс по выбору концессионера.

Роль Центра ГЧП в данном процессе заключается в проведении экономической экспертизы на всех стадиях проекта - от предложения по передаче объекта в концессию до осуществления мониторинга в период реализации, с целью обеспечения баланса интересов государства, бизнеса и потребителей при реализации проектов.

- В каких формах может осуществляться сотрудничество Центра ГЧП с исламскими институтами?

- Прежде всего, это информационный обмен, тренинги, семинары. Наш Центр планирует изучить опыт финансирования и реализации инфраструктурных проектов на основе ГЧП в зарубежных странах. Кроме того, мы запланировали провести ряд совместных с заинтересованными государственными органами исследований применения исламского банкинга в проектах ГЧП.

Работа с исламскими институтами ведется по тем же схемам, что с другими международными организациями. Но есть определенные аспекты привлечения исламских финансов для участия в наших проектах ГЧП. Это связано, в том числе, с рядом требований исламских институтов.

В настоящее время ведется активная работа по внедрению института исламского финансирования в Казахстане. В частности, был принят специальный закон, открывающий доступ в нашу страну такой формы банкинга.

В рамках II Астанинского экономического форума у меня состоялась встреча с директором Института исламского банкинга и финансов доктором Ахмедом Камелом Майдином Меером. Главной темой стало, естественно, обсуждение особенностей исламского финансирования проектов ГЧП. Мы договорились о возможности обучения наших сотрудников специалистами Института по различным тематикам. Например: исламский банкинг; бухгалтерский учет в соответствии с исламской системой; опыт предоставления финансирования и условия финансирования проектов. Мы будем также исследовать возможные схемы применения исламского финансирования проектов в Казахстане с учетом особенностей нашего законодательства.

Одним из основных условий исламского финансирования является обязательное участие государства в проекте. Но при этом, исламские финансы можно направлять в любые сферы ГЧП. Например, в Малайзии значительная часть проектов, реализованных в муниципальной инфраструктуре, была профинансирована через такую форму финансирования. Опыт этой страны будет весьма полезен для Казахстана, с учетом поручений Президента о необходимости модернизации городских сетей.

Кстати, эта тема станет одной из основных для обсуждения во время сентябрьской конференции, посвященной применению государственно-частного партнерства для развития городской инфраструктуры.

Механизмы государственно-частного партнерства в нашей стране только-только начинают внедряться. И я считаю, что с учетом имеющихся возможностей для инвестирования проектов в различных сферах экономики у ГЧП в Казахстане большие перспективы.

- Спасибо за интервью.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...