Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

В условиях снижения спроса и роста конкуренции игрокам гостиничного бизнеса предстоит искать новые механизмы борьбы за лояльность потребителей

В условиях снижения спроса и роста конкуренции игрокам гостиничного бизнеса предстоит искать новые механизмы борьбы за лояльность потребителей

Последние годы для гостиничной индустрии Казахстана складывались весьма успешно. Страна преодолевала последствия кризиса 1990-х, когда загрузка отелей находилась на критически низком уровне. Постепенно развивался бизнес, с визитами зачастили иностранные инвесторы, участники переговоров, встреч, выставок и прочих мероприятий, едва ли не еженедельно проводившихся в крупных городах страны. Как свидетельствуют данные Казахстанской туристской ассоциации, более 80% туристов приезжают в нашу республику в связи с рабочей необходимостью, а развитие делового туризма предполагает наличие гостиничной инфраструктуры. Между тем ни для кого не секрет, что в отечественном исполнении качество этой самой инфраструктуры оставляло желать лучшего, особенно в соотношении с довольно высоким даже по мировым меркам уровнем цен. Несоответствие расценок на гостиничные услуги их качеству оказалось особенно заметным в Алматы, Астане, а также в регионах, где наиболее активно работали компании, специализирующиеся на добыче полезных ископаемых, например, в Мангистауской области.

Вызванное нынешней рецессией снижение спроса на услуги, считают специалисты, заставит игроков гостиничной индустрии пересмотреть расценки и предложить механизмы стимулирования спроса.

Период затишья на мировом гостиничном рынке

Говоря о расстановке сил в гостиничной индустрии, эксперты отмечают численное доминирование Старого света: отельный фонд европейских государств составляет около 46% от общемирового, при этом значительная часть туристов, прибывающих в европейские страны, останавливается не в отелях, а на частных квартирах или в пансионатах. На втором месте по мощности гостиничной базы находится Американский континент, на долю которого приходится 37% мирового отельного фонда, или около 9 млн номеров. Однако по темпам развития данный регион опережает Европу. Увеличение туристского потока в страны Юго-Восточной Азии, прежде всего в Китай и Японию, стимулировало развитие местной гостиничной индустрии, и в настоящее время она растет более быстрыми темпами, чем в целом в мире. Однако даже при столь динамичном поступательном движении доля данного региона в миоколо 11%. Еще менее заметную роль в глобальном масштабе играют отели, расположенные в Африке, - на их долю приходится порядка 3% от мирового гостиничного фонда. Тем не менее бизнес гостеприимства развивается здесь достаточно активными темпами, особенно в ЮАР, Зимбабве, Танзании и на островах Индийского океана.

Период снижения активности в настоящее время переживает не только отечественная, но и мировая гостиничная индустрия. Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного среди более чем 2,7 тыс. отельеров, в нынешнем году наблюдается тенденция сокращения уровня заполняемости гостиниц и снижения стоимости номеров на 5-10% по сравнению с прошлым годом. Около 70% участников опроса прогнозируют, что их оборот по сравнению с 2008 годом существенно снизится, некоторые игроки ожидают спада в районе 10-15%.

Наибольшее влияние на мировой рынок гостиничной недвижимости оказывают ухудшение состояния глобальной экономики и негативные тренды мировых и локальных фондовых рынков. Согласно данным исследований Jones Lang LaSalle Hotels, международной компании, оказывающей консалтинговые и инвестиционные услуги в области гостиничной недвижимости, после пятилетнего периода стабильного роста объемы инвестиционных продаж в гостиничном секторе на рынках Европы, Ближнего Востока и Африки (ЕМЕА) продемонстрировали падение на 60%, составив в 2008 году 7,8 млрд евро. Такое снижение стало следствием сложной экономической ситуации. Между тем на рынке ЕМЕА ситуация выглядит более благоприятной, чем в мире в целом, где спад инвестиционной активности составил 70%, а доля данного региона в глобальном объеме инвестиционных сделок в гостиничной индустрии составила немногим менее 50%. Как свидетельствуют аналитики Jones Lang LaSalle Hotels, сегодня наблюдаются некоторые признаки грядущих структурных изменений в гостиничной индустрии, которые должны привести к росту инвестиционной активности и увеличения числа транзакций на рынке ЕМЕА к концу нынешнего - началу будущего года. Эксперты ожидают увеличению числа сделок по слиянию и поглощению среди ряда крупных гостиничных операторов в результате стремительного сокращения линейки будущих проектов. В свете ожидаемого падения спроса на гостиничные услуги можно рассчитывать на позитивный эффект от указанных сделок.

"В то время как в 2007 году гостиничные операторы выступали исключительно в качестве продавцов, ситуация, сложившаяся в 2008 году, вынудила их перейти на противоположную сторону, и, видимо, в ближайшем будущем мы станем свидетелями активизации такой деятельности. В основе наших ожиданий лежит простое объяснение - помимо небольшого количества специализированных гостиничных инвесторов, гостиничные операторы по сути являются единственным игроком, которому отели необходимы для эффективной работы бизнеса", - считает Марк УИНН-СМИТ, главный исполнительный директор Jones Lang LaSalle Hotels по странам региона ЕМЕА. По мнению эксперта, на фоне сохранения нестабильности на финансовых рынках, значительных временных сроков, необходимых для реструктуризации, 2009 год станет непростым для мирового гостиничного рынка. Некоторое оживление возможно в конце года, однако его стимулом станет скорее реструктуризация деятельности, чем возвращение на рынок кредиторов. В нынешнем и будущем году, полагают эксперты, гостиничные инвесторы будут отдавать предпочтение активам, чьи собственники заключили с операторами договоры аренды, которые выглядят более привлекательными благодаря более стабильному доходу. Инвестиционные предпочтения будут отдаваться эксклюзивным проектам в ключевых городах (например, в Лондоне или Париже) либо гостиницам среднеценового сегмента, спрос на услуги которых в период ценового спада довольно высок.

По пути объединения

В последние годы одной из ключевых тенденций развития мировой гостиничной индустрии стала централизация и интеграция управления. По мнению аналитиков, интеграционные процессы в сфере гостиничного рынка обусловлены объективными обстоятельствами. Во-первых, каждая гостиничная сеть имеет собственную систему бронирования, ориентированную на первоочередную загрузку входящих в нее отелей, а значит, интеграция с той или иной сетью в значительной степени обеспечивает стабильную загрузку. Кроме того, все большее распространение получают системы гостиничного бронирования, принадлежащие крупным авиакомпаниям или консорциумам, и включение в них, как правило, достаточно дорого для независимых отелей. Во-вторых, причастность к гостиничной сети предполагает формирование качественных услуг, уровень которых должен быть одинаково высоким для всех предприятий, входящих в нее. Все ведущие гостиничные объединения имеют единые нормативы и параметры оснащения помещений, технологию и стандарты обслуживания. Их обеспечение требует создания мощных снабженческих организаций, а также структур, занимающихся производством и ремонтом оборудования или, например, мебели. Позволить себе развитие столь мощной инфраструктуры также могут только крупные гостиничные объединения. Наконец, подавляющее большинство гостиничных сетей создает свою систему подготовки и повышения квалификации персонала, что в конечном счете положительно влияет на качество обслуживания постояльцев отелей, входящих в сеть. Причастность отелей к гостиничной сети предполагает схожесть в их территориальном расположении, единство архитектурного стиля и оформления интерьера, наличие единого управления, маркетинга, службы организации, инфраструктуры для проведения бизнес-мероприятий, гибкой системы тарифов, включение в стоимость проживания завтрака "шведский стол".

Гостиничные сети объединяют не только отели, являющиеся их собственностью, но и заведения, входящие в них на условиях франшизы. В этом случае франчайзодатель формирует полную концепцию предприятия и методов его работы, а франчайзополучатель покупает право использования имеющихся наработок. По мнению экспертов, в гостиничном бизнесе использование франчайзинга демонстрирует высокую степень эффективности, поскольку вхождение во франшизную сеть обеспечивает лояльность со стороны потребителей, не понаслышке знающих о качестве услуг, предоставляемых известными гостиничными брендами. Кроме того, использование опыта крупного гостиничного оператора позволяет новичку избежать досадных ошибок, а зачастую дает возможность при вхождении во франшизную сеть использовать инвестиции партнера.

В гостиничном секторе стран СНГ появились франшизы, интересные не только представителям крупного бизнеса, но и средним игрокам. Однако в нашей стране подобный опыт не получил достаточно широкого распространения - иностранные компании зачастую не уверены, что качество казахстанского менеджмента будет соответствовать планке, установленной на международном уровне.

 

В дефиците простота

По данным Министерства туризма и спорта РК, на сегодняшний день в республике действует 1150 предприятий гостиничного хозяйства, фонд размещения которых насчитывает свыше 29 000 номеров; по итогам прошлого года предприятия гостиничного бизнеса оказали услуги на сумму свыше Т47,5 млрд. Уровень загрузки отелей вырос с практически критического минимума, наблюдавшегося в 1990-х годах, до 40-60%, а в "высокий" сезон, который в условиях городов Казахстана совпадает с периодом проведения выставок, и до 80%. Вместе с тем, казахстанские предприниматели также начали инвестировать в развитие туристской инфраструктуры, в том числе в строительство небольших отелей, кемпингов. Тем не менее еще не так давно аналитики утверждали, что отечественная экономика растет более высокими темпами, чем гостиничная индустрия, соответственно инвестирование в строительство отелей представлялось привлекательным бизнесом.

Практически все гостиницы с большим номерным фондом относятся к категории пятизвездочных: инвесторы предпочитали вкладывать средства в строительство отелей верхнего ценового сегмента, требующих больших затрат, но в достаточно сжатые сроки приносящих хорошие дивиденды, в том числе и за счет выручки от дополнительных услуг - презентаций, корпоративных и деловых мероприятий, совмещения гостиничной площади с торговой (в частности, это касается возведения отеля как продолжения крупного торгового комплекса). Привлекательность для игроков гостиничной индустрии работы в верхнем ценовом сегменте недавно получила еще одно подтверждение: один из известных алматинских отелей "Достык", до реконструкции позиционировавшийся как 4-звездочный, после ремонта начал работать в сегменте 5-звездочных. Гостиницы сегмента "четыре звезды" при сопоставимых затратах на строительство, как показывает практика, окупаются в более длительные сроки. Что касается сегмента трехзвездочных отелей, то он был и остается представлен главным образом гостиницами с небольшим номерным фондом. А поскольку администрация таких гостиниц стремится предложить постояльцам как можно большее количество услуг, о приемлемых ценах в подобных объектах размещения также можно говорить с определенной долей условности. Так, если зарубежные гостиницы, предлагающие минимальный набор услуг, могут просить до $50 за номер, то в алматинской трехзведочной "Премьер Алатау", например, сутки пребывания в стандартном одноместном номере обойдутся в $157, а в отеле "Казжол" - в $78. В регионах дефицит недорогих 3-звездочных гостиниц ощущается еще острее, как и разрыв между уровнем цен и качеством предоставляемых услуг.

Принимая во внимание, что на протяжении нескольких последних лет Казахстан активно позиционировал себя как новое туристское направление, дефицит 3-4-звездочных отелей, рассчитанных не на бизнес-туристов, а на путешественников, приехавших посмотреть достопримечательности страны и оплачивающих все расходы лично, а не за счет принимающей стороны, оказался одной из главных проблем отечественной гостиничной индустрии. Фактически гостям республики не оставили выбора - заплатить хорошую сумму и поселиться в отеле высокой категории либо остановится в бюджетной гостинице без претензий на роскошь, но сэкономить на расходах за проживание.

"Для туристов, которые платят из своего кармана, наши 5-звездочные отели, особенно в Алматы, скажем так, дороговаты; замечания по поводу высоких цен высказывают практически все туристы, приезжающие в Казахстан",- отмечает директор Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов (КАГиР) Рашида ШАЙКЕНОВА. Действительно, при том, что средняя стоимость номера, скажем, в пятизвездочной гостинице Алматы составляет $550-600 в сутки, в европейских отелях того же класса сутки проживания обходятся в 450-550 евро. Но при не слишком значительной разнице в ценах по уровню сервиса казахстанские отели пока уступают европейским.

Дефицит недорогой и качественной гостиничной инфраструктуры по-прежнему восполняется арендным жильем или квартирами гостиничного типа. По словам г-жи Шайкеновой, гости из стран СНГ и дальнего зарубежья, особенно из числа тех, кто приезжает в Казахстан не в первый раз, оценили такой вариант размещения как наиболее оптимальный с точки зрения соотношения цены и качества. Соответственно данный сектор может успешно конкурировать с гостиничным, особенно сегодня, когда с необходимостью считать деньги сталкивается все более широкий круг тех, кто приезжает в Казахстан. Скажем, далеко не всем гостям предстоящей Азиады, в том числе туристам-болельщикам, покажутся приемлемыми расценки на проживание в VIP-отелях и гостиницах высокого ценового сегмента. Между тем для Астаны, где пройдет значительная часть спортивных соревнований, проблема дефицита качественных отелей сегмента "3 звезды" является еще более насущной, чем для Алматы.

Об одной из основных для отечественной гостиничной индустрии проблем - несоответствии качества услуг ценовой политике - в докризисный период было сказано много, однако изменений в этой сфере либо не наблюдалось вообще, либо они происходили гораздо медленнее, чем хотелось бы. Существовало логичное объяснение такой ситуации, ведь несмотря на увеличение гостиничного фонда, в условиях дефицита отелей всех классов о полноценной конкуренции говорить не приходилось. Администрации гостиниц знали, что в высокий сезон номера в любом случае будут заселены на 80-100%, невзирая на традиционно сопутствующее периоду наиболее активного спроса повышение расценок. Потому законы рынка не регулировали ни качество услуг, ни уровень сервиса, ни ценовое предложение.

Не лучшим образом на развитии гостиничной индустрии сказывался дефицит квалифицированных кадров: отечественный рынок образования не поставляет профессиональных квалифицированных кадров, соответствующие современным требованиям. Между тем работник современного гостиничного бизнеса должен быть в курсе современных тенденций рынка, уметь применять современные технологии. Дефицит квалифицированных кадров остро ощущается не только на уровне менеджмента, но и на этапе строительства, проектирования отелей. В период роста цен на недвижимость на рынок вышли игроки, не слишком хорошо разбирающиеся в нюансах гостиничной индустрии и имеющие слабое представление об аспектах возведения, оформления, оснащения гостиничных объектов. В результате значительная часть инвесторов приглашала иностранных специалистов, что увеличивало как стоимость проекта, так и сроки его окупаемости.

 

Слово за сетями

Докризисный период ознаменовался приходом на казахстанский рынок крупных гостиничных сетей Marriott, Holiday Inn, Hyatt, Rixos, представители которых озвучивали планы по строительству большого количества отелей, работающих под вывеской известных брендов. Часть этих планов удалось воплотить в реальность. В частности, в Астане начали действовать отели Radisson SAS Hotel, Rixos President Astana и Okan Intercontinental Astana, сеть Marriott запустила гостиничные комплексы Renessans в Атырау и Актау. В южной столице наряду с Intercontinental Almaty и Hyatt Regency Almaty в конце января открылся первый в Казахстане отель сети Holiday Inn. Номерной фонд отеля насчитывает 230 комнат, а наличие нескольких конференц-залов позволяет организовать проведение бизнес-мероприятий. Изначально его открытие намечалось на вторую половину прошлого года, но кризис внес коррективы.

К слову, с необходимостью внесения поправок в сроки запуска своих отелей столкнулись практически все операторы. На этот год намечено открытие JW Marriot (девелопер проекта - компания Capital Partners), в котором, как предполагается, поселятся самые почетные гости предстоящей Азиады, а также Rixos Almaty (рассчитан на 260 номеров) и Park Inn Almaty Airport (номерной фонд этого отеля составит 130 комнат). Строительство последнего ведется под управлением The Rezidor Hotel Group; данный оператор уже имеет опыт работы в Казахстане, поскольку именно он открыл столичный Radisson SAS. Не исключено, что ввод в строй новых гостиниц в связи с обусловленными кризисом трудностями по получению банковского финансирования будет перенесен на следующий год. Ориентировочно в 2010 году откроется Radisson SAS Medeo, строительство которого также ведет вышеназванная The Rezidor Hotel Group. В то же время инвесторы приняли решение о приостановке реализации гостиничных проектов, находящихся на начальной стадии, - в частности, решено повременить с запуском в Алматы отелей Kempinski и Radisson.

Впрочем, полагают международные операторы, несмотря на трудности кризисного периода, гостиничный рынок нашей страны по-прежнему представляется привлекательным. "В Казахстане, несмотря на приход крупных операторов, до сих пор ощущается недостаток качественных отелей современного уровня. Эта проблема актуальна как для Алматы, претендующего на статус регионального финансового центра а значит, нуждающего в гостиничных площадях мирового класса, так и для Астаны, а также для регионов. Поэтому операторы не исключают возможности реализации своих проектов в таких имеющих значение для экономики страны городах, как Шымкент, Актобе, Атырау. Кризис не продлится вечно, и мы надеемся, что и экономика республики, и гостиничная индустрия вернутся к прежним темпам развития. В пользу привлекательности сектора говорит и обстоятельство, что деловой туризм в той или иной мере будет развиваться всегда. Человек может не поехать в отпуск, но он не отменит командировку", - полагает представитель The Rezidor Hotel Group Даррен БЛАНЧАРД.

 

Новое время - новые ориентиры

Минувший год действительно оказался достаточно удачным для отечественной индустрии делового туризма: здесь проходили выставки и семинары, в которых участвовали как казахстанские, так и зарубежные гости. Количество деловых мероприятий удавалось удерживать на достаточно высоком уровне и за счет того, что крупные международные компании, ранее проводившие встречи за рубежом, были вынуждены отказаться от подобной практики в пользу местного варианта. Высокий спрос на услуги отелей как места для проведения деловых и корпоративных мероприятий сказался на структуре доходов предприятий гостиничного бизнеса: если в прежние годы использование сопутствующей инфраструктуры приносило треть доходов гостиницы, то в нынешнем году средства, вырученные от сдачи в аренду конференц-залов, ресторанов, позволяют обеспечить примерно половину доходов. С другой стороны, такой расклад свидетельствует о снижении дохода с аренды гостиничных номеров и, соответственно, об уменьшении числа постояльцев.

В ситуации, когда позиции делового туризма казались достаточно устойчивыми, сохранялся довольно высокий спрос на услуги гостиничного сектора, и участники рынка еще в начале нынешнего года были настроены на удержание цен. Более того, расценки новых отелей, теоретически принадлежащих к сетям среднего ценового сегмента, в казахстанских условиях скорее приближались к более высокой ценовой планке - скажем, стоимость суток проживания в стандартном номере Holiday Inn составляла $350. Однако со временем стала очевидной тенденция к спаду экономической активности, число деловых мероприятий, проводимых в Казахстане, сократилось, как и количество зарубежных участников. Многие компании были вынуждены отказаться от участия в выставках, сославшись на чрезмерно высокие расценки, выставленные организаторами, и логичным продолжением стало снижение активности в гостиничном бизнесе. Как отмечают представители гостиницы "Казахстан", например, загрузку номеров в нынешнем году удается обеспечить лишь на треть, тогда как в прошлом году она достигала 80%.

Не самым благоприятным образом на положении предприятий гостиничной индустрии сказались такие факторы, как рост расходов на коммунальные услуги и девальвация. В наиболее проигрышном положении оказались отели, вынужденные рассчитываться по кредитам с банками - большая часть займов в свое время была взята в долларах в результате после девальвации ежемесячные выплаты существенно увеличились. Кроме того, девальвация обусловила рост затрат в тенге, ведь практически все оборудование, значительную часть мебели, посуды, моющих средств и прочих необходимых для ведения гостиничного бизнеса товаров приходится покупать за рубежом. На фоне сокращения спроса увеличилась конкуренция между объектами гостиничной инфраструктуры, и в таких условиях снижение расценок выглядело одним из действенных инструментов борьбы за клиента. Об уменьшении цен почти на треть объявили как гостиницы, расположенные в крупных городах (тот же "Казахстан" был вынуждена сократить расценки почти на 30%), так и в регионах. "Мы снизили наши расценки практически на треть, сутки проживания в одноместном номере теперь обходятся в 5000 тенге",- сказали представители гостиничного комплекса "Ордабасы" в Южно-Казахстанской области.

По мнению г-жи Шайкеновой, в период кризиса администрации отелей должны более активно продвигать дополнительные услуги, работать с местным населением, активизировать внутренний спрос, развивать событийный туризм. Одним из успешных примеров работы в этом направлении является проведение ежегодных деловых мероприятий, например, выставок или Евразийского медиафорума, в период которых гостиничным предприятиям, несмотря ни на что, удается обеспечить максимальную загрузку своих объектов. Вместе с тем борьба за внимание постояльцев только обострится. "Отели будут предпринимать свои собственные меры, направленные на удержание посетителей. Уже сегодня предлагаются гибкие системы скидок для лояльных клиентов, различные пакеты, которые могут показаться привлекательными потенциальным гостям. Конкуренция, особенно в верхнем ценовом сегменте, будет усиливаться, и выиграет тот, кто сможет предоставить лучший сервис в сочетании с привлекательными ценовыми предложениями",- отметила г-жа Шайкенова.

По мнению представителей КАГиР, государство может помочь представителям гостиничной индустрии, оказав поддержку в организации международных конференций и семинаров, выставок. Отелям же следует более активно налаживать связи с корпоративными клиентами, туроператорами, с представителями отдельных отраслей, которых могут заинтересовать их предложения.

Подготовила Анна ШАТЕРНИКОВА


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...