Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

6 мая 2009 года проведено очередное заседание Дисциплинарного совета Агентства РК по делам государственной службы в Костанайской области

Так, был рассмотрен вопрос о результатах проверки государственных органов Костанайского района по соблюдению ими законодательства о государственной службе, антикоррупционного законодательства и Кодекса чести государственных служащих РК. С информацией о ходе исполнения государственными органами района законодательства о государственной службе, антикоррупционного законодательства и Кодекса чести государственных служащих выступил заместитель акима Костанайского района Демисенов М.А.

Руководителям государственных органов Костанайского района было рекомендовано принять меры по устранению отмеченных недостатков, активизировать работу по профилактике, предупреждению и пресечению фактов коррупции, злоупотреблений служебным положением совершаемых государственными служащими и обеспечить безусловное соблюдение норм Кодекса чести всеми, без исключения государственными служащими района.

Также, рассмотрено дисциплинарное дело в отношении заместителя начальника ГУ «Рудненский городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» (далее - Отдел) Солодковой М.В., в действиях которой усматриваются признаки коррупционных правонарушений, создающих условия для коррупции, предусмотренные п.п. 4), 5), 12) п. 1 ст. 12 Закона РК «О борьбе с коррупцией».

Так, 28 мая 2008 года Отделом проведен открытый конкурс на право обслуживания маршрутов регулярных городских перевозок пассажиров и багажа в г. Рудном (далее - Конкурс). В ходе заседания конкурсной комиссии, от участника конкурса директора ТОО «Рудныйавтотранс» Бопатаева К.М. поступило обращение о предоставлении недостоверных сведений участниками конкурса ТОО «Транс-Экспресс-Сервис» и ИП «Вычугжанин». В частности, что ими был выставлен на конкурс подвижной состав ТОО «Костанайавтотранс», осуществляющее пассажирские перевозки на городских маршрутах г. Костаная.

Ранее, 23 мая 2008 года Отделом в адрес Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области был направлен запрос о подтверждении незадействованности автотранспорта ТОО «Рудныйавтотранс» на других маршрутах. В отношении остальных участников аналогичные запросы не направлялись. И только после объявления результатов конкурса, 29 мая 2008 года запрос о задействованности подвижного состава всех участников конкурса был направлен, уже в адрес Отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата г. Костаная. На что пришло подтверждение, о действительном использовании ИП «Вычугжанин» и ТОО «Транс-Экспресс-Сервис» автоединиц ТОО «Костанайавтотранс».

В соответствии с п. 135 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 10 марта 2004 г. за № 113-I (далее - Правила), в конкурсе может принять участие любое лицо, независимо от форм собственности, владеющее автобусами на праве собственности и иных законных основаниях, способные организовать перевозки. В своих конкурсных предложениях по лотам №№1 и 3 ИП «Вычугжанин» показал 67 единиц фактического наличия автотраспортных средств, из которых 19 автобусов эксплуатируются ТОО «Костанайавтотранс» на маршрутах в г. Костанае.

Таким образом, ИП «Вычугжанин» предоставил недостоверную информацию о своем подвижном составе, тем самым нарушил требования п. 150 Правил. В соответствии с п. 162-1 Правил, заявка ИП «Вычугжанин» конкурсной комиссией должна быть отклонена от рассмотрения, так как часть автотранспорта принадлежала другому предприятию.

При этом, предконкурсная комиссия, председателем которой являлась Солодкова М.В. формально провела проверку достоверности сведений, представленных в конкурсных предложениях участниками конкурса по подвижному составу. В результате чего ею были нарушены требования п. 161 Правил, что в дальнейшем повлияло на результаты конкурса, при определении победителя.

5 января 2009 года, постановлением Коллеги по гражданским делам Костанайского областного суда, результаты проведенного 28 мая 2008 года открытого конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров багажа на 2008-2011 годы по лотам № 1 и 3 в г. Рудном, признаны незаконными.

Причём, в случае признания судом результатов Конкурса недействительными, повторный Конкурс должен быть проведен не позднее, чем через 30 рабочих дней после вступления в силу решения суда об аннулировании результатов предыдущего Конкурса. Однако, повторный Конкурс по лотам №№ 1,3 на момент проведения проверки не был проведен, что является нарушением п. 170 Правил.

В ходе проверки также было установлено, что согласно объявлению опубликованного в газете «Рудненский рабочий» 16 января 2009 года, очередной Конкурс должен был состояться 26 февраля 2009 года. На конкурсе были выставлены пять лотов, в том числе №№ 1,3, тогда как, по ним должен был быть объявлен повторный Конкурс.

Согласно п. 146 Правил, перед проведением Конкурса, местный исполнительный орган формирует лоты, согласованные с конкурсной комиссией (далее — Комиссия) и подготавливает комплекты конкурсной документации. При этом, принятие решения по согласованию формируемых лотов осуществляется Комиссией, с закреплением решения в протоколе заседания. Однако, указанные в объявлении лоты организатором Конкурса, то есть Отделом, не были согласованы с Комиссией, которая была создана распоряжением акима г. Рудного только 19 января 2009 года, что также является нарушением норм вышеуказанных Правил.

23 января 2009 года в газете «Рудненский рабочий» вышло сообщение о недействительности объявления опубликованного 16 января 2006 года. Однако, председатель конкурсной Комиссии, она же заместитель начальника Отдела Солодкова М.В., не уведомила об этом членов Комиссии.

В этом же печатном издании было опубликовано объявление о проведении этого Конкурса только уже 5 марта 2009 года. Но и в эти сроки он не состоялся.

В дальнейшем, председателем Комиссии Солодковой М.В. не были приняты меры по проведению Конкурса в последующие дни, что не противоречило вышеназванным Правилам.

Воспрепятствование ТОО «Рудныйавтотранс» в реализации их прав и законных интересов, путём совершения конкурсной комиссией различного рода нарушений Правил, длительное не проведение, частые переносы конкурсов вызвали нездоровую обстановку среди водителей и общественный резонанс жителей города, послужило поводом для появления критических статей в средствах массовой информации.

Таким образом, в действиях заместителя начальника ГУ «Рудненский городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» Солодковой М.В. усматриваются признаки коррупционных правонарушений, создающих условия для коррупции, предусмотренные п.п. 4), 5), 12) п. 1 ст. 12 Закона РК «О борьбе с коррупцией».

Дисциплинарный совет, рекомендовал акиму г. Рудного Денингу Н.Я., решить вопрос о соотвествии занимаемой должности заместителя начальника ГУ «Рудненский городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» Солодковой М.В., за нарушение ею требований п.п. 4), 5), 12) п. 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией».

Рассмотрено дисциплинарное дело, в отношении заместителя председателя и членов земельной комиссии Федоровского района Василенко А.Н. и Тукушев С.Ж., которыми было совершено правонарушения, создающие условия для коррупции.

Так, 16 сентября 2008 года гражданин Шорохов А.С. написал ходатайство на имя акима поселка Федоровка, о выделении ему земельного участка площадью 275,7 га и 110,2 га, для ведения крестьянского хозяйства.

В этот же день, заместитель акима села Федоровка Мищенко В., направил в земельную комиссию Федоровского района письмо за № Ш-978, с просьбой рассмотреть на заседании вопрос о представлении во временное краткосрочное землепользование (аренду) сроком на 5 лет, вышеуказанные площади из земель села Федоровка.

Согласно протокольному решению от 26 сентября 2008 года № 25, земельная комиссия предоставила Шорохову А.С. во временное долгосрочное землепользование, на условиях аренды, сроком на 48 лет, земельный участок общей площадью 391,7 га из земель сельскохозяйственного использования. При этом, данный земельный участок был предоставлен Шорохову А.С. на максимальный срок, не смотря на то, что в его ходатайстве не был указан срок на право пользования земельным участком. И без учета того, что заместитель акима с. Федоровка Мищенко В.Я. в своем письме от 16 сентября 2008 года № Ш-978 на имя председателя земельной комиссии, просил рассмотреть заявление Шорохова А.С. о предоставлении ему земельного участка во временное краткосрочное землепользование сроком на 5 лет. Тогда как, согласно п. 3 ст. 35 «Земельного кодекса РК», сроки предоставления права временного землепользования устанавливаются, с учетом предоставляемого права на земельный участок, его целевого назначения и зонирования территории.

Также, в нарушение п. 7 ст. 101 «Земельного кодекса РК», Шорохову А.С. был представлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства из категории земель сельскохозяйственного использования, не смотря на то, что, согласно поданного им заявления от 16 сентября 2008 года, он не являлся работником сельскохозяйственной организации, в связи с чем, комиссия должна была предоставить ему земельный участок только из специального земельного фонда и запаса.

Кроме этого, земельная комиссия Федоровского района нарушила п. 3 ст. 43 «Земельного кодекса РК», т.е. порядок предоставления прав на земельный участок. В частности, физические и юридические лица, заинтересованные в предоставлении им прав собственности и землепользования на земельные участки, подают заявление в местный исполнительный орган, где в заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка; его предполагаемые размеры; местоположение; испрашиваемое право пользования.

Таким образом, члены земельной комиссии Федоровского района Василенко А.Н. и Тукушева С.Ж. совершили правонарушение, создающее условия для коррупции, предусмотренное п.п. 4 п. 1 ст.12 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией».

Дисциплинарный совет, рекомендовал акиму Федоровского района Корниенко А.Н., освободить начальника ГУ «Отдел сельского хозяйства Федоровского района» Василенко А.Н. от занимаемой должности, за нарушение требований п.п. 4 п. 1 ст. 12 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», с учетом того, что на него ранее в течение года уже налагалось дисциплинарное взыскание, за совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, а начальнику ГУ «Отдел земельных отношений Федоровского района» Абишеву К.Ж., привлечь к дисциплинарной ответственности в виде выговора главного специалиста отдела земельных отношений Тукушева С.Ж., за нарушение требований п.п. 4 п. 1 ст. 12 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией».

Также, было рассмотрено дисциплинарное дело в отношении заместителя начальника ГУ «Отдел строительства акимата г. Костаная» Садыкова К.Ж. в действиях которого усматриваются признаки правонарушения, создающего условия для коррупции, предусмотренного п.п. 5) п. 1 ст. 12 Закона РК «О борьбе с коррупцией», выразившиеся в оказании ТОО «АЯЗ» не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности.

Так, согласно решению сессии Костанайского городского маслихата № 84 от 14.04.2008 года, постановлению акимата г. Костаная № 1070 от 25.04.2008 года и бюджетной заявки ГУ «Отдел строительства акимата г. Костаная», из средств местного бюджета на реконструкцию школы - сада № 5 под детский сад с бассейном было выделено 98 024,0 тыс.тенге, в том числе 9 781,656 тыс.тенге на изготовление проектно - сметной документации, оказание технического и авторского надзора.

По итогам проведенного конкурса по государственным закупкам строительно - монтажных работ по объекту «Реконструкция школы - сада № 5 под детский сад с бассейном» в г. Костанае ТОО «АЯЗ» был признан победителем конкурса.

9 сентября 2008 года между ТОО «АЯЗ» и Отделом был заключен договор на выполнение подрядных работ на общую сумму 88 215 314 тенге, которые освоены в полном объеме и 10 декабря 2008 года Государственной приемочной комиссией вышеназванный объект был принят в эксплуатацию.

С целью проверки эффективности освоения и обоснованности расходования выделенных бюджетных средств на реконструкцию школы - сада № 5 под детский сад с бассейном была назначена судебная строительно - экономическая экспертиза.

Согласно заключения эксперта № 22 от 10 марта 2009 года установлено завышение стоимости фактически выполненных работ по объекту «Реконструкция школы - сада № 5 под детский сад с бассейном», на сумму 255 015 тенге. Это завышение установлено в следствие замены нового материала на бывший в употреблении, а именно чугунных радиаторов и силактного кирпича. Выводы эксперта о замене материала, основываются из представленных технических паспортов на чугунные радиаторы и визуальном осмотре кладки силикатного кирпича парапета здания Ясли - сада № 5.

Однако, проверкой установлено, что установленные субподрядной фирмой ТОО «Восход» чугунные радиаторы новые, что подтверждается договором, счетом-фактурой и накладной на используемый материал. А факт использования силикатного кирпича бывшего в употреблении при кладке парапета, нашел свое подтверждение.

При этом, в акте № 1 выполненных работ за сентябрь 2008 года в позиции 7 «Кладка простых наружных стен при высоте этажа до 4 м из кирпича», в количестве 25,38 м3, применена стоимость кирпича нового.

Заместитель начальника ГУ «Отдел строительства акимата г. Костаная» Садыкова К.Ж., согласно должностной инструкции осуществляет контроль и организовывает работу по подготовке всей необходимой документации для сдачи и ввода в эксплуатацию объектов, законченных строительством. Поэтому, зная о том, что подрядчиком при кладке парапета здания Ясли - сада № 5 был использован кирпич бывшего употребления, принял выполненные подрядчиком работы и завизировал акт № 1 выполненных работ по всему объему.

Таким образом, в действиях заместителя начальника ГУ «Отдел строительства акимата г. Костаная» Садыкова К.Ж., были усмотрены признаки правонарушения, создающего условия для коррупции, предусмотренного п.п. 5) п. 1 ст. 12 Закона РК «О борьбе с коррупцией», то есть он оказал ТОО «АЯЗ» не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности.

Дисциплинарный совет, рекомендовал начальнику ГУ «Отдел строительства акимата г. Костаная» Эповой В.М., привлечь к дисциплинарной ответственности в виде выговора заместителя начальника ГУ «Отдел строительства акимата г. Костаная» Садыкова К.Ж., за нарушение требований п.п. 5) п. 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией».

Рассмотрено дисциплинарное дело, в отношении начальника ГУ «Межрегиональный департамент государственного имущества и приватизации Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан «Тобол» (далее - Департамент) Тажибаев Ш.К., который действительно совершил правонарушение, создающее условия для коррупции.

Так, Тажибаев Ш.К. зная о том, что здание, находящееся по адресу г. Костанай, ул. Дулатова, 68, является памятником архитектуры, незаконно включил его в передаточный акт от 25.03.2002 года, в перечень имущества входящего в уставной капитал АО «Казагрэкс».

Кроме этого, в адрес директора РГП «ЦПН по Костанайской области» и вице-президента АО «Казагрэкс», им было направлено письмо № 4/687 от 19.10.2005 года, о том, что он дает согласие АО «Казагрэкс» на распоряжение по своему усмотрению зданием по ул. Дулатова, 68. Данное письмо в дальнейшем способствовало незаконному отчуждению указанного здания в частную собственность.

Своими действиями начальник Департамента Тажибаев Ш.К., грубо нарушил требования пункта 10 Указа Президента РК 1 422 от 22.07.2000 года «О перечне объектов государственной собственности не подлежащих приватизации».

Таким образом, начальник Департамента Тажибаев Ш.К., совершил правонарушение, создающее условия для коррупции, предусмотренное п.п. 4) п. 1 ст. 12 Закона РК «О борьбе с коррупцией» - оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений.

Дисциплинарный совет, рекомендовал Председателю Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан Утепову Эдуарду Карловичу, привлечь к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора начальника ГУ «Межрегиональный департамент государственного имущества и приватизации Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан «Тобол» Тажибаева Ш.К., за нарушение требований п.п. 4 п. 1 ст. 12 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией».

Рассмотрено дисциплинарное дело, возбужденное на основании материала Департамента Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по Костанайской области (далее - «ДКНБ») о совершении правонарушений, создающих условия для коррупции должностными лицами ГУ «Управление здравоохранения акимата Костанайской области» (далее - «Управление») и подведомственных лечебно-профилактических организаций от 17 марта 2009 года, Дисциплинарный совет Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы в Костанайской области отметил, что при проведении государственных закупок медицинского оборудования для медицинских организаций Костанайской области должностными лицами Управления и подведомственных лечебно-профилактических организаций были допущены нарушения требования Закона РК «О государственных закупках», тем самым совершены правонарушения, создающие условия для коррупции, предусмотренные п.п. 4), 5) п. 1 ст. 12 Закона РК «О борьбе с коррупцией».

Так, было установлено, что по договору № 98 от 18.07.2008 года, заключенного между заказчиком ГУ «Костанайская областная детская больница Управления здравоохранения акимата Костанайской области» в лице главного врача Садвакасова Д. З. и потенциальным поставщиком ТОО «Бастау - Фарм», на поставку комплекса суточного мониторирования ЭКГ и АД на сумму 4996,7 тыс. тенге, фактический размер обеспечения исполнения договора согласно банковской гарантии от 23.07.2008 года № 4689 АО КФ «Цеснабанк» составил 50 тыс. тенге. Однако, согласно письменного приглашения поставщику следовало внести в размере трех процентов от общей суммы договора, т.е. в сумме 149,9 тыс. тенге. Таким образом, заказчик не проконтролировал соблюдение требований о внесении обеспечения исполнения договора в части размера суммы.

Кроме этого, в нарушение статьи 34 Закона РК «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года № 303 без протоколов об итогах государственных закупок способом из одного источника ГУ «Костанайская областная детская больница Управления здравоохранения акимата Костанайской области», в лице главного врача Садвакасова Д. З., заключены договора № 98 от 18 июля 2008 года с ТОО «Бастау-Фарм» и № 99 от 23 июля, № 102 от 22 августа 2008 года с ТОО «КазСибФармацея».

Также, ГУ «Костанайская областная детская больница Управления здравоохранения акимата Костанайской области» согласно договорам № 88 от 08 июля, № 113 от 24 сентября, № 121 от 13 октября 2008 года не предъявлены штрафные санкции поставщику ТОО «Стофарм», на общую сумму 3,4 тыс. тенге.

Кроме того, в период с 3 по 10 января 2008 года учреждением необоснованно приобретены лекарственные средства у ТОО «Стофарм» на сумму 2894,0 тыс. тенге, без проведения процедур государственных закупок. Однако позднее с 31 января по 06 февраля 2008 года данные государственные закупки были проведены задним числом, способом запроса ценовых предложений (договор № 11 от 11.02.2008г.).

На основании изложенного, в действиях главного врача ГУ «Костанайская областная детская больница Управления здравоохранения акимата Костанайской области» Садвакасова Д. З. были усмотрены признаки правонарушения, создающиего условия для коррупции, предусмотренные подпунктами 4, 5 пункта 1 статьи 12 Закона РК «О борьбе с коррупцией»

Также установлено, что ГККП «Костанайский родильный дом» в лице главного врача Булгацевич Т. Б., в нарушение ст. 34 Закона РК «О государственных закупках», а именно без протокола об итогах государственных закупок способом из одного источника был заключен договор с ТОО «КазСибФармацея» № 116 от 13 июня 2008 года на поставку монитора для новорожденных в сумме 2999,0 тыс. тенге. Кроме этого, в нарушение п. 1 ст. 7 Закона РК «О государственных закупках» не был определен организатор проведения государственных закупок. А договор № 116 предприятием был заключен без процедуры организации и проведения государственных закупок способом из одного источника.

Таким образом, в действиях главного врача ГККП «Костанайский родильный дом» в лице главного врача Булгацевич Т. Б. были усмотрены признаки правонарушений, создающих условия для коррупции, предусмотренные подпунктами 4, 5 пункта 1 статьи 12 Закона РК «О борьбе с коррупцией»

Дисциплинарный совет, рекомендовал начальнику ГУ «Управление здравоохранения акимата Костанайской области» Стельмаху В. В. привлечь главных врачей Садвакасова Д. З. и Булгацевич Т. Б. к дисциплинарной ответственности в виде строгих выговоров, за совершение ими правонарушений, создающих условия для коррупции, предусмотренные подпунктами 4, 5 пункта 1 статьи 12 Закона РК «О борьбе с коррупцией».

Также, рассмотрено дисциплинарное дело в отношении акима г. Лисаковска Полешко В.А.

Так, ответственные работники аппарата акима г. Лисаковска, в нарушение норм и правил ст. 51 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей РК», ст. 67 и 69 Закона РК «О жилищных отношениях», а также Постановления Кабинета Министров РК № 455 от 03.09.1993 года, предоставили квартиру в доме № 17 в 11 микрорайоне г. Лисаковска, для проживания судье городского суда Казтаеву М.К. В дальнейшем ему было разрешено её приватизировать. Основаниями для предоставления и приватизации квартиры явились постановления акима города № 657 от 27 декабря 2004 года, № 391 от 7 марта 2007 года и № 559 от 3 апреля 2007 года.

За вопросы приватизации в акимате г. Лисаковска отвечает заместитель акима Абоимова В.В., которая на тот момент также являлась председателем комиссии по приватизации жилищ. Комиссией, под её председательством, при рассмотрении и принятии решения не было учтено, что служебное жильё Казтаеву М.К. было представлено незаконно. Кроме того, после исключения квартиры из перечня служебных (снятие особого режима), Казтаев М.К. должен был быть из неё выселен, так как не являлся нуждающимся в предоставлении жилища из государственного жилищного фонда, в связи с наличием у супруги квартиры купленной после продажи его дома в октябре 2002 года. Тем не менее, комиссия по приватизации рекомендовала акиму города Полешко В.А. разрешить приватизацию квартиры Казтаева М.К..

4 августа 2006 года прокуратура г. Лисаковска направила акиму города представление за № 7-2-2123-06, где указала, что «одной из причин … незаконной приватизации жилищ является нарушение акиматом города установленного законодательства РК порядка предоставления жилища из государственного жилищного фонда».

Однако, в последующем ни аким города Полешко В.А. ни председатель комиссии Абоимова В.В. не устранили условия, которые способствовали нарушению закона при приватизации и проигнорировали предыдущее замечание прокурора, что привело к отчуждению государственного имущества.

Для восстановления законности и принятия мер воздействия в отношении председателя приватизационной комиссии Абоимовой В.В., акиму г. Лисаковска Полешко В.А. за № 46 от 4 марта 2009 года было направлено письмо ДКНБ по Костанайской области.

Тем не менее, Полешко В.А., в нарушение ст. 31 ч.1 п.2 Закона РК «О местном государственном самоуправлении в РК», не принял меры по охране коммунальной собственности и мер воздействия, в отношении заместителя акима, председателя приватизационной комиссии Абоимовой В.В.

Таким образом, аким г. Лисаковска Полешко В.А. допустил ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, тем самым нарушил требования Кодекса чести государственных служащих РК.

Дисциплинарный совет, рекомендовал Акиму Костанайской области Кулагину С.В., привлечь к дисциплинарной ответственности акима г. Лисаковска Полешко В.А., за нарушение требований п.п. 5 п. 1 Кодекса чести государственных служащих РК.

08.05.2009


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...