Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Приоритетный вектор партнерства

Приоритетный вектор партнерства

Инфраструктурные проекты, реализуемые на основе государственно-частного партнерства, могут стать действенным инструментом поддержки экономического развития в условиях снижения деловой активности. В Послании Главы государства «Через кризис к обновлению и развитию» этому вопросу уделяется серьезное внимание. О мерах по реализации президентской стратегии в сфере ГЧП в интервью нашей газете рассказал председатель правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Болат СМАГУЛОВ.

— Болат Советович, работа казахстанского Правительства в деле развития государственно-частного партнерства высоко оценена международными экспертами. В частности, заместитель генерального секретаря ООН Ян Кубиш во время мартовского визита в Астану отметил значительный прогресс нашей страны в области ГЧП. Но в чем конкретно заключаются наши успехи? По каким направлениям сегодня достигнуты положительные результаты?

— Второй экономический форум, прошедший в Астане с участием Главы государства, а также крупнейших международных экспертов, дал положительную оценку развитию государственно-частного партнерства в Казахстане. На мой взгляд, ключевым аспектом, благодаря которому удалось добиться существенного прогресса в этом направлении, является создание нормативно-законодательной базы и институциональной схемы. В частности, речь идет о принятом в 2006 году Законе «О концессиях» и прошлогодних поправках в него, и центре ГЧП, начавшем свою работу в июле 2008-го. Сегодня принятая Правительством стратегия демонстрирует эффективность, и уже никто не сомневается в правильности выбранного пути развития. Стоит заметить, что при разработке нормативной базы и концептуального фундамента нашей организации были привлечены специалисты с мировым именем, серьезную поддержку оказывают Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития. Реальным результатом нашей деятельности является то, что уже порядка шестидесяти авторитетных компаний изъявили желание работать в Казахстане по реализации проектов по линии Министерства транспорта и коммуникаций на основе механизмов государственно-частного партнерства.

— В Послании Главы государства народу большой блок задач касается развития региональной инфраструктуры — модернизации коммунальных сетей, реконструкции дорог местного значения, ремонта районных школ и больниц. Возможно ли применение правил ГЧП в данных областях?

— В Послании Президента заключен конкретный план дальнейшего развития страны в посткризисный период. Стратегия Главы государства определила инфраструктурные проекты как базу для нового производственного рывка. Реализация программного документа окажет мультипликативный эффект на экономику республики, обеспечит население рабочими местами, увеличит налоговые поступления, поднимет малый и средний бизнес. Поэтому развитие инфраструктуры на местах — приоритетный вектор нашей деятельности. Конечно, применение механизмов ГЧП на местном уровне требует изучения. Именно для этого центром уже проведен ряд региональных семинаров. Нас ждет большой объем работы по нормативным актам и изменению методов подхода, внедрению элементов ГЧП в государственные закупки, тарифообразование, управление активами. При этом стоит заметить, что, как показывает международный опыт, внедрение правил ГЧП в сферы образования и здравоохранения возможно при строительстве зданий школ и больниц, детских садов. 13 мая в Алматы состоялась совместная с Министерством здравоохранения конференция на тему развития ГЧП в здравоохранении Казахстана.

Что касается жилищно-коммунального хозяйства, то в настоящее время мы уже внесли соответствующие предложения в концепцию развития ЖКХ и план мероприятий по ее реализации. Сейчас нашим центром уже получены предложения от ряда регионов по применению механизмов государственно-частного партнерства в этой сфере. Кстати, в сентябре в Актау состоится международная конференция мэров городов, где и будут обсуждаться возможности применения механизмов ГЧП на муниципальном уровне.

— Самым распространенным и одновременно сложным видом ГЧП является концессия. Судя по тем проектам, которые реализуются в республике, именно контракты на проектирование, строительство, финансирование и эксплуатацию наиболее заинтересовали как государство, так и частные структуры. Сколько концессионных соглашений уже подписано сторонами? Приносят ли они ожидаемую пользу?

— Вы правильно заметили, что концессионные проекты в силу их длительности и сложности организации связаны с определенными рисками. Но вместе с тем для государства это реальная возможность привлечь дополнительные финансовые ресурсы и таким образом временно снять нагрузку на бюджет. Сейчас в Казахстане объявлены конкурсы по четырем автодорожным проектам: Караганда — Астана, Алматы — Хоргос, Алматы — Капшагай и БАКАД (Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога). Мы надеемся, что уже в нынешнем году часть конкурсов состоится. Касательно действующих проектов, то в настоящее время завершилась строительная часть железнодорожного пути Шар — Усть-Каменогорск и межрегиональной линии электропередачи Северный Казахстан — Актюбинская область. В ближайшее время завершится возведение пассажирского терминала аэропорта города Актау. Также начаты инвестиционные проекты по строительству железнодорожных линий Хоргос — Жетыген и Курык — Ералиево, проектируется электрификация железнодорожного участка Макат — Кандыагаш и газотурбинная станция в городе Кандыагаше Актюбинской области.

— Концессия предполагает широкий перечень сфер, в которых может действовать этот вид партнерства. К примеру, совсем недавно обсуждался вопрос о строительстве ТЭЦ-3 в Астане на партнерской платформе. Создана ли в стране база для осуществления подобных масштабных проектов?

— С точки зрения законодательства, никаких проблем нет. Вопрос стоит только в качестве подготовки проектов. Что касается ТЭЦ-3, то столичный акимат пошел другим путем и планирует передать пакет акций энергокомплекса управляющей компании, которая и будет осуществлять строительство новой станции. Но в дальнейшем возведение таких специфических и больших проектов, как ТЭЦ, на основе правил ГЧП принципиально возможно. Главное, качественно проработать ТЭО, рассчитать риски и четко распределить ответственность. В энергетических комплексах главный вопрос связан не столько даже со строительством, сколько с тарифообразованием и возмещением инвестиционных затрат. Международная практика, к слову, такие прецеденты имеет.

— Еще одним важным пунктом Послания Президента является жесткая экономия бюджетных средств. Как следует из вашего недавнего выступления на расширенном заседании коллегии МЭБП, большинство предоставляемых в центр проектов отклоняется по причине низкого качества технико-экономического обоснования. С чем это связано?

— Вопрос качества подготовки ТЭО один из самых актуальных. В настоящее время центром совместно с Министерством экономики и бюджетного планирования проведена серьезная работа со всеми администраторами бюджетных программ, ужесточены требования к качеству подготавливаемых документов. При этом администраторам бюджетных программ необходимо обратить особое внимание на качество компаний, выбираемых для подготовки ТЭО.

Есть жесткое указание Премьер-Министра Карима Масимова ко всем администраторам по качеству подготовки ТЭО, за которое руководители несут персональную ответственность. И мы надеемся, что в ближайшее время ситуация кардинально изменится.

Впрочем, поступление новых ТЭО свидетельствует о том, что процесс подготовки базового документа меняется в лучшую сторону.

— За прошедшие полгода сотрудники центра ГЧП приобрели международный опыт на встречах с коллегами из России, Франции, Венгрии. Какая зарубежная модель легла в основу работы вашего акционерного общества?

— Истории ГЧП уже много лет, в ней заключены как положительные, так и отрицательные примеры. Казахстанская модель, с учетом приоритетов, обозначенных Главой государства, вобрала в себя наиболее успешный международный опыт. Но подбор институциональной модели не означает, что мы не продолжаем развитие. Совершенствование — непрерывный процесс.

Мы подписали меморандумы о сотрудничестве с центрами ГЧП Великобритании, Франции, России, Италии, Венгрии, Южной Кореи. Наши специалисты принимали участие в крупнейших мировых форумах, посвященных государственно-частному партнерству, в США и Германии. Налажен конструктивный диалог с Исламским банком развития.

Кроме того, мы активно сотрудничаем и с Европейской экономической комиссией ООН, ЦАРЭС, Европейским и Азиатским банками.

— В настоящее время центром разрабатывается долгосрочная концепция развития ГЧП. Какие направления этой стратегии станут ключевыми?

— Сейчас совместно с Министерством экономики и бюджетного планирования проводится ряд исследований в области ГЧП. На базе полученной информации будет создана концепция, в которой и найдут отражение формы, методы и механизмы применения государственно-частного партнерства в Казахстане. Его можно будет назвать «дорожной картой» для развития ГЧП в нашей стране. Мы надеемся, что через полгода концепция примет окончательный вариант, будет утверждена Правительством и начнет воплощаться в жизнь.

Беседовал Азамат БАЙГАЛИЕВ


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...