Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Становление частной собственности в Мангистау

 

 

Процесс разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан был начат с приобретением республикой государственной независимости и самостоятельности.

Одним из ключевых моментов, осуществленных в то время, когда экономика молодой страны столкнулась с системным кризисом, возникшим из-за развала огромного единого экономического постсоветского пространства, явилось подписание Указа «О реорганизации органов государственного управления Казахской ССР». В этот период создания исполнительных органов Указом Президента Казахской ССР «Вопросы Государственного комитета Казахской ССР по управлению государственным имуществом» от 22.04.1991 г. был создан Государственный комитет Казахской ССР по управлению государственным имуществом, на который были возложены полномочия по осуществлению собственника имущества государственных предприятий и организаций, создание комиссий для проведения работы по разгосударствлению и приватизации.

Позже, с августа 1991 года, начали образовываться и территориальные органы по государственному имуществу, среди них и Мангышлакский территориальный комитет по государственному имуществу. Именно с этого периода и ведет свою историю становление частной собственности на территории нашего края.

Ввиду отсутствия на то время общих правовых основ, правил, процедур проведения разгосударствления и приватизации, в целях упорядочения процессов преобразования государственной собственности 16 февраля 1991 года Верховным Советом Казахской ССР принимается постановление «Об основных направлениях разгосударствления и приватизации государственной собственности в Казахской ССР». Данным постановлением Государственному комитету по согласованию с иными органами государственного управления было поручено разработать и представить на утверждение Президенту программу разгосударствления и приватизации, которой предусматривались бы:

—принципы разграничения объектов государственной собственности на республиканские и коммунальные;

—основные формы разгосударствления и приватизации, включая преобразование в акционерные общества, в другие предприятия частной формы собственности и т. д.

Полученные данные, а также своевременно принятый важный на то время в качестве первоосновы в законодательном обеспечении процесса разгосударствления и приватизации Закон Казахской ССР «О разгосударствлении и приватизации» от 22 июня 1991 года позволили разработать, принять и реализовать за период  с 1991-2006 гг. шесть программ по вопросам разгосударствления и приватизации, по реструктуризации и повышению эффективности управления государственным имуществом, состоявших из малой, массовой приватизации, приватизации по индивидуальным проектам, секторным программам, сформировать законодательную базу, произвести разделение государственного имущества на республиканское и коммунальное.

За эти годы Мангистауским территориальным комитетом государственного имущества и приватизации преобразованы в акционерные общества, в товарищества с ограниченной ответственностью порядка 135 государственных предприятий. Было создано 22 товарищества с ограниченной ответственностью.

По индивидуальным проектам были приватизированы государственные пакеты акций следующих предприятий: ОАО «Мангистаумунайгаз», АО «Каражанбасмунай», АО «Мангистауоблгаз».

В рамках массовой приватизации, практически полностью завершенной к 1998 году, Мангистауским территориальным комитетом государственного имущества и приватизации в частную собственность были проданы мелкие магазины, аптеки, автозаправочные станции, парикмахерские, различные помещения кафе.

За период с 1991-2006 гг. было приватизировано 854 объекта государственной собственности. Общая сумма, вырученная от приватизации и перечисленная в государственный бюджет, составила 449706 тыс. тенге, из которой 24334 тыс. тенге — от продажи государственных пакетов акций и государственных долей участия, 425372 тыс. тенге — от продажи прочих объектов приватизации.

На начало приватизации в агропромышленном комплексе области числилось 40 подлежащих преобразованию государственных сельскохозяйственных предприятий. Из данного числа в результате разгосударствления и сегментации отдельных хозяйств было образовано 41 сельхозформирование, в том числе 7 товариществ с ограниченной ответственностью, 7 производственных кооперативов, 3 объединения крестьянских хозяйств, 22 акционерных общества и две аграрные фирмы.

Было проведено акционирование двух племсовхозов, одного облплемживобъединения и одной птицефабрики.

Сельхозпредприятия по обслуживанию и снабжению, а также перерабатывающие предприятия сферы агропромышленного комплекса были преобразованы в акционерные общества. Преимущественное право приобретения акций этих предприятий было предоставлено сельхозтоваропроизводителям, имеющим договорные связи с акционируемыми предприятиями. В 1993-1994 годах все 18 сельхозпредприятий этого профиля преобразованы в открытые акционерные общества. Государственные пакеты акций 13 акционерных обществ и товариществ реализованы на купонных и денежных аукционах, инвестиционных тендерах.

Имущество 15 совхозов и одной опытной сельскохозяйственной станции персонифицировано на имущественные паи среди 5737 членов трудовых коллективов. При разгосударствлении и приватизации совхозов выкупаемая часть имущественных паев всех 16 хозяйств была передана членам трудовых коллективов безвозмездно.

На базе имущества приватизированных хозяйств в результате процесса реорганизации создано более 500 новых хозяйствующих субъектов: товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы, крестьянские хозяйства.

Немаловажный вклад внес Мангистауский территориальный комитет в  становление нового для молодого государства вида хозяйственника — субъекта малого предпринимательства. На основе действующих законов, правил, положений по работе с субъектами малого предпринимательства по результатам исполнения договоров имущественного найма и доверительного управления объектами государственной собственности, заключенных сроком на 1 год на условиях организации производственной деятельности, безвозмездно в собственность субъектов малого предпринимательства было передано 47 неиспользуемых производственных помещений и объектов государственной собственности, которые сейчас не только успешно работают на благо горожан, жителей и гостей области, но и украшают наши города и села.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить следующее. Национальные программы, нацеленные на становление иного вида экономики в нашей постсоветской стране, повышение эффективности управления государственными активами полностью себя оправдали и реализовались. За время, прошедшее с 1991 года по 2006 год, преобразование государственной собственности и становление частной собственности прошло долгий и, зачастую, тернистый, связанный с неприятием основной массой населения путь от акционирования предприятий до приватизации отдельных отраслей экономики.

В результате приватизации появился широкий слой собственников, заинтересованных в развитии производства, оздоровлении своего региона. Заработали предприятия, в экономику страны начали вливаться инвестиции. Как было замечено в программе управления государственными активами на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30.06.2006 г. № 620, все более доминирующее положение занимает в экономике республики частный сектор. Так, в настоящее время доля частного сектора увеличилась до 85 процентов во внутреннем валовом продукте страны. В сельском же хозяйстве, торговле эта величина и вовсе составляет более 90 процентов. И это благодаря проведенной в 90-х годах широкомасштабной приватизации.

Учитывая, что период широкомасштабной, массовой приватизации к настоящему времени практически полностью завершен, сейчас значение приватизации как продажи активов государства в частные руки приобретает новый смысл и значение. Так, в своем ежегодном Послании народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира» от 1 марта 2006 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев  особый акцент сделал на создание прозрачной и ясной системы управления активами государства. Он указал: «Следует провести инвентаризацию государственной собственности и создать единую базу данных для всей страны. Должны применяться единые критерии при принятии решений о реабилитации или банкротстве. Банкротство должно быть последним шагом при невозможности восстановить деятельность убыточных государственных предприятий». В этой связи дальнейший процесс приватизации будет тесно увязан с оптимизацией структуры государственных активов и выработкой критериев участия государства в тех или иных видах деятельности. Государство, используя различные механизмы, в том числе и приватизацию, будет сужать сферу своего влияния в различных областях экономики и, прежде всего, через передачу в конкурентный рынок непрофильных активов (видов деятельности) государственных предприятий, акционерных обществ, товариществ, а также активов, деятельность которых малоэффективна или же вовсе неэффективна.

Основные принципы новой политики в области управления государственными активами и приватизации будут следующими:

— оптимизация структуры государственных активов, уменьшение расходов государственного бюджета на управление государственным имуществом;

—привлечение инвестиций в реальный сектор казахстанской экономики, прежде всего — за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии казахстанских организаций, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и, безусловно, их выполнять;

— создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие организаций, насыщение отечественной продукцией казахстанского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;

— обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;

— ориентация на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии этих интересов интересам государства;

— обязательный учет мирового опыта приватизации, в том числе по предпродажной подготовке организаций с привлечением финансового консультанта, аудитора, оценщика, юридического консультанта, консультанта по менеджменту;

— сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства при приватизации.

Как видим, целью приватизации является кардинальное повышение эффективности функционирования казахстанских организаций, и Мангистауский территориальный комитет государственного имущества и приватизации будет следовать курсу, направленному на реализацию новой государственной политики в области управления государственными активами и приватизации.

К. Славнов,

заместитель председателя

Мангистауского теркомитета

госимущества и приватизации


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...