О проекте европейской конституции*

 

Распространение интеграционных процессов в международном масштабе привело к тому, что большинство стран в добровольном порядке стали соглашаться на ограничение собственного суверенитета, передачу суверенных прав в компетенцию наднациональных (надгосударственных) институтов. Авторы - главный эксперт аппарата Сената Парламента РК Т.К. Жолболдин, ведущий научный сотрудник Института законодательства РК, к.ю.н. А.С. Иржанов и ведущий научный сотрудник Института законодательства РК, к.ю.н. A.З. Уразбаев считают, что в результате произошло изменение самого представления о государстве и государственности, требующее внимательного изучения и осмысления в контексте международно-правовой науки.

 

Особенно впечатляют своей масштабностью и правовой кодификацией динамично развивающиеся интеграционные процессы в Европе. За короткий исторический промежуток времени Европейский Союз (ЕС) из субрегиональной группы стран, объединенных общими экономическими интересами, превратился в мощную европейскую организацию с признаками универсальной компетенции, с собственным аппаратом управления и осуществляющим свою деятельность в самых различных сферах общественной жизни.

Идея о сильной и единой Европе в условиях мира и согласованных взаимодействий получила свое признание на Европейском континенте, который после двух кровопролитных войн ослабил свои позиции на мировой арене.

Начало интеграционных процессов в Европе связано с образованием и деятельностью первых экономических и технических объединений, которые в конечном итоге сформировали единый рынок товаров, лиц, работ и услуг. Дальнейшая интеграция затронула такие сферы, как внешняя политика, оборона, внутренние дела, правосудие и т.д. С 1 января 2002 г. ЕВРО стал единой валютой большинства европейских стран.

Именно сейчас, спустя пятьдесят лет после своего становления, ЕС оказался на перекрестке различных путей своего дальнейшего развития. Необходимость перехода на новый этап существования обуславливается принятием в его состав восточноевропейских стран, что, естественно, требует серьезных преобразований и нового подхода в реформировании внутренней и внешней политики.

Известно, что после ряда частичных реформ (поправки Амстердамского 1997 г. и Ниццкого 2001 г. договоров) государства-члены ЕС пришли к выводу о необходимости коренным образом реформировать правовые устои данной организации, тем более, что это также было связано с предстоящим расширением ЕС. Все это потребовало внесения серьезных коррективов в сложившиеся интеграционные механизмы.

15 декабря 2001 г. в г. Лаакене (пригород Брюсселя) прошла сессия Европейского совета - общесоюзного органа курирующего политическую координацию и планирование. Состав Европейского совета включал руководителей всех 15 стран-участниц и председателя Комиссии. По итогам сессии была принята декларация «Будущее Европейского Союза» (другое название - Лаакенская Декларация). Цель принятого документа состояла в установлении ориентиров дальнейших преобразований в устройстве ЕС с учетом новых геополитических реалий и предстоящего расширения состава данной организации.

Историческое значение Декларации состоит в том, что впервые на высоком уровне было объявлено о необходимости принятия Конституции ЕС, заменяющей собой действующие учредительные документы, а также выражено намерение о создании единой «силы», играющей ведущую роль в качестве гаранта стабильности и безопасности на земле1.

Декларация получила одобрение, и в целях подготовки и демократического обсуждения пакета реформ был образован временный представительный орган, названный Конвентом (полное название - «Конвент о будущем Европейского Союза» или «Европейский Конвент»).

Первое заседание Конвента состоялось 28 февраля 2002 г. В состав Конвента вошли представители всех государств-членов (по 3 человека от каждой страны: 2 парламентария и 1 представитель правительства) и ЕС в целом (16 депутатов Европарламента и 2 представителя Европейской Комиссии). Председателем Конвента был назначен бывший Президент Французской Республики Валери Жискар д'Эстен, а его заместителями - Джулиано Амато (Италия) и Жан Люк Дехане (Бельгия). В общей сложности состав Европейского конвента включал 105 членов.

Перед Конвентом была поставлена двоякая задача: либо разработать проект будущего учредительного документа ЕС (так называемый «план-максимум»), либо, в случае невозможности достичь компромисса, представить различные варианты действий, которые подлежали бы обсуждению на межправительственной конференции стран ЕС.

Конвент сделал выбор в пользу максимального варианта - «конституционализации» правовых устоев ЕС, т.е. замены действующих учредительных договоров единым документом под названием Конституция или Конституционный договор.

Первым шагом при разработке проекта союзной Конституции стало установление ее общей структуры. Для этого, в октябре 2002 г. президиумом Конвента был подготовлен «Предварительный проект Конституционного договора ЕС», который включал в себя план документа (заголовки будущих частей, разделов, статей, порядок их расположения), предмет регулирования каждой статьи и определил направления будущей работы над проектом. Была достигнута договоренность о том, что официально будущий Конституционный договор будет именоваться как «Договор, учреждающий Конституцию для Европы».

Кроме того, было высказано множество мнений в отношении названия ЕС. Предлагалось назвать Соединенные Штаты Европы, Объединенная Европа, Европейские Сообщества, но Конвент решил оставить прежнее название «Европейский Союз»2.

Предварительный проект Конституционного договора был подготовлен и официально представлен 28 октября 2002 г. президиумом «Конвента о будущем Европейского Союза». После этого проект был передан Межправительственной конференции - специальному органу, состоящему из представителей правительств стран ЕС. После длительных переговоров 18 июня 2004 г. текст нового договора был утвержден. 29 октября 2004 г. состоялось его подписание, после чего он должен быть ратифицирован в каждом государстве-члене ЕС. Окончательная ратификация государствами-членами говорит о том, что суверенитет государств остается непоколебимым: Конституция не вступит в силу, пока не закончится процесс ратификации всеми подписавшими ее государствами. Таким образом, основную роль в международной политике играют сами государства-члены ЕС, а ЕС получает только те полномочия, которые ему готовы предоставить его члены.

Принятие проекта Договора о создании Конституции для Европы не означает создание нового государства. Основная цель - сведение в единый текст тех документов, которые на данный момент регулируют основные вопросы деятельности ЕС.

В связи с постоянным углублением процессов европейской интеграции, в проекте Договора отражены и вопросы, характерные для национальных конституций, например, общие ценности, основные права человека, символика.

Структура проекта состоит из Преамбулы, четырех частей и девяти разделов. Часть 1 посвящена основным принципам деятельности ЕС и общим европейским ценностям. Часть 2 придает юридическую силу ранее принятой Хартии об основных правах. Самая объемная часть 3 регулирует деятельность органов ЕС и определяет ход принятия решений в любой области компетенции ЕС. Часть 4 посвящена заключительным и переходным вопросам.

После вступления в силу Конституции, Европейский Союз, в качестве отдельной стороны, сможет присоединиться к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. До этого момента участниками Конвенции являлись некоторые европейские страны в отдельности. Присоединение к Конвенции позволит юридическим учреждениям ЕС применять нормы Конвенции как общие принципы права ЕС. Европейский Суд по правам человека в Страсбурге сможет рассматривать и жалобы на нарушения прав человека, допущенные учреждениями ЕС. Принципы гражданства ЕС не изменятся, по-прежнему, лишь гражданин государства-члена будет считаться гражданином ЕС (статья 1-10). Принципиально новой нормой в Конституции является регулирование порядка выхода их состава ЕС (статья 1-60). Очевидно, что с ростом количества членов ЕС эта проблема может стать актуальной.

Большое внимание уделяется разделению полномочий между государствами и ЕС (статья 1-13). Ранее нормы о компетенции были разбросаны по различным статьям учредительных договоров. Теперь же, в исключительной компетенции ЕС будут находиться:

- вопросы таможни; правила конкуренции, необходимые для внутреннего рынка;

- монетарная политика государств, входящих в единую валютную зону;

- консервация морских биологических ресурсов в соответствии с общей политикой в области рыболовства;

- общая коммерческая политика.

Это означает, что государства будут не вправе издавать нормативные акты в указанных областях, если они не уполномочены на это ЕС.

Проект Договора также предполагает совместную компетенцию ЕС и государств-членов в отдельных сферах (статья 1-14). К сферам совместной компетенции относятся:

- внутренний рынок;

- некоторые аспекты социальной политики;

- экономическая, социальная и территориальная солидарность;

- сельское хозяйство и рыболовство, за исключением консервации морских биологических ресурсов;

- окружающая среда; защита прав потребителя;

- транспорт; трансевропейские сети;

- энергетика;

- сфера свободы, безопасности и правосудия;

- общая безопасность, касающаяся вопросов здоровья общества.

В вопросах внешней политики и обороны, государство-член ЕС сможет построить свою внешнюю политику так, чтобы это не препятствовало общей внешней политике ЕС. Предусматривается дальнейшее развитие интеграционных процессов для создания в перспективе общей системы внешней политики и обороны.

Обозначены сферы, где основная роль сохраняется за государствами, однако ЕС вправе предпринимать координирующие и поддерживающие действия (статья 1-17). Такими сферами являются:

- защита и улучшение здоровья людей;

- промышленность;

- культура; туризм;

- образование, молодежная политика и профессиональное обучение;

- гражданская оборона;

- административное сотрудничество. Следует отметить, что расширение компетенции ЕС произошло незначительно в таких областях, как правосудие, общая внутренняя политика, туризм, спорт.

В тех областях, которые не относятся к сфере компетенции ЕС, существует определенный механизм принятия решений на уровне ЕС, если это необходимо для достижения целей, закрепленных в Конституции. С другой стороны, действует принцип субсидиарное™, то есть в сферах, где отсутствует исключительная компетенция ЕС, решения на уровне Союза принимаются лишь тогда, когда соответствующие цели не могут быть достигнуты государствами по отдельности. Контроль за соблюдением принципа субсидиарности возложен на национальные парламенты: каждый национальный парламент сможет в течение 6 недель с подачи законодательного предложения Европейской Комиссией на рассмотрение Совета министров составить мотивированное мнение по поводу этой инициативы. Европейская Комиссия должна будет пересмотреть свое предложение, если более 1/3 национальных парламентов будут считать, что принцип субсидиарности не соблюден. Таким образом, Европейская Комиссия и органы ЕС смогут избежать обвинений в том, что они вмешиваются в область компетенции государств3.

Конституция увеличит число членов Европейского Парламента до 750, независимо от дальнейшего расширения ЕС (статья 1-20). У каждого государства будет от 6 до 96 представителей в Европейском Парламенте. Конкретное число будет единогласно утверждаться Европейским Советом, состоящим из глав государств или правительств, который в данное время не является постоянным органом ЕС. После вступления в силу Конституции он станет постоянным органом ЕС со своим административным аппаратом (статья 1-21). Функции Европейского Совета остаются прежними, поскольку первоначальные намерения наделить его также законодательными полномочиями не нашли поддержки у депутатов Европейского Парламента.

Главное новшество, внесенное Конституцией, состоит в том, что ЕС выбирает своего Президента на срок 2,5 года (статья 1-22). Президент не может исполнять других функций. По Конституции, в его обязанности входит подготовка сессий Совета и представительство ЕС в области внешней политики и безопасности. Чтобы Президент не превышал своих полномочий, Конституция их строго ограничивает: подготовка сессий Европейского Совета должна вестись совместно с Президентом Европейской Комиссии, а функция внешнего представительства ограничена полномочиями министра иностранных дел.

Совет министров ЕС по-прежнему будет играть главную роль в законодательном процессе (статья 1-23). Председательствовать в Совете министров, как и прежде, будут все государства, в порядке ротации. Решения Совета министров будут приниматься квалифицированным большинством голосов. Вопрос о квалифицированном большинстве был основным камнем преткновения при разработке Конституции.

Важным нововведением является создание поста Министра иностранных дел ЕС. Он будет отвечать за общую политику ЕС в области иностранных дел и безопасности. Пост министра одновременно будет являться Вице-Президентом ЕС. В сфере Европейской Комиссии, новшества затронули количество комиссаров (статья 1-26). До 2014 г. каждое государство будет представлять один комиссар; затем количество комиссаров уменьшится, они будут представлять 2/3 государств. Государства будут получать право назначать комиссаров в порядке ротации.

Сфера компетенции Суда ЕС будет несколько расширена (статья 1-29). Инициировать дело в суде в некоторых случаях смогут и физические и юридические лица. К примеру, если заявителя напрямую затрагивает оспариваемый акт, который не потребует предварительного рассмотрения на национальном уровне.

Как и прежде, основная роль в подготовке законодательных инициатив будет принадлежать Европейской Комиссии. Такими полномочиями обладают Совет министров и Европейский Парламент. Однако Конституция также наделяет граждан правом законодательной инициативы.

С принятием Конституции, Европейский Союз обретает важнейший правовой атрибут своего единства. Наряду с Конституцией, у Европейского Союза будет официально утвержденный флаг (прежние 12 звезд на синем фоне), гимн («Ода радости» из 9-ой симфонии Бетховена) и девиз («Единство в разнообразии»). Европа, ввиду своего многообразия, подчеркивает свою мозаичность (культурную, экономическую и политическую). Признано, что разнообразие не является фундаментальным препятствием, а служит исходным пунктом идентичности Европейского Союза.

Признавая разнообразие как историческое и демократическое достижение, Конституция формулирует те ценности, разделяя которые, любая европейская страна может стать членом Европейского Союза. К таковым отнесены: человеческое достоинство, свобода, демократия, равенство, верховенство права, уважение к правам человека. Сказано также, что европейцы представляют собой общество плюрализма, толерантности, справедливости, солидарности и недискриминации4.

После вступления в силу Конституции кардинально изменится система нормативных актов. Как известно, деятельность ЕС базируется на трех опорах: экономическое сообщество, общая оборонная и внешняя политика, и общая политика в сфере внутренних дел и правосудия. В каждой из этих трех сфер порядок принятия решений и названия актов различны (всего таких актов - 15).

Конституция упраздняет три опоры и гармонизирует процедуру принятия решений (статья 1-33). В результате остаются только 6 актов ЕС:

- законодательные (европейские законы и европейские рамочные законы);

- не законодательные, но юридически обязывающие акты (регламенты и решения);

- необязательные акты (мнения и рекомендации).

При определении правосубъектности и предмета регулирования, Европейский Парламент определяет иерархический статус принимаемого акта и соответствующие регламентные процедуры, предусмотренные для его принятия.

В качестве отдельного раздела в проект Конституции были включены основные положения Хартии об основных правах граждан, принятой в Ницце в ноябре 2000 г. В основе Хартии лежит традиционная концепция основных прав человека как средство защитить гражданина от вмешательства государства. Хартия подразделяется на семь глав: достоинство человека, свободы, равенство, солидарность, гражданство, справедливость и общие положения. Наряду с основными ценностями - такими как достоинство человека или право на жизнь и физическую неприкосновенность, в главе о свободах содержатся право на свободу и безопасность, а также на свободу мысли, свободу совести, религиозных и мировоззренческих убеждений и свободу беспрепятственного получения информации. В Хартии излагаются экономические свободы: право свободно избирать профессию и заниматься предпринимательством, а также право на образование и собственность. В ней также содержатся гарантии защиты частной сферы и данных о личности, а также защиты от выдворения, высылки и выдачи иностранному государству. Хартия также гарантирует широкие права на защиту и получение социальных благ. Они включают не только право на ведение коллективных переговоров в трудовом праве и гарантированную законом защиту от необоснованного увольнения, но и право на совмещение семейной и профессиональной жизни и право на доступ к услугам, представляющим общеэкономический интерес. Ожидается, что такая интерпретация Хартии даст более широкое толкование прав человека в Европейском Союзе5.

Проект Конституции Европейского Союза предусматривает нормы, констатирующие добрососедство и совместное процветание. В частности, статья 42 проекта оговаривает установление привилегированных отношений с соседними государствами.

В настоящее время, понятие «интеграция» прямо противостоит понятию межгосударственного сотрудничества на основе принципов международного права. Под интеграцией понимается прежде всего выход за пределы такого сотрудничества вплоть до создания единой структуры, отличающейся наднациональными (надгосударственными) чертами. Уже многим становятся понятными такие понятия, как «общий рынок», «таможенный союз», «свободное движение товаров, финансов, услуг и людей» и т.д. Люди быстро свыклись с официальным титулом интегрированной Европы как «Сообщества», а теперь в дополнение освоили еще одно понятие — «Европейский союз». Судя по всему, движение вперед не остановится, а поскольку потенциал интеграции поистине неисчерпаем, можно ожидать, что терминология нашего времени будет пополняться6.

Интеграционные процессы развиваются ныне почти повсеместно, на многих континентах земного шара. Объективные потребности интеграции, помноженные на историческую общность народов и сложившиеся между ними связи, привели к тому, что на территории бывшего Советского Союза появились такие объединения, как Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭс), Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), Единое Экономическое Пространство (ЕЭП), реформируется СНГ. Развитие интеграции стало предметом первостепенной заботы Казахстана и других бывших союзных республик. Успехи в реализации намеченных планов, несомненно, будут способствовать дальнейшему развертыванию интеграции бывших советских республик, строящих ныне свои отношения на основе взаимного уважения принципов суверенного равенства и добровольности. В этой связи опыт Европейского Союза был бы полезен при развитии интеграционных процессов на территории бывшего СССР.

Таким образом, наиболее очевидным и убедительным подтверждением объективной природы и практической целесообразности интеграции стал опыт Европейского Союза. Именно здесь достигнуты самые впечатляющие результаты, подтверждающие правильность избранного направления развития. В Европейском Союзе найдены и апробированы эффективные экономические, политические и правовые решения, предопределившие как содержание, так и формы интеграционных процессов. Далеко не все и не сразу шло гладко, но объединившиеся страны продемонстрировали способность преодолевать неудачи и трудности, наращивать потенциал интеграции. Для интеграции в Западной Европе характерна устойчивость основ в сочетании сдинамизмом развития; этот регион не стоит на месте, а приспосабливается к меняющимся обстоятельствам, и стремится дать быстрые ответы на вызов времени.

 

Литература

 

* Вестник Института законодательства РК. № 3-2006г. стр. 43.

1 Лаакенская Декларация от 15.12.2001 г.

2 Димитров А. Европейская Конституция: с чем ее едят, или надо ли ее есть // сайт: http://grani.ru

3 С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков. На пути к Европейской Конституции: Европейский конвент и перспективы разработки Конституционного договора (Конституции) ЕС // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - № 1 (42) -2003,-С. 38-41

4 Предварительный проект Конституционного договора (Конституции) ЕС, представленный 28.10.2002 г. президиумом «Конвента о будущем Союза» («Европейского конвента»)

5 Томас Фон Данвитц. Между символизмом и реализмом: Хартия основных прав граждан ЕС // Европейский Союз - 2005 -№12 -С. 12-19

6 С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков. На пути к Европейской Конституции: Европейский конвент и перспективы разработки Конституционного договора (Конституции) ЕС // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - № 1 (42) -2003.-С. 38-41

***

 

The article is devoted to the draft of the Constitution of the European Union and consider the basic points, the main rules and principles. The Constitution of the EU is the main legal mechanism of the work of all EU institution and way of life for the whole EU nation.

 

 

20 августа 2007, 13:59
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код