Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

К финансовому центру через реформы

Фото : 22 января 2008, 13:45

Неправильно считать, что для успешного функционирования Регионального финансового центра Алматы (РФЦА) нужно лишь развить фондовый рынок.

Не менее важными являются изменение концепции налогообложения, усиление поддержки со стороны государства по отношению к малому и среднему бизнесу, а также повышение качества образования и системы здравоохранения.

Концепция налоговой системы Казахстана (система, которая, по сути, напрямую зависит от фактических реалий экономической ситуации), была сформирована еще в начале 90-х годов, в условиях экономического кризиса и дефицита бюджета. На сегодняшний день экономика республики находится на стадии устойчивого развития, и, следовательно, пришло время пересмотреть порядок налогообложения и изменить его с учетом новых реалий. Новая система должна быть направлена на построение эффективной экономики, стимулирующей развитие приоритетных отраслей, уменьшение разрыва между различными слоями населения, поощрение благотворительной деятельности предпринимателей и др.

В связи с этим возникает необходимость в проведении международного конкурса по привлечению лучших в мире специалистов с целью разработки наиболее подходящей для современного Казахстана новой концепции налогообложения.

Налоговое законодательство и правоприменение может и должно рассматриваться государством в качестве важнейшего инструмента регулирования, посредством которого развитие рынков капитала может быть направлено в позитивное русло.

Важнейшее условие поддержки предпринимательства в рамках рыночной экономики - активное участие государства в обеспечении предпосылок и условий конкуренции. При этом принимаемые государством меры по возможности должны быть направлены на облегчение доступа МСБ к капиталам и новым технологиям.

В связи с этим в Казахстане решением проблемы явилось бы строительство около 200 заводов в каждом районном центре с привлечением лучших экспертов в сфере инновационных технологий, с выделением на эти цели государственных средств через АО «ФУР «Казына», на которое будут возложены и функции контроля в отношении данного вопроса. Следуя принципу лучшей корпоративной практики, данные предприятия могли бы создаваться в форме акционерных обществ, 10% акций которых принадлежали бы работникам самих предприятий. Такой подход к делу повысит заинтересованность коллектива компании в увеличении ее производительности и повышении эффективности своей работы и профессионализма.

Очередным шагом на пути к модернизации экономики является выход данных акционерных обществ на казахстанский фондовый рынок. Эта схема поможет решить вопросы подготовки высококвалифицированных кадров, создания рабочих мест и сокращения текучести кадров, развития регионов и фондового рынка, а также эффективного использования государственных средств. Таким образом, мы сможем рационально распределить рабочую силу и создать эффективное производство на местах.

Реализация указанных предложений позволит усилить эффект развития современного конкурентного государства с высокими стандартами жизни.

Чтобы вновь сделать профессию учителя привлекательной, необходимо в первую очередь решить вопрос о достойном материальном поощрении. В этом плане показателен пример Сингапура, где заработная плата учителя соразмерна зарплате менеджера компании среднего звена. В рамках данной системы помимо зарплаты сингапурский преподаватель также получает бонусы, премиальные в конце академического года, что составляет своеобразный предпринимательский доход и косвенно стимулирует развитие конкурентной среды в сфере образования. Конкуренция же, в свою очередь, не замедлит сказаться и на качестве образовательных услуг.

Естественно, в наших условиях необходимость повышения заработной платы преподавателям повлечет за собой закрытие многих учебных заведений, которые будут не в состоянии осилить такие материальные расходы. В этом случае поддержка государства будет заключаться в проведении конкурса среди функционирующих вузов с целью выделения гранта на разработку лучшей модели международных центров образования и детального бизнес-плана по улучшению системы и качества образования в республике.

Вместе с тем особое внимание должно быть уделено строительству школ и профтехучилищ. В стране необходимо создание профтехучилищ с соответствующей инфраструктурой в каждом региональном административном центре республики.

Безусловно, для решения сложившейся проблемы в сфере образования страны необходимо серьезное переосмысление содержания программ образования и подготовки кадров и немедленное решение этого вопроса, в том числе путем перераспределения государственных ресурсов, предназначенных для финансирования других проектов. Одним из альтернативных источников финансирования мог бы стать выпуск государственных ценных бумаг Министерством финансов либо предлагаемым к созданию агентством по управлению государственным долгом. К слову, данное агентство контролировало бы не только торговый баланс, соотношение экспорта и импорта страны, но и выпускало бы государственные ценные бумаги (ГЦБ), регулируя в какой-то степени объем внешнего долга. Средства, привлеченные за счет выпуска ГЦБ, могут служить источником финансирования для строительства школ, а также для повышения заработной платы работникам сферы образования и здравоохранения.

В результате реформа образования сделает важнейший вклад в конкурентоспособность страны и мобилизацию в элиту своих наиболее компетентных, энергичных и высоконравственных граждан.

В кардинальных изменениях нуждается и система здравоохранения страны, так как говорить о процветающем государстве можно только тогда, когда оно обеспечивает достойные условия жизни и заботится о здоровье своего народа. Ключевыми аспектами эффективности реформ в этой области, бесспорно, является организационное и научно-методологическое обеспечение.

Тот же сингапурский опыт свидетельствует, что при решении главной проблемы недостаточного финансирования страна нашла свой собственный путь борьбы с бесконтрольным увеличением бюджетных расходов на здравоохранение. В Сингапуре содержание системы здравоохранения осуществлялось не только за счет государственных субсидий, но и за счет частичной оплаты медицинских услуг самими пациентами из средств, аккумулированных на их спецсчетах в Центральном фонде социального обеспечения - ЦФСО (изначально созданном в качестве простой пенсионной сберегательной системы) в рамках системы «Медисэйв» (Medisave). Средства, накопленные на счетах «Медисэйв», за счет произведенных отчислений из заработной платы в размере 6% могли использоваться для оплаты счетов по медицинскому обслуживанию, а также для покрытия страховых премий в рамках системы добровольного страхования «Медишилд» (Medishield). Таким образом была решена проблема значительной утечки материальных ресурсов на содержание системы здравоохранения, а также достойной оплаты труда медицинских работников.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что реальной основой для решения задач, стоящих перед финансовым центром, являются налоговая и социальная реформы, что, в свою очередь, способствует созданию новых рабочих мест в МСБ, сокращению безработицы, повышению уровня образования и здравоохранения, обеспечению доступа к этим сферам широких слоев населения. А создание нормальных экономических условий для малого и среднего бизнеса будет иметь статус значимого государственного социального проекта.

Аркен Арыстанов, председатель Агентства по регулированию деятельности РФЦА


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии