Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

«Мы использовали опыт стран ЮВА», — К.Масимов. Премьер-министр Казахстана - о том, как устоять во время мирового экономического кризиса

Ведомости (http://www.vedomosti.ru/)

23.01.2008, №11 (2033)

Премьер-министр Казахстана — о том, как устоять во время мирового экономического кризиса

В прошлом году экономика Казахстана столкнулась с серьезным вызовом. Инфляция по итогам года выросла до 18,8% с 8,8% в 2006г., а мировой кризис ликвидности вызвал проблемы у местных банков. Но премьер-министр Карим Масимов уверен, что справится с экономическими проблемами исключительно рыночными методами. Хотя в сырьевом секторе его действия скорее ассоциируются с госкапитализмом: летом правительство Казахстана впервые пошло на полный пересмотр прежних соглашений о разработке нефтяного месторождения Кашаган (одного из крупнейших в мире) с иностранными инвесторами. На прошлой неделе те согласились с увеличением доли в проекте казахстанской госкомпании «Казмунайгаз», а итальянская Eni потеряла статус оператора проекта.

В пятницу Масимов приедет в Москву на встречу с главами правительств стран— участниц Евразэс. В преддверии своего визита он дал интервью «Ведомостям».

— Как бы Вы оценили нынешнее состояние отношений с Россией?

Они настолько плотные, и в политической, и в экономической, и в социально-культурной сфере, что возможности сотрудничества высоки.

Казахстан по-прежнему заинтересован в привлечении российских инвесторов, в первую очередь, крупных российских компаний, желающих стать стратегическими партнерами правительства Казахстана по дальнейшей диверсификации экономики. В Казахстане созданы эффективные инструменты работы с иностранными инвесторами, учета и защиты их интересов, подлинного государственно-частного партнерства. Принципиальная позиция- равенство условий хозяйствования.

Самый удачный пример— сотрудничество в энергетической сфере, недавно состоялась очень интересная сделка по разрезу «Богатырь», где госхолдинг «Самрук» совместно с российской компанией UCRusal создали совместное предприятие по использованию одного из самых крупных угольных месторождений на территории Казахстана.

— Каковы сейчас приоритеты экономической политики Казахстана?

Они определяются поставленной Президентом целью— войти в число 50наиболее конкурентоспособных стран мира. Для этого предпринимаются меры по диверсификации экономики, развитию не-сырьевых отраслей. Из других стран мы использовали опыт стран ЮВА, Малайзии, Сингапура, а также опыт Германии после 2мировой войны.

-Какие вопросы будут обсуждаться на встрече глав правительств ЕврАзЭс 25января?

После встречи глав государств ЕврАзЭс, которая была в Душанбе осенью прошлого года, достигнута принципиальная договоренность о таможенном союзе между тремя государствами (Россия, Украина, Белоруссия), это— политическое решение. И главный вопрос, который будет обсуждаться на встрече глав правительств— его реализация. У нас есть большие возможности, чтобы быстро и оперативно создать таможенный союз.

-Может быть подписан какой-то документ на эту тему?

Скорее всего, окончательного решения не будет, но 25января будут определены принципиальные подходы и сроки. После создания союза другие участники ЕврАзЭс получат возможность к нему присоединиться. Отличительная черта союза— наличие наднационального органа, который в рамках своей компетенции стоит выше национальных правительств.

-Будет ли обсуждаться влияние на страны ЕврАзЭс экономической ситуации в мире, например в плане инфляции?

Я думаю, что страны ЕврАзЭс, да и вообще все государства СНГ во второй половине прошлого года оказались перед серьезным инфляционным вызовом. Казахстан, наверное, первым на себе испытал его, поскольку мы достаточно сильно интегрированы в мировое экономическое пространство. Хорошо, что у нас был наработан достаточно богатый антиинфляционный опыт. На мой взгляд, здесь главным является не сползти, как это случилось после кризиса 1929года в Латинской Америке, на путь таких мер и решений кризисной ситуации, которые идут в разрез стратегическому курсу развития страны , а остаться верным выработанному курсу:

— сильная, открытая, рыночно-ориентированная экономика;

— многовекторная социальная политика;

— работоспособное государство.

Мы предприняли ряд мер, в итоге - цены были стабилизированы, национальная валюта устояла.

Мы оказали поддержку банковской системе. Замечу, что она была оказана банкам на возмездной и платной основе.

Размеры экономики Казахстана не позволяют рассчитывать, что она станет конкурентоспособной без сопряжения с мировой экономикой.

Но достигнутый уровень ее эффективности позволяет противодействовать негативным моментам такого сопряжения. Во время заседания ЕврАзЭс Казахстан готов поделиться своими наработками и учесть опыт других стран.

— Как отразится кризис ликвидности на экономике Казахстана в 2008г?

До августа прошлого года наши прогнозы роста ВВП в 2008году составляли— 9-10%. После августовского кризиса в США, мы пересмотрели эти показатели, и сделали их более консервативными 5-7%. Ближе это будет к 5%или к 7%, во многом зависит от внешнеэкономической ситуации и возможности выхода казахстанских эмитентов на внешние рынки капитала. Если этот выход не произойдет, будет больше 5%, если ситуация улучшится— больше 7%.

-Возможно ли принятие административных мер по контролю над ценами, например на продовольствие?

Мы приняли ряд мер, которые помогут нам сглаживать ценовые колебания. По контролю над ценами, по фиксации цены— принято решение этого не делать. Мы готовы проводить интервенции через систему МЧС, с этой целью создан стратегический госрезерв продовольствия Второе направление— в прошлом году мы наработали опыт, когда сам частный бизнес заключает договора с областными акиматами (органы исполнительной власти) о том, что они гарантируют поставки определенных продуктов— пшеницы, муки, сахара, подсолнечного масла и т.д. в том количестве, которое запрашивается, по фиксированным ценам. В этом году мы договорились продолжить эту практику.

-С какими компаниями заключаются подобные соглашения?

Это в основном крупные экспортеры сельхозпродукции.

-А что они получают взамен?

Это называется «социальная ответственность бизнеса».

Правительство планирует целенаправленно расширять масштабы поддержки экспортеров, улучшать используемые инструменты такой поддержки. В частности, будут значительно увеличены объемы государственного со-финансирования усилий предприятий по выходу на новые внешние рынки, расширены объемы экспортного кредитования, будут шире привлекаться профессиональная экспертиза по изучению внешних рынков и продвижению конкретных товаров на новые рынки. С учетом зарубежного опыта в создаваемых институтах развития будут укреплены специализированные подразделения по привлечению иностранных инвестиций и продвижению экспорта.

-Насколько государство готово поддерживать банковскую систему в условиях нынешнего кризиса? Какого масштаба может быть помощь банковской системе?

По этому поводу было сделано заявление правительства, нацбанка и агентства по финансовому рынку. В нем четко расписано: кто какую берет на себя ответственность, какие мы выдвигаем требования к банкам. Уже принято решение и подготовлена сумма в размере $ 4млрд, которая пойдет на помощь строительным компаниям, где присутствуют дольщики, малому и среднему бизнесу, а также рефинансированы некоторые инвестиционные проекты. Помощь будет оказана через банковскую систему. И, как было уже отмечено, помощь будет оказана адресно, на возвратной и платной основе. Посмотрим, как будет дальше развиваться ситуация, в случае необходимости мы готовы увеличить финансовую поддержку.

-До каких объемов?

В случае необходимости, мы можем ее удвоить. В то же самое время, в заявлении правительства было четко сказано, что это проблема не только правительства, но и акционеров банков. Чтобы с ней справиться, акционеры должны вкладывать дополнительные средства в банк, продавать непрофильные активы, а правительство будет поощрять дополнительные эмиссии акций.

-Каковы перспективы реализации подписанного в декабре российско-казахстанско-туркменского соглашения по Прикаспийскому газопроводу, учитывая неясность ситуации с туркменскими запасами и наличие проекта экспорта газа в Китай?

Я не вижу проблем в строительстве газопровода— все принципиальные вопросы решены. Поскольку в соглашении есть формула цены на газ— этот вопрос на ближайшую перспективу урегулирован. В будущем будет не столько стоять вопрос о цене на газ, сколько вопрос о наличии газовых ресурсов.Есть ли этот газ у Туркмении— я не могу не подтвердить, ни отрицать этого.

— Но в своих действиях Казахстан исходит из того, что у Туркмении газ есть?

Да.

— Для самого Казахстана насколько актуальны проекты развития альтернативных России проектов экспорта нефти?

Столько, сколько сможет российская трубопроводная система переварить— столько мы будем экспортировать через Россию. Все остальное мы будем экспортировать другими маршрутами— Баку-Тбилиси-Джейхан, в направлении Китая и т.д.

— Как Вы оцениваете соглашения, заключенные по Кашагану? Может ли это быть моделью при разрешении подобных ситуаций в будущем?

Я хотел бы сказать, что Казахстан является сторонником стабильности контрактов. Но исполняться они должны двумя сторонами— как государством, так и инвестором. Если инвестор нарушает контрактные обязательства, то правительство Казахстана имеет право начать переговоры. Что мы и сделали в случае с Кашаганским проектом. Переговоры шли непростые, но достигнуто очень важное соглашение, которое отражает интересы народа Казахстана. При этом был найден консенсус с иностранными инвесторами.

— В новом консорциуме по разработке Кашагана между участниками разделены сферы деятельности. Кто будет координировать их действия и представлять консорциум в отношениях с внешним миром?

Планируется создать операционную компанию, куда войдут все участники проекта. Она будет координировать весь проект. Доли участников в операционной компании будут пропорциональны вкладу в проект в целом.

— Кто мог бы возглавить операционную компанию?

Это не имеет значения, поскольку решения будут приниматься на основе консенсуса. Модель полностью поменялась по сравнению с предыдущей— раньше была компания Eni, которая управляла всем процессом.

— Каким образом удалось достигнуть такого результата так быстро? Освещение спора вокруг Кашагана в мировых СМИ не было столь негативным, как в случае с Сахалином -2.

Я не хотел бы сравнивать нашу ситуацию с другими странами, везде своя специфика. Мы свою точку зрения с первого дня высказывали открыто и публично: «У нас такая ситуация, есть такие претензии.» И придерживались этой линии до конца. Я хотел бы воспользоваться возможностью и выразить благодарность всем участникам консорциума за конструктивные переговоры.

— Готов ли Казахстан участвовать в финансировании проекта нового Волго-Донского канала, о котором говорили президенты двух стран?

Министры транспорта двух стран в прошлом году начали переговоры по этому вопросу. Сейчас прорабатывается вопрос подготовки технико-экономического обоснования. По результатам пред-ТЭО, которое будет отработано, мы сможем говорить о перспективах. Казахстан готов к участию в финансировании проекта.

— Когда может быть принято решение о перспективности проекта?

Думаю, что в течение 2008года.

Василий Кашин


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...