Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Эффект синергии для стратегических партнеров. В преддверии визита министр иностранных дел РФ С.Лавров ответил на вопросы "Казахстанской правды"

Эффект синергии для стратегических партнеров

 

Сегодня в Астану прибыл министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. В ходе двухдневного официального визита главы внешнеполитического ведомства России планируется его встреча с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, состоятся переговоры с министром иностранных дел Маратом Тажиным. Также российский министр примет участие в международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию установления дипломатических отношений между нашими странами. В преддверии визита министр иностранных дел РФ Сергей ЛАВРОВ ответил на вопросы «Казахстанской правды».

— Господин министр, исполнилось пятнадцать лет с момента установления дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Какую оценку вы дали бы нынешнему уровню взаимодействия между двумя странами?

— 22 октября мы отметили пятнадцатую годовщину установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. На самом деле история взаимоотношений наших народов насчитывает не одну сотню лет. Россия сыграла определяющую роль в становлении Казахстана как суверенного, независимого государства. Теперь народы наших стран, верные традициям неразрывных уз дружбы, братства и доверия, продолжают укреплять сложившиеся между ними торгово-экономические, гуманитарные и чисто человеческие связи. Сегодня российско-казахстанские отношения можно охарактеризовать как стратегическое партнерство. Важность добрососедского взаимодействия с Казахстаном определяется для нас не только его геополитическим положением, в том числе в Каспийском регионе, но и крупными людским, экономическим и сырьевым потенциалами, значением уникального космодрома Байконур, наличием более чем четырехмиллионной диаспоры русского населения.

С большим удовлетворением хочу отметить высокую динамику российско-казахстанских отношений, интенсивный политический диалог на высшем и высоком уровнях. Постоянно наращивается и совершенствуется договорно-правовая база двустороннего сотрудничества, разрабатываются и реализуются эффективные совместные проекты в различных областях, объединяются потенциалы наших стран в создании высоких технологий, совместном освоении космического пространства, использовании атомной энергии в мирных целях, в военно-технической сфере. Российские и казахстанские министерства и ведомства активно прорабатывают комплекс вопросов, связанных с реализацией первоочередных мероприятий в двусторонних отношениях, предусмотренных Планом совместных действий России и Казахстана на 2007—2008 годы, утвержденным президентами наших стран в мае текущего года в Астане.

Кроме того, наши страны активно координируют усилия на международной арене — в рамках СНГ, в ОДКБ, ЕврАзЭС и ШОС. Самая протяженная в СНГ российско-казахстанская граница является границей взаимного доверия и мира. На нынешнем переломном этапе мирового развития мы должны сохранять и укреплять традиции добрососедства, дружбы и взаимопонимания. Малейшее ослабление внимания, неважно с чьей стороны, к этим жизненно важным вопросам имело бы для обеих наших стран самые серьезные негативные последствия.

В поступательном развитии российско-казахстанских отношений наш общий стабилизирующий вклад в дело общерегиональной и глобальной безопасности. Центральная Азия — это не только центр тысячелетнего культурного и гуманитарного наследия. Это регион, имеющий мощный человеческий потенциал, насыщенный углеводородными и минеральными ресурсами, обладающий развитой транспортной и промышленной инфраструктурой. Все это предоставляет в распоряжение государств Центральной Азии широкие возможности развития. Думаю, не ошибусь, если скажу, что этот регион в недалеком будущем станет одним из стратегических центров мировой экономики.

Впереди у нас большая совместная работа по укреплению российско-казахстанских связей. В наших силах взять новые рубежи в сотрудничестве в экономике, образовании, культуре, науке. Это наш долг и перед историей, и перед людьми. Совместно добиваясь реализации стоящих перед нами задач, мы будем неуклонно продвигаться по пути интеграции между Россией и Казахстаном.

— Сотрудничество двух стран в торгово-экономической и инвестиционной сферах находится на очень высоком уровне. На протяжении всего 15-летнего периода Россия была и остается одним из ведущих торговых партнеров Казахстана и крупным инвестором в его экономику, как, впрочем, и крупнейшим экспортером. Экономическая составляющая является, как известно, одной из основ межгосударственных отношений. Сергей Викторович, какова ситуация сегодня?

— Объем нашего товарооборота постоянно возрастает. В 2006 году он достиг 13 миллиардов долларов США. По итогам текущего года этот показатель будет значительно превышен. Так, в январе — августе 2007 года товарооборот между Россией и Казахстаном увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 36,7 процента и составил 10,6 миллиарда долларов. Российский экспорт вырос на 43,1 процента (до 7,6 миллиарда долларов), а импорт из Казахстана — на 22,8 процента (до трех миллиардов долларов). Заметный вклад в развитие торговли вносят приграничное сотрудничество (более 40 процентов объема) и деятельность совместных предприятий. На начало 2007 года их число превысило две тысячи.

Говоря о сегодняшней ситуации в развитии экономических связей, хотел бы отметить важную координирующую роль Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (МПК), очередное заседание которой пройдет в ноябре этого года в Астане. На МПК рассматриваются практически все вопросы двустороннего взаимодействия: в сфере ТЭК, транспорта, промышленности и сельского хозяйства, связи, в области инвестиций, защиты окружающей среды и так далее В рамках МПК действуют подкомиссии по приграничному сотрудничеству, по комплексу Байконур, транспорту и по военно-техническому сотрудничеству. Рекомендации и решения МПК служат сегодня своего рода ориентирами в работе российских и казахстанских министерств и ведомств в торгово-экономической и инвестиционной сферах, определении совместных задач и шагов на перспективу.

Касаясь экономических проектов ближайшего будущего, хотел бы выделить нацеленность обеих сторон на увеличение в структуре взаимной торговли доли несырьевых товаров, модернизацию действующих путей сообщения и транспортной инфраструктуры в целом, повышение уровня взаимодействия в атомной энергетике, создание международных центров приграничного сотрудничества.

Все это реальные задачи, над решением которых работают как в России, так и в Казахстане. Об этом, в частности, шла речь на состоявшемся в Новосибирске Форуме руководителей приграничных областей России и Казахстана с участием президентов двух стран.

— Лидеры наших государств не раз заявляли о приверженности партнерства и в такой важной сфере казахстанско-российских отношений, как энергетическая. Однако как на Западе, так и на Востоке есть мнение, что Россия, с ее «высокомерной» элитой, пытается сегодня использовать «энергетические мускулы», что нефть и газ могут стать предметом соперничества между Казахстаном и Россией на мировых рынках. Какие масштабные инициативы и проекты могли бы опровергнуть, на ваш взгляд, эти «политологические изыски»? Что готова Россия предложить Казахстану в области энергетической безопасности?

— Оставим термины «высокомерная элита» России и ее «энергетические мускулы» на совести авторов подобных, как вы выразились, «политологических изысков». Настоящие профессионалы в современных условиях рыночной экономики оперируют такими понятиями, как прибыль, рентабельность, издержки производства, транспортные расходы, конкурентоспособность и тому подобные. Именно такими подходами к развитию энергетического сотрудничества с Казахстаном и другими нашими партнерами мы руководствуемся в своей практической деятельности.

Не секрет, что многие потребители энергоресурсов, к которым прежде всего относятся развитые западные страны, хотели бы обеспечить развитие многовекторных альтернативных схем доставки углеводородов в страны-импортеры. Это нормально. Ненормально, когда энергетические вопросы начинают политизировать в ущерб интересам стран-производителей и даже здравому смыслу. Ведь углеводороды, как и капитал, «текут» туда, где это выгодно. Когда же чисто экономическая проблема (пусть и имеющая стратегическое значение) политизируется, тогда и появляются попытки консолидировать потребителей энергоресурсов на платформе противодействия «российскому энергетическому монополизму». Кстати, насколько мне известно, подобные претензии выдвигаются не только к России, но и к Казахстану, который, дескать, необоснованно хочет пересмотреть условия недропользования.

Взаимодействие России и Казахстана в реализации совместных энергетических проектов в рамках стратегического партнерства и союзничества строится на точном экономическом расчете и дает ощутимые плоды для обеих стран. На прошлогоднем Форуме руководителей приграничных регионов двух стран с участием наших президентов было подписано соглашение о создании совместного предприятия по переработке карачаганакского газа на Оренбургском заводе. Достигнуты договоренности о расширении нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума, рассматриваются возможности увеличения пропускной способности нефтепровода Атырау — Самара. Весьма перспективным является проект создания энерготранспортного коридора «Прикаспий» в связи с договоренностью между Россией, Казахстаном и Туркменистаном о прокладке газопровода «Север — Юг». В этом же ключе строится и работа в формате «четырех» — Казахстан, Россия, Туркменистан и Узбекистан — по реконструкции газотранспортной системы «Средняя Азия — Центр».

Все это — часть реальной политики России и Казахстана. Говорить здесь о соперничестве, на мой взгляд, не приходится. Скорее можно вести речь о согласованной линии двух государств в стратегических вопросах внешнеэкономической сферы.

Россия и Казахстан — равноправные партнеры во всех областях двустороннего сотрудничества, включая, разумеется, энергетику. И оба наших государства могут многое дать друг другу в обеспечении своей энергобезопасности. Убеждены, что создать новую инфраструктуру наших отношений можно только на основе общих целей, объединения усилий и разделения рисков, что возможно только на базе политической воли с обеих сторон. Под инфраструктурой в данном случае мы понимаем не только рельсы, трубы, провода, но и финансовую, информационную, таможенную и прочие составляющие. Уверен, что при таком понимании у нас есть возможность в ближайшем будущем завершить реализацию имеющихся договоренностей в нефтегазовой сфере.

Особо хотел бы отметить большое значение подписанного десятого мая текущего года межправительственного Соглашения о создании Международного центра по обогащению урана. Считаем этот документ во многом историческим, отражающим углубление сотрудничества России и Казахстана в области мирного использования атома, а также воплощающим в жизнь нашу инициативу о создании глобальной инфраструктуры атомной энергетики.

— Между нашими странами всегда существовали традиционно тесные связи в науке, культуре и образовании. Как развивается сотрудничество в данном направлении сегодня? Какие новые приоритеты и задачи казахстанско-российского взаимодействия можно было бы реализовать в ближайшем будущем?

— Народы Российской Федерации и Республики Казахстан связаны между собой тысячами нитей в различных областях повседневной жизни. Но наиболее тесные связи традиционно поддерживаются в сферах науки, культуры и образования. Достаточно вспомнить насыщенные мероприятия, состоявшиеся в рамках Года России в Казахстане и Года Казахстана в России в 2004—2005 годах. Касаясь задач на перспективу, хотел бы обратить внимание на следующее.

Успешно выполнена Программа сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан в гуманитарной сфере на 2004—2006 годы. В Новосибирске в рамках Форума руководителей приграничных районов России и Казахстана подписана новая Программа на 2007—2010 годы. Она включает в себя внушительный перечень совместных шагов в сфере образования, гуманитарных наук, культуры, туризма, спорта, деятельности молодежных организаций, архивного дела, социальной защиты и занятости населения и многих других областях. Отличительная черта новой программы — вовлеченность в ее исполнение как центральных министерств и ведомств, так и руководства приграничных областей. Уверен, что практическая реализация этой программы придаст новый реальный импульс нашему сотрудничеству в гуманитарной сфере.

И еще один момент, на котором я хотел бы остановиться. Речь идет о деятельности филиалов российских вузов на территории Казахстана. В настоящее время их восемь в различных городах страны, включая филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в Астане. Судя по отзывам казахстанских коллег, профессорско-преподавательского состава этих учебных заведений, у казахстанской молодежи не ослабевает интерес к получению образования в этих филиалах, имеющих высокий профессиональный рейтинг. Поэтому МИД России поддержал идею открытия в вашей стране филиала Московского государственного института международных отношений. Соответствующие консультации по этому вопросу будут проведены уже в начале будущего года в Астане.

— Космический тандем Казахстана и России — что его ожидает?

— Совместная работа на космодроме Байконур является одним из наиболее весомых достижений нашего сотрудничества. Несмотря на трудности переходного периода 90-х годов прошлого века, нам удалось сохранить этот уникальный научно-технический комплекс. И сейчас всемирно известная космическая гавань успешно работает в интересах России и Казахстана, мировой науки в целом. В рамках совместных проектов Казахстан активно реализует свою национальную программу в космической сфере. Это прежде всего запуск первого казахстанского спутника связи и вещания «КазСат». Сейчас речь уже идет о создании целой серии спутников «КазСат». Хорошие перспективы взаимодействия на Байконуре открывают проекты ракетного комплекса «Байтерек» и Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС).

У наших стран обоюдная заинтересованность и солидный опыт в вопросах эффективного использования Байконура, создания там совместной научно-исследовательской базы. На повышение уровня сотрудничества на космодроме направлены и подписанные за последние годы между Россией и Казахстаном документы, в том числе Соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса Байконур и Меморандум о дальнейшем развитии сотрудничества по вопросам обеспечения функционирования комплекса Байконур.

— Оппоненты Содружества не раз критиковали весь спектр международных организаций, которые созданы на постсоветском пространстве. Якобы их структура не отличается динамизмом и нацеленностью на реальные результаты. Как вы оцениваете итоги душанбинского саммита? Что вместе Казахстан и Россия могли бы сделать еще для плодотворного развития СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ?

— Думаю, я не преувеличу, если скажу, что прошедшие недавно в Душанбе саммиты СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ стали этапными событиями в деятельности этих организаций.

Саммит СНГ, состоявшийся в Душанбе, открыл новые возможности для развития СНГ как объединения, способствующего стабильности и взаимовыгодному многостороннему сотрудничеству на постсоветском пространстве. С принятием Концепции дальнейшего развития СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации Содружество получило достаточно четкий вектор дальнейшей эволюции, подкрепленный договоренностями о конкретных практических делах. Кстати, в их разработке деятельно участвовало подавляющее большинство стран СНГ, что само по себе красноречиво свидетельствует о сохранении реального интереса к этому формату нашего коллективного взаимодействия.

Решения, принятые на состоявшемся шестого октября текущего года заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств, имеют принципиальное значение для дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках сообщества. Главным итогом этого саммита стало подписание четырех первоочередных договоров, являющихся частью правовой базы таможенного союза ЕврАзЭС, пусть пока в составе трех государств — Беларуси, Казахстана и России. Тем самым сделан важный шаг к качественно новому этапу интеграции в рамках ЕврАзЭС. В формате «тройки» предстоит подписать еще девять соглашений и таким образом укомплектовать договорно-правовой «пакет» таможенного союза ЕврАзЭС.

Сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ, проходившая в тот же день в Душанбе, стала одним из самых продуктивных саммитов в истории организации. Хотел бы выделить важные договоренности по миротворчеству, дальнейшему развитию военно-технического и военно-экономического сотрудничества. Есть все основания полагать, что они укрепят роль ОДКБ как ключевого элемента системы региональной безопасности и будут содействовать ее трансформации в универсальную международную организацию, способную адекватно реагировать по всему спектру современных вызовов и угроз в зоне ее ответственности и прилегающих районах.

Взаимодействие между Россией и Казахстаном всегда было одним из ключевых факторов, определяющих ход интеграционных процессов на пространстве СНГ. Не сомневаюсь, что оно и дальше будет играть важнейшую роль в решении тех задач, которые стоят перед СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ. В качестве примера назову реализацию уже упомянутой мной Концепции дальнейшего развития СНГ. Это же можно сказать и о продвижении наших общих приоритетов в рамках ЕврАзЭС. Не случайно, что именно Россия и Казахстан создали Евразийский банк развития, и от нас зависит, чтобы он эффективно заработал. Наши страны стали «первопроходцами» в налаживании сотрудничества в мирном использовании ядерной энергии. Перечисление можно продолжить — пожалуй, нет ни одной сферы деятельности наших интеграционных объединений, где бы российско-казахстанское сотрудничество не было бы необходимым.

— 62-я сессия ООН показала, что наступило время для серьезной и конструктивной перестройки всей структуры международных институтов, призванных поддерживать мир и стабильность на планете. Об этом говорил в своем выступлении с трибуны ООН и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Каким вы видите ближайшее будущее главной международной организации мира?

— Мы внимательно ознакомились с выступлением Президента Казахстана Н. А. Назарбаева на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, и у нас вызывает глубокое удовлетворение тот факт, что Казахстан причисляет себя к тем государствам, которые «не испытывают скептицизм в отношении легитимности международного права и неверие в эффективность многосторонних механизмов, таких как ООН, в обеспечении безопасности и справедливости». Нам импонирует готовность вашей страны укреплять роль и авторитет ООН в качестве уникального международного органа, способного эффективно влиять на вопросы войны и мира. Кстати, подобный настрой разделяет подавляющее большинство государств — членов ООН, что подтвердила политическая дискуссия в рамках 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

События последних лет убедительно свидетельствуют, что глобальные проблемы в области безопасности, такие как распространение оружия массового уничтожения, борьба с международным терроризмом, урегулирование острых региональных конфликтов и многие другие, требуют коллективных подходов, а наилучшей площадкой для их выработки служит Организация Объединенных Наций, обладающая уникальной легитимностью. Поэтому мы видим основную задачу в укреплении ООН как универсального механизма по рассмотрению и решению проблем, с которыми сталкивается человечество.

Конечно, происходящие в мире изменения, появление новых, как это принято говорить, вызовов и угроз требуют от всемирной Организации и ее основных органов, в том числе отвечающих за поддержание международного мира и безопасности (здесь я имею в виду в первую очередь Совет Безопасности ООН), адаптации к новым историческим реалиям.

Например, всеобщим интересам отвечало бы более активное использование потенциала ООН в сфере миротворчества. Повышению его качества, по нашему мнению, способствовало бы полноценное задействование такого уставного органа, как Военно-штабной комитет СБ ООН. Выдвинутая Президентом России в 2000 году инициатива активизации ВШК сохраняет свою актуальность. Разумеется, этот обновленный орган должен заработать в составе всех членов Совета Безопасности.

При этом следует учитывать, что реформа ООН, включая такую чувствительную ее составляющую, как расширение Совета Безопасности, — не самоцель. Любые изменения должны быть направлены на повышение эффективности ООН, закрепление ее центральной роли в мировых делах. При принятии реформенных решений необходимо руководствоваться задачей сохранения межгосударственной природы всемирной Организации. Достижение этой цели возможно лишь при обеспечении максимально широкого согласия среди государств-членов по всем аспектам намеченных преобразований.

— Активный диалог между Казахстаном и Россией по актуальным вопросам региональной и международной безопасности многие эксперты считают образцовым. Что предстоит еще сделать, чтобы ось «Астана — Москва» и в отдаленной перспективе считалась осью дружбы и добрососедства?

— Отчасти я уже ответил на этот вопрос, когда говорил об интеграции наших государств. Содержание и качество наших двусторонних отношений являются основой создания евразийской транспортной, энергетической, финансовой, таможенной инфраструктур, которые в свою очередь составляют общее полотно нашего экономического сотрудничества. Единая инфраструктурная политика создает качественно новые возможности для промышленной политики. Так, в России приняты стратегии развития авиа- и судостроения, транспортного машиностроения, металлургии, электронной промышленности. Настало время для совместной работы по такого рода национальным программам развития в целях минимизации рисков, «дурной конкуренции» и достижения эффекта «синергии», объединения усилий.

Такая работа полезна и с учетом ведущихся переговоров по присоединению к ВТО, чтобы лучше понять и отделить торговые, коммерческие вопросы от политических. Ведь основная цель — движение через таможенный союз к единому экономическому пространству, создание условий для повышения конкурентоспособности производителей товаров и услуг не только на наших рынках, но и на рынках «третьих стран».

Важный позитивный эффект имеет координация усилий России и Казахстана на международной арене. Мы высоко ценим доверительный характер нашего взаимодействия с казахстанской стороной в вопросах реформирования и развития СНГ. Полагаем целесообразным дальнейшее развитие механизма координации внешнеполитической деятельности государств — членов ОДКБ в рамках ООН и ОБСЕ, установление связей ОДКБ с НАТО. Учитывая сохраняющуюся остроту проблемы обеспечения стабильности и безопасности в регионе, будем работать над реализацией намеченных на саммитах в Бишкеке и Душанбе мер по комплексному противодействию новым вызовам и угрозам.

В целом можно сказать, что накопленный нашими странами потенциал обоюдовыгодного стратегического партнерства и союзничества, постоянный и активный политический диалог приобретают особое значение и ценность в современных условиях в мире, позволяют нам выходить на новое качество российско-казахстанских отношений.

Татьяна КОСТИНА


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...