Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Миссия - наблюдение. Избирательная система Республики Казахстан полностью гарантирует соблюдение конституционных прав граждан

16 ноября 2007, 10:31


За годы становления своей избирательной системы наша страна продемонстрировала всему мировому сообществу, что она открыта для самого широкого диалога по всем аспектам развития и модернизации демократической избирательной системы. В настоящее время продолжается активное обсуждение путей и методов совершенствования избирательного законодательства Республики Казахстан. Непосредственное участие в этом процессе кроме казахстанских экспертов принимают и многие международные организации, действующие в сфере выборов.

Одной из таких организаций является БДИПЧ/ОБСЕ. Миссия наблюдателей от этой организации недавно распространила итоговый отчет по результатам наблюдения за парламентскими выборами в Республике Казахстан, которые состоялись в августе текущего года.

Об основных положениях данного документа и сотрудничестве с БДИПЧ/ОБСЕ в сфере совершенствования казахстанского избирательного законодательства на страницах нашей газеты рассказал председатель Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Куандык Турганкулов.

- Куандык Турганкулович, можно ли избирательную систему нашей страны сегодня считать достаточно развитой и насколько она отвечает принципам международного избирательного права?

- Да, я считаю, что избирательная система нашей страны в настоящее время в целом отвечает общепринятым принципам демократических выборов и позволяет обеспечить прозрачность, справедливость и свободу выборов всех уровней, а также полностью гарантирует соблюдение конституционных избирательных прав граждан.

К тому же избирательное законодательство Республики Казахстан в последние годы очень активно совершенствуется. Каждая проведенная избирательная кампания вносит свои коррективы. Иногда, исходя из интересов государства и общества, требуется введение новых норм или внедрение новых избирательных механизмов. Это нормальная практика.

Безусловно, немаловажное значение для совершенствования казахстанского избирательного законодательства имеет и международный опыт. Ни для кого не секрет, что многие нормы нашего избирательного законодательства являются адаптированными к казахстанским условиям нормами избирательного права, использующимися в странах с устоявшимися демократическими традициями.

Кроме того, как страна-участница ОБСЕ, а также ряда других международных организаций мы ратифицировали соответствующие международные документы в области демократических прав и свобод человека. Несомненно, важнейшими из них являются Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ 1990 года и Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, в которых определены принципы демократических выборов. Основные положения этих документов отражены в конституционном законе «О выборах в Республике Казахстан», и мы стараемся выполнять взятые нами обязательства.

- Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) является одним из самых известных институтов ОБСЕ. Какую роль оно играет в обеспечении прозрачного выборного процесса в нашей стране?

- Действительно, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) как один из постоянно действующих институтов ОБСЕ играет активную роль в наблюдении за проведением выборов в соответствии с общепризнанными международными стандартами демократических выборов. БДИПЧ оказывает содействие становлению национальных институтов по правам человека, служит форумом для проведения совещаний и семинаров экспертов по выполнению обязательств в области человеческого измерения. Таким образом, оно представляет собой структуру, отвечающую за содействие обеспечению прав человека, развитию демократии и утверждению верховенства закона в государствах-членах ОБСЕ.

Важность этой международной организации еще и в том, что БДИПЧ/ОБСЕ является также центром по обмену информацией, служит диалоговой площадкой в области человеческого измерения и мероприятием по осуществлению программы координированной помощи.

Опыт БДИПЧ особенно важен и тем, что он имеет системные, обширные и ценные данные о ходе выполнения странами-членами ОБСЕ обязательств по организации и проведению демократических выборов. Не является исключением и Республика Казахстан.

БДИПЧ/ОБСЕ осуществляло на-блюдение практически за всеми избирательными кампаниями общегосударственного масштаба, проходившими в нашей стране, начиная с 1999 года.

Здесь я хотел бы обратить ваше внимание на то обстоятельство, что в избирательных законодательствах не всех стран, в том числе и участниц ОБСЕ, предусмотрено участие в выборах международных наблюдателей.

Наше государство, избравшее путь демократического развития, придерживается политики открытости для международных контактов, в том числе и в вопросах совершенствования выборного законодательства и избирательной практики. Поэтому вполне закономерно, что мы все эти годы активно сотрудничаем с БДИПЧ и приглашаем его миссии для наблюдения за выборами.

По итогам наблюдения за каждой из избирательных кампаний миссия БДИПЧ/ОБСЕ, как правило, представляет итоговый отчет, содержащий рекомендации по совершенствованию избирательного законодательства Республики Казахстан, а также указания на недочеты в организации избирательного процесса. Основным критерием оценки является соответствие Копенгагенскому документу ОБСЕ.

Каждый из этих отчетов становится предметом тщательного анализа с нашей стороны. В результате многие из рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ были, как я уже подчеркивал, поэтапно реализованы в конституционном законе «О выборах в Республике Казахстан».

- Летом этого года парламентские выборы в нашей стране в связи с внесенными концептуальными изменениями в Конституцию впервые проводились по пропорциональной избирательной системе. Как оценивают прошедшие выборы эксперты БДИПЧ/ОБСЕ?

- Что касается введения пропорциональной избирательной системы, я хотел бы отметить, что такая система используется сегодня во многих демократических странах. Для нашей страны ее внедрение, на мой взгляд, оправданно и является важным шагом на пути дальнейшей демократизации не только избирательного процесса, но и общества в целом. Выборы на основе пропорционального представительства предполагают не только активизацию политической деятельности участвующих в них политических партий. Они также требуют высокого уровня политической культуры и гражданской ответственности избирателей. С этой точки зрения парламентские выборы 2007 года возлагали на организаторов выборов, и в первую очередь на Центральную избирательную комиссию, большую ответственность.

Тем более приятно, что одним из главных положительных моментов отчета является оценка деятельности Центральной избирательной комиссии и других избирательных комиссий как профессиональной и транспарентной. Особо отмечается работа нашей комиссии, которая осуществляла свою деятельность активно, прозрачно и гласно. Действительно, на все заседания Центризбиркома приглашались представители политических партий, участвовавших в выборах, средства массовой информации и наблюдатели, что в значительной мере повлияло на открытость и прозрачность избирательной кампании.

Слаженная работа Центризбиркома по регламентации избирательного процесса, регулярному обновлению информационного веб-сайта, реализации масштабной программы по обучению избирателей, членов территориальных и участковых избирательных комиссий, по информационному обеспечению выборов, в том числе по вопросам электронного голосования и корректировке списков избирателей, также отмечена наблюдателями.

также получили положительную оценку международных наблюдателей высокий уровень взаимодействия между Центризбиркомом и миссией БДИПЧ/ОБСЕ, открытость избирательных органов, их готовность к сотрудничеству со всеми сторонами, заинтересованными в совершенствовании избирательного процесса в нашей стране. Отрадно, что работа всей многотысячной армии членов избирательных комиссий всех уровней, уровень их профессиональной подготовки и открытость были по достоинству оценены нашими коллегами из БДИПЧ/ОБСЕ.

Если говорить словами из итогового отчета, «у наблюдателей БДИПЧ/ОБСЕ в целом сложилось впечатление, что члены территориальных избирательных комиссий вполне компетентны и хорошо знают нормы избирательного законодательства».

- Во время прошедших избирательных кампаний, когда обнародовались подобные отчеты, сразу же складывалось негативное мнение. Из ваших слов мы понимаем, что в данном отчете немало положительных оценок. В связи с этим хотелось бы знать, какие еще аспекты организации избирательного процесса были положительно оценены наблюдателями БДИПЧ/ОБСЕ?

- Прежде всего, это либеральность и прозрачность процедуры регистрации списков политических партий и кандидатов, прозрачность рассмотрения связанных с выборами жалоб, размещение на веб-сайте Центризбиркома данных о результатах голосования по всем избирательным участкам республики. Как уже отмечалось, представители политических партий приглашались на все заседания Центризбиркома. Кроме того, они имели право совещательного голоса и возможность воочию убедиться в соблюдении нами всех предусмотренных законодательством процедур. Кроме того, представители СМИ, наблюдатели также имели такую возможность. Поэтому такая объективная оценка вполне объяснима. Миссия положительно оценила и проведение предвыборной агитации в спокойной обстановке и без административного вмешательства, освещение в средствах массовой информации деятельности всех без исключения партий, участвовавших в выборах. Отмечена активная роль органов прокуратуры в рассмотрении обращений и заявлений граждан и организаций.

Мерами, направленными на улучшение избирательного процесса, названы: увеличение числа депутатов мажилиса с 77 до 107, исключение из конституционного закона о выборах запрета на массовые собрания в период между завершением агитационной кампании и публикацией окончательных результатов.

Как вам известно, одним из важнейших и ответственных этапов любой избирательной кампании является организация и проведение процедуры голосования. Тем более приятно отметить, что экспертами БДИПЧ/ОБСЕ дана высокая оценка процессу голосования. Согласно заключению наблюдателей, голосование было хорошо организованным на 94 процентах посещенных ими избирательных участков. Для сравнения: в 2005 году этот показатель составлял 92 процента, а в 2004 году - 87 процентов. Так что позитивные перемены в нашей избирательной практике налицо.

- Большое внимание эксперты БДИПЧ/ОБСЕ уделяют автоматизированной информационной системе «Сайлау». Как, по их мнению, показала себя эта система на прошедших выборах?

- Автоматизированная информационная система «Сайлау» используется в нашей стране с 2004 года. Как вы знаете, в 2005 году оборудование системы подверглось существенной модернизации, основной целью которой было упрощение процедуры голосования. Однако у наблюдателей БДИПЧ/ОБСЕ возник ряд вопросов, касающихся уровня прозрачности системы и доверия к ней со стороны избирателей.

В ходе избирательной кампании текущего года экспертам БДИПЧ Центризбиркомом был предоставлен самый широкий доступ к системе электронного голосования. Технические эксперты БДИПЧ/ОБСЕ активно взаимодействовали со специалистами созданного при Центральной избирательной комиссии для обслуживания АИС «Сайлау» РГП «Инженерно-технический центр». Им была предоставлена возможность всесторонне ознакомиться с казахстанской системой электронного голосования как в предвыборный период, так и непосредственно в день голосования - 18 августа этого года. В результате эксперты смогли воочию убедиться в том, что АИС «Сайлау» базируется на доступных для ознакомления общественности стандартах. Они в целом признали соответствие системы электронного голосования заявленным требованиям.

В то же время в итоговом отчете миссии указано, что в использовавшейся на выборах 2007 года системе электронного голосования сохранились недостатки, отмеченные БДИПЧ/ОБСЕ в своих наблюдениях за прошлыми выборами.

Мы сейчас, с учетом замечаний и рекомендации БДИПЧ, изучаем вопрос о возможности внесения корректив в законодательные акты, касающиеся сертификации системы «Сайлау» как с учетом модификации ее отдельных компонентов, так и подготовки к выборным мероприятиям с ее использованием.

Электронное голосование - дело новое, и не только для нашей страны. Мы ищем пути усовершенствования АИС «Сайлау» с учетом реалий и перспектив развития. При этом пристально изучаем международную практику, в том числе и в области сертификации системы электронного голосования, на которой настаивают эксперты БДИПЧ. В то же время опыт показывает, что проблема сертификации оборудования систем электронного голосования международными организациями заключается в отсутствии международных организаций, специализирующихся на независимой сертификации такого оборудования.

В ходе дальнейшего развития системы электронного голосования казахстанскими специалистами планируется разработать механизмы, позволяющие производить разносторонние проверки результатов голосования, а наблюдателям, находящимся непосредственно на избирательном участке, визуально наблюдать за данным процессом и принимать участие в перепроверке результатов.

Кроме того, продолжаются работы по усовершенствованию электронной избирательной системы и введению процедуры бумажного подтверждения результатов голосования, обеспечения тайны голосования.

В целом же, согласно выводам миссии БДИПЧ/ОБСЕ, в день выборов члены участковых избирательных комиссий и избиратели продемонстрировали должное понимание процедуры электронного голосования, а сама система электронного голосования функционировала без сбоев.

- В любом случае наблюдатели миссии БДИПЧ/ОБСЕ не могли отметить только достоинства избирательной кампании по выборам в мажилис. Какие ими были выявлены недостатки и недочеты?

- Безусловно, мы не можем сказать, что отчет состоит только из положительных выводов и оценок. Есть ряд моментов, которые требуют серьезного внимания и анализа.

В частности, в итоговом отчете миссии БДИПЧ/ОБСЕ отмечено, что, не-смотря на прогресс в избирательном процессе, в предвыборный период и по некоторым аспектам организации голосования выборы не соответствовали ряду обязательств перед ОБСЕ. Они касаются организации избирательной кампании, администрирования выборов, деятельности средств массовой информации в период агитационной кампании, подсчета голосов и подведения итогов выборов.

Конечно, мы будем проверять все представленные миссией факты и выводы. Однако уже сейчас с полной уверенностью можно сказать, что не все из них однозначны. С некоторыми мы можем согласиться и признать, относительно других мы имеем собственное мнение.

То же самое можно сказать и относительно представленных миссией рекомендаций по улучшению избирательного процесса и избирательного законодательства в нашей стране.

- Можно конкретнее остановиться на рекомендациях БДИПЧ/ОБСЕ?

- Если говорить в целом, отчет содержит около тридцати рекомендаций. В основном они касаются внесения изменений в законодательство о выборах, процедур организации голосования и подсчета голосов в день выборов, вопросов электронного голосования, порядка проведения предвыборной агитации и деятельности СМИ, деятельности избирательных органов и наблюдения за выборами, регистрации списков политических партий.

Их можно условно разделить на четыре группы.

Первая группа - это рекомендации, которые, на наш взгляд, уже реализованы в казахстанском законодательстве.

Приведу лишь один пример. Одна из рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ гласит: «Следует внести поправки в закон о выборах для обеспечения более широкого, подлинно либерального представительства партий в составах избирательных комиссий и обеспечения независимости комиссий».

Мы считаем, что избирательное законодательство страны установило наиболее демократичную процедуру формирования составов избиркомов, основанную на главном принципе любой демократии - избираемости. С 2004 года территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии избираются соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий. А в 2007 году закон о выборах был дополнен еще одной нормой, усиливающей контроль политических партий за деятельностью избирательных комиссий: «Политические партии, не имеющие представителя в составе избирательных комиссий, вправе делегировать в соответствующую избирательную комиссию своего представителя с правом совещательного голоса на период подготовки и проведения избирательной кампании».

Таким образом, мы считаем, что законодательством республики созданы все условия и механизмы для самого активного участия политических партий в формировании и контроле за деятельностью избирательных комиссий.

Обязать же партии активнее пользоваться предоставленными возможностями мы не можем. Ведь, согласно нашим данным, несмотря на предоставленное право направить для работы в избирательные комиссии своих представителей, партии практически не воспользовались им, ограничившись направлением своего представителя для работы в Центральную и некоторые территориальные избирательные комиссии.

Вторая группа рекомендаций - это рекомендации, не относящиеся к компетенции Центральной избирательной комиссии.

К этой группе можно отнести рекомендации, касающиеся упрощения процедуры регистрации политических партий, а также требующие внесения изменений и дополнений в закон о средствах массовой информации и Уголовный кодекс Республики Казахстан. Эти рекомендации мы передаем для рассмотрения в соответствующие государственные органы, в компетенцию которых входит принятие решений по затрагиваемым в них вопросам.

Третья группа рекомендаций - рекомендации, с которыми мы не можем согласиться в силу того, что они противоречат Конституции или законодательству Республики Казахстан.

К этой группе можно отнести рекомендации о необходимости введения в избирательное законодательство нор-мы, закрепляющей право граждан добиваться избрания в мажилис в личном качестве, об упразднении механизма избрания 9 депутатов мажилиса Ассамблеей народа Казахстана, о пересмотре предъявляемого ко всем кандидатам в мажилис требования о постоянном проживании на территории Казахстана последние перед выборами 10 лет.

Помимо того, что данные рекомендации противоречат положениям Конституции страны, мы считаем, что указанные нормы не только полностью соответствуют обязательствам Казахстана перед ОБСЕ, так как являются результатом анализа международной практики, но и способствуют дальнейшей демократизации избирательного процесса.

В частности, введение так называемого ценза оседлости для кандидатов на выборные должности является общемировой практикой и подобные ограничения предусмотрены при проведении разных видов выборов в целом ряде зарубежных стран. Среди них можно отметить США, Канаду, Финляндию, Норвегию и некоторые другие государства, имеющие давние демократические традиции.

Что касается права граждан добиваться избрания в мажилис в личном качестве, то, по нашему мнению, участие кандидата в выборах в личном качестве при использовании пропорциональной избирательной системы, когда избиратели голосуют не за кандидатов, а за политические партии, теряет практический смысл. При этом следует отметить, что положения Копенгагенского документа ОБСЕ предоставляют государствам-участникам ОБСЕ право выбора избирательной системы, обязывая их при этом уважать право граждан добиваться политических и государственных постов либо в личном качестве, либо в качестве представителя политической партии.

И наконец, относительно рекомендации об упразднении механизма избрания депутатов мажилиса Ассамблеей народа Казахстана. Я уже не раз говорил о том, что предоставление Ассамблее такого права, т.е. установление избирательной квоты и благоприятного режима избрания для депутатов от национальных меньшинств, является одной из специальных мер, принимаемых нашим государством с целью гарантирования национальным меньшинствам их избирательных прав. Именно введением в законодательство соответствующей нормы Казахстан реализовал положения Копенгагенского документа о национальных меньшинствах. Хотелось бы отметить тот факт, что в нижних палатах парламентов 17 стран мира предусмотрена подобная квота, а опытом Казахстана уже заинтересовались не только в ряде государств СНГ с полиэтническим составом населения, но даже и в Южной Корее.

Четвертая группа рекомендаций - рекомендации, требующие дальнейшего обсуждения, а также рекомендации, которые нами принимаются.

В общей сложности мы намерены более детально обсудить с экспертами БДИПЧ/ОБСЕ и представителями казахстанской общественности около десяти рекомендаций.

В частности, это касается рекомендации о возможном снижении 7-процентного избирательного порога. При этом хотел бы отметить, мы считаем, что в настоящее время 7-процентный барьер является наиболее оптимальным, так как представляет усредненный показатель относительно подобных барьеров, использующихся во многих зарубежных государствах.

Также мы хотим обсудить с экспертами БДИПЧ/ОБСЕ некоторые рекомендации, касающиеся распределения между политическими партиями депутатских мандатов, процедурных вопросов деятельности избирательных органов и организации выборов.

Полностью или частично могут быть приняты рекомендации, связанные с обучением членов избирательных комиссий, предвыборной агитацией, деятельностью СМИ, процедурными вопросами организации голосования в день выборов, дальнейшим развитием автоматизированной информационной системы «Сайлау», и некоторые другие.

- Исходя из вышесказанного, планируется ли работа по совершенствованию избирательного законодательства Республики Казахстан?

- Центральная избирательная комиссия высоко оценивает уровень сложившихся с БДИПЧ/ОБСЕ партнерских отношений, и, конечно же, совместная работа по совершенствованию избирательного законодательства Республики Казахстан будет продолжена. Тем более что мы уже имеем достаточный опыт ее организации в течение ряда лет, а также реальные результаты.

Центральная избирательная комиссия совместно с БДИПЧ/ОБСЕ приняла план совместной работы по выработке предложений о внесении изменений и дополнений в конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» с учетом рекомендаций, содержащихся в итоговом отчете БДИПЧ/ОБСЕ.

Согласительные процедуры по срокам и месту проведения рабочих мероприятий на уровне экспертов Центризбиркома и БДИПЧ/ОБСЕ начнутся в конце ноября текущего года.

Также будет возобновлена деятельность рабочей группы при Центризбиркоме по рассмотрению рекомендаций миссий по наблюдению, предложений политических партий, неправительственных организаций и организаторов выборов, направленных на дальнейшее совершенствование избирательного законодательства Республики Казахстан.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что в самое ближайшее время работа в этом направлении будет продолжена.

Сергей НАГОВИЦИН, Алматы


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...