Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Демократию нельзя внедрить декретом

Как справедливо заметил Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев, демократию невозможно внедрить декретом, ее надо выстрадать. При этом ни в коем случае нельзя спешить и уж тем более искусственно внедрять демократические устои революционным путем. Ибо такие шаги, судя по событиям в ряде постсоветских стран, чреваты самыми непредсказуемыми последствиями, ухудшающими, а вовсе не улучшающими жизнь рядовых граждан. Казахстан выбрал эволюционную модель развития, в основу которой лег принцип «сначала — экономика, потом — политика». И такой подход себя оправдал: за короткий по историческим меркам срок республика добилась огромных экономических успехов и осуществила большие преобразования в сфере гражданских свобод, что продемонстрировали в том числе состоявшиеся 18 августа нынешнего года выборы в Мажилис и местные представительные органы всех уровней. Кстати, стоит особо отметить: высокую оценку избирательной кампании дали не только международные наблюдатели из СНГ, но и представители ОБСЕ.

Как заявил недавно побывавший в нашей стране глава БДИПЧ/ОБСЕ Кристиан Штрохаль, Казахстан достиг значительного прогресса в проведении демократических выборов. В частности, отметил он, все политические партии имели равный доступ к СМИ, была значительно упрощена процедура регистрации партийных списков, и в целом созданы все условия для справедливой конкуренции между участниками избирательной кампании. Более того, по ряду параметров, касающихся организации выборного процесса, республика даже может служить моделью для многих других стран.

Если вспомнить, сразу же по окончании избирательной кампании отдельные представители оппозиции без обиняков заявили: мол, выборы прошли с многочисленными нарушениями, и вот увидите, какую негативную оценку им даст БДИПЧ/ОБСЕ. Но... вот реальные факты. В тексте недавно обнародованного Итогового отчета по выборам в Парламент РК 18 августа 2007 года миссия этой авторитетной международной структуры привела 78 положительных аспектов. В документе, в частности, подчеркивается, что достигнут «прогресс в организации предвыборного периода», что «голосование проходило в спокойной обстановке» и что «наблюдатели дали позитивную оценку процессу голосования на 94 процентах из посещенных избирательных участков».

По итогам выборов миссия наблюдателей БДИПЧ/ОБСЕ высоко оценила деятельность Центральной избирательной комиссии РК, которая, как говорится в отчете, в целом «осуществляла свою деятельность активно и транспарентно». Отмечен как хорошо организованный и сам процесс голосования, а также тот факт, что «политические партии в основном имели возможность проводить предвыборную кампанию без особого административного вмешательства. Средства массовой информации освещали деятельность всех политических партий».

В целом БДИПЧ/ОБСЕ положительно оценила практически все аспекты прошедшей избирательной гонки, в том числе эффективное функционирование городских, областных и районных избирательных комиссий, которые за короткий срок провели огромную информационную и организационную работу. Кстати, отрадно заметить, что по сравнению с аналогичным документом, подготовленным по итогам парламентской избирательной кампании 2004 года, в новом отчете международной структуры существенно сократилось число критических замечаний. А ведь в республике в нынешнем году работала, можно сказать, целая армия ее наблюдателей — около четырехсот человек. Причем в течение всего избирательного периода они имели возможность свободно и без каких-либо ограничений знакомиться с деятельностью ЦИК по подготовке выборов, встречаться с представителями органов власти и политических партий, участвующих в выборном процессе, изучать работу правоохранительных органов, СМИ и мнение общественности.

Конечно, недостатки в ходе избирательной кампании были. Однако драматизировать ситуацию, наверное, не стоит. Во-первых, отмеченные экспертами ОБСЕ огрехи носят в основном технический характер, а просчеты в этом плане имеются во всех странах мира, не исключая и те, которые принято характеризовать высокоразвитыми демократиями. Во-вторых, мы же затем и приглашаем к себе на выборы международных наблюдателей, чтобы в дальнейшем, опираясь на их рекомендации, совершенствовать выборное законодательство. Между прочим, за период с 1995 по 2007 год в Казахстане с учетом высказанных ими замечаний девять раз (!) вносились изменения и дополнения в Конституционный закон республики «О выборах».

Не стоит сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что прошедшая в нынешнем году в Казахстане избирательная кампания имела свою специфику. Впервые в политической истории страны парламентские выборы прошли по партийным спискам. При этом накануне электорального периода был внесен большой пакет поправок в Конституцию, который фактически дал старт новому этапу политических реформ. Это касается и увеличения численности депутатов Мажилиса, и существенного расширения возможностей предвыборной агитации, и повышения для наблюдателей прозрачности и доступности всех стадий избирательного процесса.

Очень важный момент связан был также с внесением в статью 20 Закона «О выборах» положения, согласно которому членами избирательных комиссий не могут быть депутаты Парламента, маслихатов, судьи и другие должностные лица. Иными словами, появился мощный барьер, предотвращающий возможность административного воздействия на работу избиркомов. Да, наверное, стоит признать справедливость критики относительно подготовленности членов данных органов. Но опять же нельзя не заметить, что тем пришлось «перестраиваться» под новые законодательные нормы, как говорится, на ходу.

Конечно, пока Казахстан, возможно, и не полностью соответствует всем демократическим стандартам, но важно то, что страна демонстрирует твердую приверженность строительству демократии и неуклонно идет к этой цели, перенимая лучший опыт и учитывая замечания. Кстати, отмеченные в отчете ОБСЕ недостатки уже приняты на рассмотрение соответствующими органами республики. Более того, казахстанские органы власти планируют только наращивать темпы сотрудничества с данной международной структурой, рассматривая это взаимодействие как соответствующее приоритетным национальным интересам.

О стремлении нашей страны прочно закрепить наработанные за годы независимости демократические устои политической системы и общества говорит также заявка нашего государства на председательствование в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2009 году. Важно понимать, что построение в Казахстане демократии — это долгосрочный, многомерный и комплексный процесс, суть которого состоит в том, что сама демократизация политической системы идет параллельно с глубокой модернизацией экономики и общества в целом.

Николай СЕРГЕЕВ


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...