Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Меньшее из зол. Казахстан избран председателем ОБСЕ на 2010 год

Казахстан избран председателем ОБСЕ на 2010 год. Но окончание длительной дискуссии вокруг председательства Астаны еще не означает окончания кризиса, в котором находится эта международная организация

Вопрос онеобходимости соответствовать каким-то стандартам неставился перед претендующими напредседательство членами Организации побезопасности исотрудничеству вЕвропе (ОБСЕ) дотех пор, пока такая заявка небыла сделана Астаной. При еерассмотрении наСовете министров иностранных дел (СМИД) вконце 2006года требуемого консенсуса достигнуто небыло. Претензии кКазахстану, возможно, имелись уразных стран, нолишь единицы посчитали ихоснованием для отказа вудовлетворении заявки. Даитебыли против непотому, что председательствующая страна (на персональном уровне -министр иностранных дел этой страны) получает какие-то фантастические возможности для решения своих (или несвоих) вопросов втечение года. Нет, возможности уорганизации более чем скромные, сосредоточенные впоследние годы всфере выдачи сертификатов соответствия демстандартам. Которые, стоит отметить, нигде запределами ОБСЕ непризнавались. Даже путь вЕвросоюз для всех без исключения стран бывшего социалистического лагеря лежал только через НАТО. Кроме того, кначалу этого столетия стало очевидно, что ОБСЕ сузила диапазон своих действительных, анедекларируемых интересов дотак называемой третьей корзины (демократия иправа человека), агеографические рамки -достран, расположенных квостоку отВены.

Одновременно ОБСЕ утрачивала свою эксклюзивность инезаменимость -как площадки для диалога Восток -Запад, так иинструмента решения конфликтов. НоКазахстан, единый кандидат отстран СНГ, как раз ивоплощал всебе общие для стран Содружества характеристики -лежал квостоку отВены, асертификата соответствия неимел. Ипотому впервые вистории организации рассмотрение заявки было отложено нацелый год, попрошествии которого расклад сил внутри ОБСЕ изменился настолько, что Казахстану уже просто пришлось стать председателем, чтобы спасти организацию (см. «Возглавить или уничтожить», «Эксперт Казахстан» №41от2ноября 2007г.).

Все относительно

Разумеется, избрание председателем международной организации -это прежде всего вопрос престижа. Кроме того, руководству нашей страны предоставилась возможность втечение поменьшей мере трех лет (время пребывания всоставе «тройки») использовать факт председательства впропагандистских целях.

Государственный секретарь Канат Саудабаев уже заявил, что состоялось «реальное признание достижений Казахстана вразвитии экономики, ипрежде всего вдемократическом реформировании нашего общества. Это признание нетолько усилий Казахстана пообеспечению безопасности внашем регионе, ноибольшого вклада вглобальную безопасность. Помимо этого, учитывался опыт Казахстана, позволивший сохранить мир исогласие вмногонациональной стране. Пожалуй, веще большей степени это решение было обусловлено пониманием всем сообществом ОБСЕ уникального потенциала Казахстана посближению позиций между старыми иновыми членами организаций, между странами кзападу ивостоку отВены».

Госсекретарю такие слова положены подолжности. Ивсе женестоит обольщаться насчет признания. Просто Запад, вотличие отКазахстана, давно уже привык ктому, что демократия предполагает наличие выбора между несколькими возможностями. Носточки зрения привлекательности это обычно выбор немежду хорошим илучшим, амежду ужасным ичудовищным. Ипредоставление Казахстану председательского кресла, казавшееся еще недавно Вашингтону невозможным, стало вполне приемлемым нафоне нового предложения, поступившего накануне вСМИД.

Россия иеще шесть стран СНГ представили вМадриде проект «Базовых принципов организации наблюдения заобщенациональными выборами», которые должны были серьезно ограничить возможности -как технические, так иполитические -мониторинговых миссий Бюро подемократическим институтам иправам человека (БДИПЧ). Эти ограничения были для США иихсоюзников заведомо неприемлемыми, поскольку превращали БДИПЧ изинструмента контроля над Россией вподконтрольный России институт.

Иамериканцы, видимо, решили, что наше председательство -временно, авыборы инаблюдение заними будут постоянно. Трудно сказать, что питало ихуверенность или хотя бынадежду наэто, ноони явно выбирали меньшее издвух зол. Сценарий «ты отказала мне два раза» мог иметь лишь одно развитие -выход изОБСЕ России иеесоюзников, что делало дальнейшее существование организации бессмысленным иктому жезатруднительным вфинансовом смысле.

Недавним принятием моратория наисполнение Договора обобычных вооруженных силах вЕвропе (ДОВСЕ) Россия дала понять, что собирается действовать жестко, хоть иврамках международного права. Заодно продемонстрировала, что ибез участия наблюдателей отБДИПЧ выборы возможны.

Наэто место ужнету карты

Тем временем ряд политических партий иНПО Казахстана внесли свой вклад вразвитие народной дипломатии, презентовав документ под названием «Дорожная карта «Казахстан -ОБСЕ -2011год». Свое название онполучил, судя повсему, исключительно как дань моде, поскольку представлял собой неперечень шагов, следующих друг задругом внекой логически обусловленной последовательности, анабор условий. Они включали создание «постоянно действующего консультативного органа при президенте Республики Казахстан», атакже подготовку ивнесение поправок взаконодательство. Предполагалось, что ктому моменту, когда будет проводиться голосование попредседателю-2011, Казахстан все условия выполнит истанет «примером для других государств региона вобласти политического развития».

Предлагаемые поправки касались положений совсем ужодиозных иктому жефункционально необязательных сточки зрения контроля государства над политическим процессом. Новкачестве условий они никуда негодились. Прежде всего потому, что Россия еще в2006году вБрюсселе предельно жестко заявила: «Попытки установления каких-либо условий поопределению председательства вОБСЕ для нас неприемлемы. Данное решение недолжно рассматриваться как создающее прецедент набудущее инедолжно подрывать основополагающие принципы суверенного равенства государств -участников ОБСЕ». Даисам «отказ», тоесть решение за№20/06, выглядел скорее как отложенное согласие. Внем, вчастности, говорилось, что ключевой причиной для государств -участников ОБСЕ наделять друг друга наивысшими функциональными обязанностями является проявление готовности испособности осуществлять руководство втаком сотрудничестве. При этом отмечалось, что государства-участники равноправны впредложении такого проявления и, следовательно, вравной степени правомочны осуществлять наивысшие обязанности врамках ОБСЕ. Словом, даже если быказахстанское руководство было готово согласиться сусловиями оппозиции, ейпросто непозволили быэто сделать. Нооно нетолько непроявляло готовности квыполнению каких-то условий, абуквально наглазах утрачивало интерес кпредседательскому креслу. Фактически России пришлось подталкивать его вэто кресло.

Поэтому кноябрю 2007года нетолько жесткие, ноипросто четко сформулированные требования кКазахстану были уже невозможны. Астана была готова лишь наформулировки вдухе «продолжать работу», «прикладывать все усилия» ит.п. -формулировки, между прочим, весьма популярные вВене идовольно точно отражающие саму работу организации впоследние годы.

Кроме того, вопрос опредседательстве Казахстана решался врамках парадигмы баланса сил. Заодно спросроченными иочередными выборами председателя (Греция -в2009−м, Казахстан -в2010году) состоялись ивыборы досрочные -Литва (по еесобственному предложению) была выбрана председателем в2011году. Причем министр иностранных дел Литвы Пятрас Вайтекунас сразу жеобъявил отом, чем займется ОБСЕ под его руководством: «Это возможность использовать ОБСЕ как инструмент для решения актуальных для Европы вопросов, таких как борьба стерроризмом, урегулирование замороженных конфликтов, развитие демократии ирегионального сотрудничества вСредней Азии, продолжение деятельности понаблюдению завыборами».

АКазахстан, судя повсему, сосредоточится нареформе самой организации. Ведь нетолько был единым кандидатом отСНГ, его поддерживала Организация договора околлективной безопасности (ОДКБ). Генсек ОДКБ Николай Бордюжа, выступая намадридском СМИД, отметил, что члены возглавляемой иморганизации внесли ряд конкретных предложений поповышению эффективности деятельности ОБСЕ. «Это, вчастности, проекты решений, касающиеся борьбы сугрозой незаконного оборота наркотиков ипрекурсоров, разработки устава ОБСЕ, наблюдения завыборами полинии БДИПЧ». Так что впереди выбор между реформой ОБСЕ иееликвидацией.

Николай Кузьмин


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...