Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Красивое имя, высокая честь. Парламентская ассамблея ОБСЕ стремится упрочить свои позиции внутри организации. И это стремление поддерживают страны-участники, хотя их интересы далеко не во всем совпадают

Парламентская ассамблея ОБСЕ стремится упрочить свои позиции внутри организации. И это стремление поддерживают страны-участники, хотя их интересы далеко не во всем совпадают

Всего несколько лет назад Организация побезопасности исотрудничеству вЕвропе была наряду сКонгрессом США основным адресатом для жалоб молодой казахстанской оппозиции. Адля правительства Казахстана она выступала партнером поутомительному ималопродуктивному диалогу оперспективах развития демократии при сохранении авторитарного режима. Сегодня заматеревшая, ноислегка притомившаяся отборьбы засвои права оппозиция предпочитает обращаться напрямую к«Ак орде».

Тем временем ОБСЕ избрала Казахстан своим председателем на2010год, аееПарламентская ассамблея (ПА ОБСЕ) вначале июля провела свою 17−юежегодную сессию вАстане. Это событие стало своего рода репетицией будущего председательства нашей страны. Стрибуны ассамблеи Нурсултан Назарбаев изложил свое видение основных направлений нашей внешней ивнутренней политики (см. «Незримый намек надвижение», «Эксперт Казахстан» №27от7июля 2008г.). Апредседатель ПАЙоран Леннмаркер заявил, что онснетерпением ожидает, когда Казахстан займет кресло председателя ОБСЕ в2010году, «так как это предоставит возможность усилить связи между Европой иЦентральной Азией, атакже укрепить демократию ипрозрачность вэтой большой ивлиятельной стране».

Серый квадрат насером фоне

ПАОБСЕ была создана 18лет назад, когда холодная война уже закончилась, ноСоветский Союз еще нераспался, апотому отСовещания побезопасности исотрудничеству вЕвропе (такой статус втупору имела ОБСЕ) все ждали чего-то большего. Ожидалось, что парламентарии добавят интенсивности диалогу Запада иВостока исделают его более эффективным. Носитуация вмире быстро менялась. Восточная Европа стала частью Запада. Советский Союз распался. Апосле того как ОБСЕ нетолько оказалась неспособна предотвратить развал Югославии, ноифактически выступила наопределенном этапе вкачестве союзника НАТО ввойне против Сербии, слово «безопасность» вназвании организации стало выглядеть если неиронией, то, как минимум, анахронизмом.

Время шло, процесс евроинтеграции продвигался вперед благодаря Евросоюзу. НАТО постепенно утрачивало свое значение военного блока, взяв насебя роль «учебной части» для стран Восточной Европы, стремящихся вЕС. Эффективность ОБСЕ нафоне обеспечения безопасности взоне ееответственности (то есть вЕвропе) силами даже неСеверного Альянса, аСоединенных Штатов (самый свежий пример -проект размещения элементов американской противоракетной обороны вВосточной Европе) выглядит, мягко говоря, сомнительной. Если Вена иявляется местом, где сегодня принимаются решения повопросам безопасности, тоэто происходит невштаб-квартире ОБСЕ, авофисе расположенной втом жегороде Организации стран -экспортеров нефти (ОПЕК). Аполитика Европы вЦентральной Азии стала формулироваться почти исключительно вБрюсселе, где расположены штаб-квартиры Европейского союза иНАТО.

Если сама ОБСЕ впоследнее время называется обычно форумом для политического диалога, тоПарламентская ассамблея выглядит как некий форум внутри форума. Форма существования ассамблеи -заседания, сессии, конференции ифорумы. Итог ихработы -декларации, заявления ирекомендации поразличным вопросам.

Триумф Астаны

Выступая наоткрытии сессии вАстане, Нурсултан Назарбаев сразу жесообщил ееучастникам, что столица Казахстана празднует свое десятилетие, аихприезд -это украшение праздника, неболее. Или неменее. Впрочем, факт проведения сессии вАстане онрасценил также как «признание успехов экономических иполитических реформ вКазахстане».

Вответ председатель ассамблеи напомнил отом, что иПАОБСЕ, ионлично «оказывали активную поддержку Казахстану вего усилиях возглавить ОБСЕ. Ярад, что теперь это произойдет, ихочу пожелать правительству инароду Казахстана удачи вэтом важном начинании». При этом г-нЛеннмаркер выразил уверенность втом, что «Казахстан добросовестно иоткрыто продолжит работу повыполнению обязательств, взятых насебя навстрече министров иностранных дел ОБСЕ вМадриде впрошлом году, включая внее все заинтересованные стороны. ОБСЕ готова поддержать Казахстан вэтом деле».

Спикер сената Касым-Жомарт Токаев всвоем выступлении сблагодарностью отметил, что последовательным сторонником председательства Казахстана вОБСЕ было именно парламентское сообщество. Однако ситуацию сукреплением демократии описал иначе: «Положительное решение опредседательствовании вОБСЕ -это безусловное признание международным сообществом значительного прогресса вукреплении иразвитии демократических институтов вКазахстане». Извыступления спикера мажилиса Аслана Мусина стало ясно, что онтакже ничего неслышал окаких-то обязательствах: «Казахстан уверенно идет попути строительства гражданского общества, свободного отлюбых проявлений экстремизма. Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев обосновал ипоследовательно реализует казахстанскую модель политического игосударственного устройства, которая учитывает исторические, культурные инациональные особенности развития нашего государства».

Мастер-класс парламентской демократии

Звучащие впоследнее время применительно кОБСЕ заявления отом, что это нечто большее, чем просто форум для дискуссий, возможно, невполне соответствуют действительности, но, покрайней мере, формально корректны -это международная организация. Новот ассамблея -это как раз форум для дискуссий вчистом виде. Адискуссии -это то, чего нехватает политическому процессу вКазахстане. Воснове дискуссий лежит разный взгляд наодну итужепроблему, авнашей стране приветствуется единство, анеплюрализм мнений. Разница вовзглядах обычно связана сразличием вплатформах, накоторых стоят различные политические партии. Аунас партия впарламенте всего одна, иесли вней иначнется дискуссия, толишь покоманде руководства «разбиться нафракции, начать дискуссию». Европейские парламентарии, вотличие отнаших, работают, идовольно плодотворно, вусловиях разброса мнений, необходимости создания коалиций, поиска компромиссов.

Обсуждение резолюции, посвященной Афганистану, вобрало всебя весь спектр мнений поситуации вэтой стране. Кто-то несоглашался срезолюцией, указывая нато, что Афганистан оккупирован иностранными войсками иследовало быопределиться сосроками вывода оккупантов. Кто-то несоглашался спризывами кчленам ОБСЕ увеличить военную игуманитарную помощь, поскольку многие страны досих пор неоказали вообще никакой помощи. Представители одних стран сообщали онамерении увеличить свое военное присутствие, депутаты других -облизящемся выводе своих войск.

Показательно, что резолюция эта, подготовленная представителем Канады ивцелом отражающая «англосаксонское» видение ситуации, включает всебя один неслишком приятный для Казахстана пункт. Внем ПАОБСЕ выражает обеспокоенность «отрицательным воздействием трансграничной деятельности, вкоторой участвуют соседи Афганистана, втом числе Пакистан иИран, навнутреннюю стабильность исоциально-экономический прогресс Афганистана». Казахстанская делегация, решившая, что наша страна тоже относится ксоседям Афганистана, потребовала его исключения изтекста резолюции, ноеетребование было отклонено как запоздавшее -время для внесения поправок истекло еще накануне.

Другой пункт этой жерезолюции приветствует декларацию Бухарестского саммита НАТО, поскольку вней указывается, что «евроатлантическая иболее широкая международная безопасность тесно связана сбудущим Афганистана вкачестве мирного, демократического государства, уважающего права человека исвободного отугрозы терроризма». Против этой формулировки, возможно, ниуодной изстран возражений небыло, носсылка надокумент НАТО достаточно красноречиво говорит овидении автором резолюции сил, содействующих ипрепятствующих стабильности ипрогрессу вАфганистане.

Некоторые изположений этой резолюции, как иряда других, звучат довольно пессимистично. Например, слова отом, что ассамблея «по-прежнему выражает обеспокоенность тем, что коррупция инеэффективное управление продолжают затруднять усилия пореконструкции иборьбе снезаконным оборотом наркотиков», наводят намысль овозможности появления формулировок типа «неизменно будет выражать озабоченность».

Несмотря наточто едва линеукаждой резолюции (за исключением разве что насилия вотношении женщин иборьбы сантисемитизмом вакадемических кругах) были критики ипротивники, практически все они были приняты. ВПарламентской ассамблее решения принимаются неконсенсусом, как вОБСЕ, абольшинством голосов.

Конкуренция нарынке мониторинга

Одна изважных функций ПА-наблюдение завыборами натерритории стран -членов ОБСЕ. Как сообщил всвоем докладе Йоран Леннмаркер: «Со времени первой миссии понаблюдению завыборами, проведенной нами вдекабре 1993года, ассамблея направила 93миссии, вкоторых приняли участие более 2700парламентариев».

Издесь ассамблея выступает прямым конкурентом экспертов израсположенного вВаршаве Бюро подемократическим институтам иправам человека (БДИПЧ), оно тоже является институтом ОБСЕ. Именно БДИПЧ готовило отчеты, вкоторых неизменно признавалось «несоответствие стандартам» выборов, проводившихся вРоссии идружественных ейгосударствах, втом числе ивКазахстане. При этом работа самого БДИПЧ иего миссий была хоть ивысокопрофессиональной, нонастолько непрозрачной инеподотчетной, что вызывала критику состороны как стран, тестируемых насоответствие стандартам, так иПарламентской ассамблеи.

Эта конкуренция нашла отражение врезолюции миссии понаблюдению, вней Парламентская ассамблея выражает стремление «продолжать обеспечивать политическое руководство миссиями ОБСЕ понаблюдению завыборами» иподчеркивает, что «деятельность ОБСЕ понаблюдению завыборами необходимо ивпредь совершенствовать икорректировать».

Йоран Леннмаркер всвоем отчетном докладе был вынужден признать разногласия внутри ОБСЕ: «Парламентская ассамблея иБДИПЧ должны сотрудничать, основываясь наКопенгагенском соглашении. Втечение двух лет моего президентского срока япостоянно пытался объединить усилия ОБСЕ вэтой области. Ксожалению, вовремя моего двухлетнего срока, как ивомногие предыдущие годы, происходили внутренние разногласия иконфликты. Янадеюсь, что вэтом году такие разногласия прекратятся». Против сотрудничества невозражает иБДИПЧ, носчитает, что лидирующая роль вмониторинге должна принадлежать ему. ПАОБСЕ, напротив, исходит изтого, что именно политический опыт изнания парламентариев придают деятельности ОБСЕ понаблюдению завыборами исключительно авторитетный характер.

Повышение статуса

Работа 17−йсессии ипринятые наней резолюции продемонстрировали, содной стороны, ограниченные возможности ОБСЕ иееПарламентской ассамблеи. Рассматривая любые актуальные проблемы современной Европы -будь тоборьба ссексуальной эксплуатацией детей, использование водных ресурсов или кибербезопасность, -ассамблея неможет выйти запределы призывов ирекомендаций.

Сдругой стороны, иАстанинская декларация, имногие резолюции говорят остремлении организации кбольшей эффективности. Именно таков смысл рекомендации «изменить правило консенсуса вотношении решений, касающихся персонала, бюджета иадминистрации, атакже чтобы страна, блокирующая консенсус или препятствующая его достижению, действовала при этом открыто ибыла готова публично отстаивать свою позицию».

Помимо прочего, Парламентская ассамблея остается одной изплощадок борьбы между Россией иСША (другие страны выступают вкачестве союзников или просто статистов). Заположениями ряда резолюций (например, поАфганистану, Грузии, голодомору) нестоит ничего, кроме стремления представить Россию вкачестве обвиняемой стороны. Россия, сосвоей стороны, успешно использует ПАОБСЕ для подрыва наметившейся монополии БДИПЧ намониторинг иоценку выборов.

Астанинская декларация ирезолюции, принятые на17−йежегодной сессии ПАОБСЕ, формируют своего рода политическую базу, основу для принятия международно-правовых документов. Например, содержащийся вдекларации настоятельный призыв «кцентрализованному управлению водосборными бассейнами икразвитию трансграничного сотрудничества вотношении водотоков» наверняка будет использован при подготовке соглашений посовместному использованию Сырдарьи иАмударьи.

Наконец, внутренняя логика развития любой бюрократической структуры (атаковой являются иОБСЕ, иееПарламентская ассамблея) толкает ПАкповышению как собственного статуса, так истатуса ОБСЕ: «Если ОБСЕ намеревается ивпредь играть роль ведущей организации поукреплению безопасности истабильности наоснове развития демократии, тоейнеобходимо еще более повысить роль своей Парламентской ассамблеи».

Николай Кузьмин, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Сибирь», «Эксперт Казахстан»


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...