Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

«АДЖИП» мало Карабатана - нужно еще Ескене

«№ 62 от 14.07.2008»

22 июля компания «Аджип ККО» планирует провести в Атырау Общественные слушания по выделению земельного участка под т.н. «Декларации о намерениях Последующей фазы освоения (ДоН ПФО) после Опытно-промышленной разработки Кашагана».

Планов громадье

Полномасштабная Фаза Освоения (ПФО) - третья фаза разработки освоения Кашаганского месторождения. Первой была разведка, второй - опытно-промышленная разработка (ОПР). К 2015 году, когда на Кашагане уже будет завершаться ОПР, операционная компания намерена получать до 21 млн.тонн в год коммерческой нефти, 44,4 млн. кубических метров газа в сутки, из которых 29,6 млн. будет сразу же закачиваться обратно в пласт, а 14,8 млн. тонн ежесуточно по сети подводных трубопроводов подаваться на УКПНиГ «Болашак» на Карабатане.

Принципы ПФО

«Аджип ККО» по ПФО ожидает, что максимально-устойчивый уровень добычи нефти составит 56-70 млн.тонн нефти в год (1,2-1,5 млн. баррелей в сутки). И это в случае одновременного эффективного совместного использования других активов Северо-Каспийского проекта - разработки месторождений Кайран, Актоты и Каламкас-море. Компания по морскому блоку ПФО предполагает, что принципиально схема в ходе ПФО не изменится: так же как и на ОПР, на небольших искусственных островах будут располагаться автономные системы сбора нефти, от которых полученные флюиды (нефть, вода, сероводород и пр.) будут перекачиваться по небольшим трубопроводам на более крупные морские эксплуатационно-технологические комплексы (ЭТК).

Именно на ЭТК флюиды подвергнутся разделению, полученная нефть стабилизирована, затем перекачана на берег для дальнейшей сепарации. Кислый газ (с высоким содержанием сероводорода) на ЭТК будет также закачан в пласт. До сих пор компания не определилась с количеством островов, однако предполагает, что «большее количество меньших по размеру островов повысит эксплуатационную гибкость».

Принципиальной разницы между наземным ПФО УКПНиГ или, проще говоря, вторым заводом «Аджип ККО», со схемой ОПР нет. Будет производиться осушка, обессоливание, стабилизация нефти, удаление из состава нефти меркаптанов, выделение серы и ее складирование, обратная закачка остаточного газа.

Есть еще одна очень любопытная строка: «Альтернативные технологические концепции могут снизить объемы газа и серы, производящихся на УКПНиГ». Но расшифровки к многозначительной фразе, увы, не прилагается.

«Аджип ККО» планирует, что при уровне добычи 56-70 млн.тонн нефти в год «при наихудшем сценарии» уровень производства серы составит 5700 тонн в сутки, т.е. в год на Карабатане может быть выработано свыше 2 млн. тонн серы. По условиям соглашения с Казахстаном, «Аджип ККО» имеет право хранить до 4 млн. тонн, и в последующем сера будет храниться «под адекватной системой покрытия на приемлемом участке за пределами площадки УКПНиГ «Болашак». Месторасположение площадок для хранения серы на территории страны не указывается. Компания туманно сообщает, что «изучаются варианты увеличения отечественного спроса на серу, в частности, в строительной и сельскохозяйственной отраслях». У итальянской компании ЭНИ есть некая своя современная разработка - ноу хау или патент по проблеме серы - которую компания намерена активно использовать.

Выбор без выбора

Месторасположение новых УКНиГ ПФО - самый главный проблемный вопрос, которую якобы решает «Аджип ККО». Компания определила 17 участков, которые консолидированы в 11 зонах 4 основных районов:

1. Центральное Ескене (в сторону Макатского района Атырауской области, восточнее от нынешней УКПНиГ «Болашак». Расстояние до Атырау - 38 км).

2. Западный Карсак (вблизи месторождения «Карсак» НК «КазМунайГаз», в 130 км восточнее Атырау).

3. Северный Тенгиз.

4. Западные Бузачи (полуостров в Мангистауской области, в районе базы поддержки морских операций в порту Баутино).

Первый вариант - «Центральный Ескене».

Преимущества площадки: возможность использования строящейся ныне инфраструктуры в рамках ОПР, электроэнергия, железнодорожное и автомобильное сообщение, вахтовые поселки для строителей, возможность работы безвахтовым методом из Атырау, что заметно удешевляет затраты на рабочую силу.

Недостатки: все подводные трубопроводы «юг-север» проходят через заповедную часть Северного Каспия (нагул осетровых рыб, сотни тысяч птиц в период весна-осень). Воздействие при проведении трубоукладочных строительных работ и максимальный ущерб для животного мира при потенциально возможном разрыве нефтегазопроводов в ходе эксплуатации. Высокая вероятность негативного аккумулирования промышленного воздействия на прилегающую местность от совместного расположения с УКПНиГ «Болашак» и будущего нефтехимического комплекса НК «КазМунайГаз».

Второй вариант - площадка «Западный Карсак».

Преимущества: спокойнее для населения - завод отодвигается подальше от города, нет проблем с подключением к нефтепроводам на запад (КТК) и на юг (ККТС).

Недостатки: во-первых, самый главный для акционеров, в.т.ч. и для Казахстана - это удорожание проекта на $270 млн. Во-вторых, площадка находится в низменности и расположена ближе к Каспийскому морю. В-третьих, также все подводные трубопроводы «юг-север» проходят через заповедную часть Северного Каспия с соответствующими последствиями.

Третий вариант - площадка «Северный Тенгиз».

Преимущества: в оперативности сотрудничества с аварийными службами ТОО «Тенгизшевройл» при возникновении ЧП на УКПНиГ ПФО. Подключение к экспортным нефтепроводам - нет проблем. Подводные нефтегазопроводы уходят на восток от устья Урала - еще один несомненный плюс.

Недостатки: сумма затрат увеличивается на $450 млн. Возможно строительство дамб для защиты от моря, хотя колебание уровня моря достаточно стабильно. Подводные трубопроводы и судоходство проходят в опасной близости от советского наследия - затопленных скважин «Пустынного», «Тажигали» и проч. Этот негатив может стать позитивом, т.к. в данном случае операционная компания сделает то, до чего у Казахстана так и не доходят толком руки: ликвидация или повторная консервация затопленных скважин на Каспии. Минус «морского субботника» в последующем компенсировании кашаганской нефтью.

Четвертый вариант - площадка «Западные Бузачи».

Преимущества: населенных пунктов практически нет, маршруты подводных трубопроводов избегают заповедной зоны моря.

Недостатки: увеличение стоимости проекта ПФО на $1 млрд., необходимость реконструкции автомобильных и железных дорог, фактически инфраструктуру надо начинать с нуля. Для подключения к КТК требуется новая труба на северо-восток до Тенгиза. Помехи от инфраструктуры «КазТрансОйла» и месторождения «Каламкас».

Это принципиальные различия между четырьмя участками для второго завода по фазе ПФО.

Перегрузка

«Аджип ККО» считает, что самыми лучшими местами для Завода ПФО являются участок «Центральное Ескене» и, с некоторыми оговорками, «Западный Карсак». Исключительно по экономическим мотивам. Разумеется, «Аджип ККО» будет всячески лоббировать свой вариант размещения, но многое, если не все, зависит от позиции официальной Астаны.

Практика показывает: экономические расчеты «Аджип ККО» многократно пересматриваются, стоимость участка увеличится как минимум в два раза. Это понимают и в «Аджипе», где начали процедуру получения участка под новый завод. Застолбить его заранее - таков мотив действий, вытекающий из печального опыта компании, когда пришлось выкупать на несколько порядков дороже первоначальной стоимости участки под расширение базы в Баутино. Нашлись высокопоставленные личности, по типу Нурлана Каппарова и не только, которые «подсуетились» и забрали эти земли в частную собственность, чтобы подороже «загнать» итальянцам. Но есть еще существенный фактор, по которому «Аджип ККО» столь рано, не разобравшись толком с ОПР, стремится решить вопрос о выделении участка под сверхгигантский завод. С утратой статуса единого оператора, «Аджип ККО», чтобы устоять на кашаганском плацдарме, необходимо добиваться успехов в продвижении интересов всех акционеров Северо-Каспийского проекта. На управление заводом в Карабатане претендует французская «Тоталь». И если «Аджип ККО» не удастся решить по экономическим мотивам вопрос с Ескене, компания может остаться не удел в непосредственном управлении проекта. А это огромные потери доходов в получении подрядов для родственных и близких им компаний, утрата контроля над финансовыми потоками и просто вопрос политического престижа. Что тоже влияет на уровень акций компании.

«Зеленые» в ярости

Свое крайнее возмущение планами компании высказали уже атырауские зеленые. Председатель НПО «Глобус» Галина Чернова отметила, что помимо завода «Аджип ККО» в Карабатане, в этом же районе на северном Карабатане «КазМунайГаз» намерен построить нефтехимическое предприятие. Кроме того, мощность завода на Ескене в три раза превышает мощности карабатанского. Столь гигантская нагрузка на экологию в совокупности чревата серьезными последствиями для жителей Атырау и прилегающих к этой территории поселков. Тем более, что Ескене находится в 38 км от Атырау и реки Урал. Слушания, надо полагать, опять превратятся в «поле битвы» между нефтяной компанией и общественностью. Но трудно не вспомнить, что, несмотря на многочисленные официальные отказы с выделением участка Карабатан, включая официальные отказы Минэкологии под завод ОПР, в конечном итоге обходными путями АККО все же получил этот участок под строительство газохимического предприятия.

Оксана МАРТЫНЮК,

Атырау


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...