Проект Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения»
не защищает права многих групп населения

 

Мектепбаева Сауле, Директор программы «Правовая реформа»

Фонда Сорос - Казахстан

 

25 июля в Алматы проводятся первые публичные обсуждения проекта Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения», организованные общественным объединением «Намыс» при поддержке Фонда Сорос - Казахстан. Общественные слушания выявили необходимость доработки целого комплекса норм Кодекса.

Наиболее серьезный недостаток документа в том, что проект Кодекса представляет собой лишь компиляцию уже существовавших законов и не решает основную проблему законодательства в области права на здоровье - относительность государственных гарантий.

Действующее законодательство все существующие гарантии в области права на здоровье отсылает на усмотрение Правительства, отдавая центральному исполнительному органу власти полномочие по определению, каким будет право на медицинскую помощь. То есть Правительство каждый год определяет, будет ли это полный спектр услуг или какой-то весьма лимитированный набор медицинских услуг. В то время как Конституция страны закрепляет за гражданами бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом. Таким образом, не Правительство, а законодатель должен определить, каким будет объем гарантированной государством помощи.

К сожалению, проект Кодекса не решил данную проблему: статья 33 документа помимо неверного использования конституционной формулировки права содержит ссылки на компетенцию Министерства здравоохранения РК по определению тех или иных параметров объема медицинской помощи. Так, стационарная медицинская помощь осуществляется в рамках планируемого количества случаев госпитализации, определяемых уполномоченным органом в области здравоохранения. То же самое относится к обеспечению лекарственными средствами.

Думаю, что проблема во многом происходит по причине недопонимания смысла конституционной гарантии права на охрану здоровья. В Основном законе говорится о получении бесплатно гарантированного объема медицинской помощи. В Кодексе же используется иная формулировка - «гарантированный объем бесплатной медицинской помощи». Несмотря на внешнюю схожесть понятий, конституционная норма все-таки гарантирует гражданам Казахстана постоянный, независящий от обстоятельств, в том числе и экономических, объем медицинских услуг. Интерпретация конституционной нормы лишает данное конституционное право основной характеристики - постоянства, что не может не сказаться на закреплении данного права в последующих нормах Кодекса. Так, пункт 1 статьи 64 Кодекса среди прав граждан перечисляет право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, которое зависит от перечня, утверждаемого Правительством Республики Казахстан, несмотря на четкую формулировку Конституции: «объем…, установленный законом».

Кодекс и в ряде других случаев относит к компетенции Правительства такие функции, которые должны решаться законодателем. Согласно пункта 3 статьи 29 Конституции порядок получения платной медицинской помощи устанавливается законом. Однако пункт 8 статьи 34 Кодекса функцию по определению порядка оказания платных услуг снова возлагает на Правительство.

Не решает Кодекс и проблему паллиативной помощи - то есть комплексной медико-социальной помощи людям, страдающим неизлечимыми заболеваниями. Паллиативной помощи, являющейся весьма актуальной для Казахстана, посвящена всего одна статья Кодекса - статья 50, которая на самом деле не гарантирует данный вид помощи и снова отсылает к компетенции Минздрава, предоставляя право определить порядок оказания такой помощи. То есть по сути, нет никаких гарантий паллиативной помощи, и сотни умирающих от таких болезней, как рак, СПИД, не смогут отстоять свое право на достойное отношение к себе и поддержание жизни. Кроме того, несмотря на то, что статья 50 использует термин хоспис, Кодекс не дает толкования данного термина, не определяет статуса таких учреждений, и наконец, самое главное - оставляет без внимания вопрос их финансирования. При этом, право на получение паллиативной помощи вытекает не только из права на охрану здоровья. Обязательство государства по предоставлению паллиативной помощи основано на таких конституционных принципах, как уважение человеческого достоинства, право на жизнь и провозглашение жизни человека высшей ценностью государства.

Соотношение прав и обязанностей в Кодексе в целом весьма противоречиво. Статья 66 Кодекса вводит такую обязанность как забота о сохранении своего здоровья. Однако данная обязанность не закреплена в Конституции и является достаточно противоречивой, ведь такая обязанность может стать основанием введения ответственности за покушение на собственную жизнь, употребление наркотических веществ и многих других деяний, которые не относятся сегодня к числу наказуемых.

Важным недостатком Кодекса является то, что он весьма категоричен в вопросе прав иностранных граждан и лиц без гражданства на получение медицинской помощи. В Кодексе используются исключительно формулировки «граждане имеют право», в то время как за негражданами закрепляется лишь право на получение медицинской помощи за счет средств государственного бюджета при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих. Из чего следует, что на иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяются такие общечеловеческие гарантии, как право на свободный выбор медицинской организации, качественную и своевременную медицинскую помощь.

Стоит отметить, что не получают особого статуса и специальных прав беременные женщины: медицинская, консультативная и лекарственная помощь им предоставляется в пределах того же самого объема медицинских услуг, что и всем иным гражданам.

Таким образом, проект Кодекса обошел наиболее сложные вопросы, сохранив традиционную для казахстанского законодательства о здравоохранении ссылку на компетенцию исполнительных органов власти, не став документом, гарантирующим всем нам, гражданам Казахстана, право на охрану здоровья.

 

28 июля 2008, 12:04
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код